Урок математики по теме "Решение показательных уравнений"

Разделы: Математика


Урок проводится с использованием модульной технологии. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Модульная педагогическая технология осуществляет индивидуальный подход к учащимся, включает каждого в осознанную деятельность, формирует самостоятельность в выборе правильного решения и обеспечивает сотрудничество учителя и ученика. Работа учащихся состоит из нескольких этапов, так называемых учебных элементов. Каждый учебный элемент содержит или указания учителя о том, что нужно знать и уметь, или краткие пояснения к выполнению заданий.

Цели урока распределяются по трем уровням:

  • 1 уровень – закрепить решение простейших показательных уравнений;
  • 2 уровень – закрепить решение показательных уравнений, выбирая самостоятельно способ решения;
  • 3 уровень – формировать умение применять знания в нестандартных ситуациях.

Оборудования: печатные материалы с заданиями, оценочные листы, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Организационный момент. Ознакомление целью и задачами урока. Учащимся выдаются печатные материалы с заданиями и оценочные листы.

1 уровень

I. Учебный элемент №1

Решение уравнений методом уравнивания показателей

Цель: закрепить решение простейших показательных уравнений, методом уравнивания показателей.

Указания учителя. Уравнения вида af(x) = b, где a>0, a ≠1 называются простейшими показательными уравнениями.

Если b≤0 , то уравнение решений не имеет.

Если b>0 , то существует такое число с, что b = ac. Тогда аf(x) = аc ( в силу монотонности функции y=at ) равносильно уравнению f(x) = c.

Задания для самостоятельной работы на 5 минут.

Указания учителя. Проверьте и оцените свою работу (смотрите на экран). Проставьте количество набранных баллов себе в оценочный лист. Каждый пример оценивается в 1 балл.

Ответы: 1 вар. а) 4 б) 1,5 в) 2 г) ±1
  2 вар. а) 1 б) 4 в) 0,25 г) ±4

II. Учебный элемент № 2

Решение уравнений вида аf(x) = bf(x)

Цель: закрепить решение показательных уравнений вида аf(x) = bf(x)

Указания учителя. Разделив обе части уравнения на bf(x) ≠ 0,

получим , где a> 0, b> 0, a ≠ 1, b ≠ 1. , отсюда f(x) = 0

Задания для самостоятельной работы на 10 минут.

Указания учителя. Проверьте и оцените свою работу (см. на экран). Каждый пример оценивается в 2 балла. Проставьте набранные баллы в оценочный лист.

Ответы: 1 вар. а) 2,5 б) 0 в) -1
  2 вар. а) 2 б) -1 в) -1

III. Учебный элемент № 3

Метод введения новой переменной.

Цель: закрепить решение показательных уравнений, методом введения новой переменной и сведения к квадратному.

Указания учителя:

1. Уравнения вида ma2f(x) + naf(x) + p = 0 решается подстановкой y = af(x), y > 0, при котором получается квадратное уравнение. Метод сведения к квадратному уравнению состоит в том, что нужно преобразовать уравнения к такому виду, чтобы некоторую показательную функцию обозначить новой переменной, получив при этом квадратное уравнение относительно этой переменной.

2. Уравнения вида ma2f(x) + naf(x)bf(x) + qb2f(x) = 0, где m ≠ 0, n ≠ 0 решается делением обеих частей уравнения на а2f(x) ≠ 0 или b2f(x) ≠ 0. Далее выполняется подстановка(b/a)f(x) = t, где t > 0, и решается квадратное уравнение.

Задания для самостоятельной работы на 10 минут.

Указания учителя. Проверьте и оцените свою работу (см. на экран). Каждый пример оценивается в 3 балла. Проставьте набранные баллы в оценочный лист.

Ответы: 1 вар. а) 2 б) 0 в) 1
  2 вар. а) 4 б) -1 в) 1

2 уровень

IV. Учебный элемент № 4

Цель: закрепить решение показательных уравнений, самостоятельно выбирая способы решения.

Указание учителя: вы прошли 1-й уровень усвоения материала. Теперь вам придется самостоятельно выбрать метод решения показательных уравнений, используя все знания и возможности.

Задания для самостоятельной работы на 10 минут

Указания учителя. Проверьте и оцените свою работу (см. на экран). Каждый пример оценивается в 3 балла. Проставьте набранные баллы в оценочный лист.

Ответы: 1 вар. а) 3 б) 3 в) ±√3
  2 вар. а) 3 б) 2 в) ±√3

Указание учителя: Молодцы, вы освоили решения уравнений второго уровня сложности. Посчитайте общее количество набранных баллов.

Если вы набрали 20-28 , то получаете оценку «5».
Если вы набрали 14-19 , то получаете оценку «4».
Если вы набрали 9-13 , то получаете оценку «3».
Если вы набрали 0-7 , то получаете оценку «2».

Сдайте оценочные листы учителю.

3 уровень

V. Учебный элемент № 5

Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных и нестандартных ситуациях.

Презентация решений нестандартных уравнений, подготовленных учащимися.

Домашнее задание

С.М. Саакян:

1 уровень - №986, №990, №992, №996
2 уровень - №1011, №1015
3 уровень - №1432, №1433, №1437, №1439

Приложение.