Урок обучения грамоте по теме "Буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с новыми буквами и звуками, формировать с ними навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения. Закреплять представление о правиле правописания имен собственных.

  2. Развивать речь, внимание, фонематический слух, расширять кругозор, интерес к истории России.

  3. Воспитывать такие качества, как патриотизм, любознательность, интерес к чтению.

Оборудование: плакаты с изображением Красной площади и собора Василия Блаженного, названия городов, символ России русская матрешка, музыкальное оформление: запись боя курантов и звона колоколов, “лента букв”.

Ход урока

1.Организационный момент

Раз два три – слушай и смотри.
Три два раз – начинаем мы сейчас.

2.Повторение изученного

– Ребята, у меня для вас сюрприз. Закройте глаза.

/Звучит бой курантов/

– Что вы сейчас услышали? (бой часов)

– Правильно это часы. Главные часы в нашей стране.

– Каждый предмет имеет свое название. И эти часы тоже имеют свое название.

– Чтобы узнать, как они называются и где они находятся нужно подняться вверх по лестнице и прочитать слово.

– Как называются часы, бой которых мы сейчас с вами слышали?

– Находятся эти часы на главной башне страны в Москве.

– Но здесь мы можем услышать не только бой часов, но другие звуки.

– Что это за звуки мы узнаем, если поднимемся по этой лестнице.

/Звучит колокольный звон/

Стихотворение о Москве.

Как только солнышко взойдет,
Всю землю озаряя,
Нам сразу голос подает
Страна моя родная.
Звонят куранты в ранний час,
На башне луч играет,
Москва на зорьке всякий раз
Привет нам посылает.

3. Открытие новых знаний

а) материал для наблюдения

– Как называется главный город страны? (Москва)

– Произнесите слово Москва.

– Какой звук слышим в начале этого слова?

– К какой группе звуков он относится?

– Произнесите еще раз слово Москва.

– Как вы думаете, какой это звук по твердости и мягкости?

– Дайте полную характеристику звуку [м] в слове Москва.

Физкультминутка

Молодцы, ребята. Похвалите себя, обнимите себя, погладьте по головке.

Загадка

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.

(метро)

– Москва это очень большой город в нем живет много людей. Чтобы люди могли свободно и быстро передвигаться из одной части города в другую в Москве есть метро.

– Ребята, а кто знает, что такое метро?

– Метро – это железная дорога под землей, по которой на большой скорости ходят поезда.

б) выделение звука

– Какой звук мы слышим в начале слова метро?

– Произнесите его.

– Что можем сказать о звуке?

– Кто сможет дать полную характеристику звуку [м,] в этой позиции?

– Докажите, что звук мягкий.

– Сделайте вывод. (звук [м], согласный, звонкий, может быть твердым или мягким)

в) постановка темы урока

– Кто сможет сказать тему урока?

г) определение позиции в словах

– А сейчас внимание!

– Я читаю слова, если звук [м,] мягкий встают девочки, если звук [м] твердый встают мальчики.

Мох

медведь

метро

сом

сомик

Муравей карман   молот самовар

д) знакомство с буквами

– Согласный звук [м], обозначается буквой м.

– На что похожа буква м?

– Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!

Физ. пауза

– Внимание, приготовили ладошки.

Глазки видят далеко, (закрываем и открываем глаза ладошками)

Ушки слышат хорошо. (закрываем и открываем ушки ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки в ладоши)

Начинаем мы читать.

е) чтение с доски

ма ми
мо ме
му мы

– На какие группы можно разделить эти слоги? (с мягким согласным и с твердым согласным)

– Продолжаем чтение.

мама

строители

Римма Петровна

метро

строили

Роман Минин

мир

слово

Марина Нилина

Москва

слова

– На какие группы можно разделить эти слова?

Физкультминутка для глаз

Посмотрели на солнышко, на тучку, на звездочку.

Ручки вверх подняли, легли, полежали.

/звучит песня Матрешек/

Сегодня на урок к нам пришли гости. Угадайте кто это?

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят в друг дружке,
А всего одна игрушка.

– Кто это?

– Матрешка это национальная игрушка.

/рассказ о матрешке/

– Матрешки разгадывали кроссворд и потеряли буквы.

– Давайте поможем их найти.

– Мы знаем, что первая матрешка разгадывала первое слово. Какие буквы она потеряла? (у, а)

– Вторая помладше потеряла всего лишь одну букву, но почему-то большую. (О)

– Третья сестренка аж три затеряла, а куда подевала, до сих пор не узнала. (а, а, о)

– Четвертая знает, что их было две, одна из них не такая как все. (и, т. к. обозначает мягкость согласных, о)

– Пятая точно знает, писала, но куда положила, забыла. (о)

– Шестая писала одну, но три раза, какую же букву потеряла проказа? (а)

Мурманск – какое слово получилось? Что означает это слово?

Омск – какое слово получилось? Что означает это слово?

Саратов – какое слово получилось? Что означает это слово?

Киров – какое слово получилось? Что означает это слово?

Владивосток -какое слово получилось? Что означает это слово?

Астрахань – какое слово получилось? Что означает это слово?

у а О а а о и о о а

– Что общего у этих слов? (Это названия городов).

– Почему все слова начинаются с большой буквы?

– Скажите правило.

– В кроссворде у Матрешек получилось слово.

– Давайте его прочитаем.

Физкультминутка

Игра “Цветик – семицветик”

Дети вместе с учителем произносят:

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
через север через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли.
Быть по нашему вели!

Одновременно дети закрывают глаза, представляют как летит лепесток и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают и снова закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами “увидеть” заданный цвет. По истечении 3–5 секунд учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры 30 секунд.

Методические указания

Игра “Цветик – семицветик” – это игра на воображение. Как созерцание, так и представление различных цветов радуги оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка. Так, синий цвет положительно влияет на зрение и слух; желтый – на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый – на сердечно-сосудистую систему. Красным цветом нельзя злоупотреблять: он возбуждает нервную систему.

4. Закрепление изученного

– Что изображено на этой странице?

– Кто был на Красной площади?

– Чем украшены башни Кремля?

– Не всегда стены Кремля были такими красивыми, и развивался российский флаг. Красная площадь с момента своего основания претерпела много бед и несчастий. Сколько раз враги пытались сломить стены кремля, но они выстояли благодаря храбрости, силе и выносливости русского народа.

– Назовите слова, где звук [м,] слышится мягко.

– Где звук [м] слышится твердо.

– Прочитайте слова, которые находятся вверху страницы.

  • Составьте предложение по этой картинке, которое подходило бы к этой схеме.

– Что стоит в конце предложения?

– Как называются такие предложения?

– Какие еще могут быть предложения по интонации?

– Прочитали текст на странице 89.

– Назовите сначала слова, где звук [м,] мягкий, потом слова, где звук [м] твердый.

5. Работа со схемами слов

– Ребята, матрешки приготовили вам задания. Но эти задания разные. Посмотрите и выберите ту матрешку, которая вам больше всего понравилась.

- На матрешках написаны слова. Составьте к данным словам схемы.

6. Итог

– С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?

– Какой звук обозначает буква м?

– Дайте полную характеристику звуку.

– Что особенно понравилось на уроке?