Цели урока:
Познакомить с новыми буквами и звуками, формировать с ними навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения. Закреплять представление о правиле правописания имен собственных.
Развивать речь, внимание, фонематический слух, расширять кругозор, интерес к истории России.
Воспитывать такие качества, как патриотизм, любознательность, интерес к чтению.
Оборудование: плакаты с изображением Красной площади и собора Василия Блаженного, названия городов, символ России русская матрешка, музыкальное оформление: запись боя курантов и звона колоколов, “лента букв”.
Ход урока
1.Организационный момент
Раз два три – слушай и смотри.
Три два раз – начинаем мы сейчас.
2.Повторение изученного
– Ребята, у меня для вас сюрприз. Закройте глаза.
/Звучит бой курантов/
– Что вы сейчас услышали? (бой часов)
– Правильно это часы. Главные часы в нашей стране.
– Каждый предмет имеет свое название. И эти часы тоже имеют свое название.
– Чтобы узнать, как они называются и где они находятся нужно подняться вверх по лестнице и прочитать слово.
– Как называются часы, бой которых мы сейчас с вами слышали?
– Находятся эти часы на главной башне страны в Москве.
– Но здесь мы можем услышать не только бой часов, но другие звуки.
– Что это за звуки мы узнаем, если поднимемся по этой лестнице.
/Звучит колокольный звон/
Стихотворение о Москве.
Как только солнышко взойдет,
Всю землю озаряя,
Нам сразу голос подает
Страна моя родная.
Звонят куранты в ранний час,
На башне луч играет,
Москва на зорьке всякий раз
Привет нам посылает.
3. Открытие новых знаний
а) материал для наблюдения
– Как называется главный город страны? (Москва)
– Произнесите слово Москва.
– Какой звук слышим в начале этого слова?
– К какой группе звуков он относится?
– Произнесите еще раз слово Москва.
– Как вы думаете, какой это звук по твердости и мягкости?
– Дайте полную характеристику звуку [м] в слове Москва.
Физкультминутка
– Молодцы, ребята. Похвалите себя, обнимите себя, погладьте по головке.
Загадка
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.
(метро)
– Москва это очень большой город в нем живет много людей. Чтобы люди могли свободно и быстро передвигаться из одной части города в другую в Москве есть метро.
– Ребята, а кто знает, что такое метро?
– Метро – это железная дорога под землей, по которой на большой скорости ходят поезда.
б) выделение звука
– Какой звук мы слышим в начале слова метро?
– Произнесите его.
– Что можем сказать о звуке?
– Кто сможет дать полную характеристику звуку [м,] в этой позиции?
– Докажите, что звук мягкий.
– Сделайте вывод. (звук [м], согласный, звонкий, может быть твердым или мягким)
в) постановка темы урока
– Кто сможет сказать тему урока?
г) определение позиции в словах
– А сейчас внимание!
– Я читаю слова, если звук [м,] мягкий встают девочки, если звук [м] твердый встают мальчики.
Мох |
медведь |
метро |
сом |
сомик |
Муравей | карман | молот | самовар |
д) знакомство с буквами
– Согласный звук [м], обозначается буквой м.
– На что похожа буква м?
– Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
Физ. пауза
– Внимание, приготовили ладошки.
Глазки видят далеко, (закрываем и открываем глаза ладошками)
Ушки слышат хорошо. (закрываем и открываем ушки ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки в ладоши)
Начинаем мы читать.
е) чтение с доски
ма ми
мо ме
му мы
– На какие группы можно разделить эти слоги? (с мягким согласным и с твердым согласным)
– Продолжаем чтение.
мама |
строители |
Римма Петровна |
метро |
строили |
Роман Минин |
мир |
слово |
Марина Нилина |
Москва |
слова |
– На какие группы можно разделить эти слова?
Физкультминутка для глаз
Посмотрели на солнышко, на тучку, на звездочку.
Ручки вверх подняли, легли, полежали.
/звучит песня Матрешек/
Сегодня на урок к нам пришли гости. Угадайте кто это?
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят в друг дружке,
А всего одна игрушка.
– Кто это?
– Матрешка это национальная игрушка.
/рассказ о матрешке/
– Матрешки разгадывали кроссворд и потеряли буквы.
– Давайте поможем их найти.
– Мы знаем, что первая матрешка разгадывала первое слово. Какие буквы она потеряла? (у, а)
– Вторая помладше потеряла всего лишь одну букву, но почему-то большую. (О)
– Третья сестренка аж три затеряла, а куда подевала, до сих пор не узнала. (а, а, о)
– Четвертая знает, что их было две, одна из них не такая как все. (и, т. к. обозначает мягкость согласных, о)
– Пятая точно знает, писала, но куда положила, забыла. (о)
– Шестая писала одну, но три раза, какую же букву потеряла проказа? (а)
Мурманск – какое слово получилось? Что означает это слово?
Омск – какое слово получилось? Что означает это слово?
Саратов – какое слово получилось? Что означает это слово?
Киров – какое слово получилось? Что означает это слово?
Владивосток -какое слово получилось? Что означает это слово?
Астрахань – какое слово получилось? Что означает это слово?
у а О а а о и о о а
– Что общего у этих слов? (Это названия городов).
– Почему все слова начинаются с большой буквы?
– Скажите правило.
– В кроссворде у Матрешек получилось слово.
– Давайте его прочитаем.
Физкультминутка
Игра “Цветик – семицветик”
Дети вместе с учителем произносят:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
через север через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли.
Быть по нашему вели!
Одновременно дети закрывают глаза, представляют как летит лепесток и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают и снова закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами “увидеть” заданный цвет. По истечении 3–5 секунд учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры 30 секунд.
Методические указания
Игра “Цветик – семицветик” – это игра на воображение. Как созерцание, так и представление различных цветов радуги оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка. Так, синий цвет положительно влияет на зрение и слух; желтый – на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый – на сердечно-сосудистую систему. Красным цветом нельзя злоупотреблять: он возбуждает нервную систему.
4. Закрепление изученного
– Что изображено на этой странице?
– Кто был на Красной площади?
– Чем украшены башни Кремля?
– Не всегда стены Кремля были такими красивыми, и развивался российский флаг. Красная площадь с момента своего основания претерпела много бед и несчастий. Сколько раз враги пытались сломить стены кремля, но они выстояли благодаря храбрости, силе и выносливости русского народа.
– Назовите слова, где звук [м,] слышится мягко.
– Где звук [м] слышится твердо.
– Прочитайте слова, которые находятся вверху страницы.
- Составьте предложение по этой картинке, которое подходило бы к этой схеме.
– Что стоит в конце предложения?
– Как называются такие предложения?
– Какие еще могут быть предложения по интонации?
– Прочитали текст на странице 89.
– Назовите сначала слова, где звук [м,] мягкий, потом слова, где звук [м] твердый.
5. Работа со схемами слов
– Ребята, матрешки приготовили вам задания. Но эти задания разные. Посмотрите и выберите ту матрешку, которая вам больше всего понравилась.
- На матрешках написаны слова. Составьте к данным словам схемы.
6. Итог
– С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?
– Какой звук обозначает буква м?
– Дайте полную характеристику звуку.
– Что особенно понравилось на уроке?