Выпуск газеты "Русская азбука"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщение и закрепление полученных знаний при изучении первой книги «Русская азбука»;
  • развитие творческих способностей, речи, воображения, навыков чтения;
  • воспитание любви к народной мудрости, к русскому народу, Родине.

1. Вступительное слово. Сообщение темы урока:

- Ребята, мы с вами закончили изучение самой первой книги «Азбука». Сегодня в знак благодарности нашему учителю, нашей Азбуке мы выпустим свою газету. Каждый из Вас видел и читал газеты. Газеты бывают для взрослых и для детей. У каждой газеты есть своё название, рубрики. В любой газете есть люди, которые работают над её выпуском. Этих людей называют корреспондентами.

2. Выпуск газеты.

- Ребята, как вы думаете, какое название мы можем дать нашей газете?

- Дети: «Русская Азбука»

- Конечно, а первую рубрику давайте назовём «Из глубины веков».

Первая рубрика «Из глубины веков».

- Вот, что нам сообщаетпервый корреспондент: (фамилия, имя)

ПЕРВОУЧИТЕЛИ СЛОВЕНСКИЕ

Первоучителями словенскими называют во всём мире равноапостольных Кирилла и Мефодия. А что такое равноапостольные? Это значит - равные апостолам, ученикам самого господа, Иисуса Христа, то есть очень высокая честь оказана Кириллу и Мефодию. За что?

За то, что они создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем.

Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа обязательно должна быть своя письменность.

День памяти первоучителей - 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры [1].

Ответьте на вопросы:

  • Кого называют первоучителями словенскими?
  • Почему их так называют?
  • Когда отмечают день памяти первоучителей?

А вот что нам сообщает второй корреспондент: (фамилия, имя)

ПЕРВЫЙ БУКВАРЬ

Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову. Он напечатал много книг, но главная для нас - БУКВАРЬ.

Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести: «Чада (то есть дети), послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетии будете на земле» [1].

Ответьте на вопросы:

  • Кто написал и напечатал первый русский Букварь?
  • Чем заканчивался букварь?
  • Что сказано в первой заповеди?

А теперь послушаем, что нам сообщает третий корреспондент (фамилия, имя)

- Раньше, каждая буква азбуки имела своё наименование. Не просто А а A3,.не БУКИ. Дети так и заучивали: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живите, земля, иже, како, люди, мыслите, наш, он, покой, руки, слово, твердо, ук, ферт, и так далее. Писатели составляли для легкости запоминания целые предложенияиз этих слов, например: Буки - буквы, ведаю - знаю, глаголю - говорю, добро - хорошо, есть - жить.

Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась A3, буква Б - Буки. Получилось русское слово «Азбука» [1].

Ответьте на вопросы:

  • Название каких славянских букв вы запомнили?
  • Из названий каких букв получилось русское слово Азбука?

Вторая рубрика «Собери пословицу» (Дети восстанавливают пословицы).

В «Русской Азбуке» очень много пословиц. Мы над ними много работали, учились понимать их смысл, использовать их в речи. Ведь в пословицах живет народная мудрость. Они как копилки этой мудрости. Нам нужно восстановить пословицы.

- О чем эти пословицы?

- Чему учат эти пословицы?

- Какие пословицы вы знаете?

Третья рубрика «Озорные буквы»

(Дети читают стихи, а класс исправляет ошибки).

Неизвестно, что случилось
Только буква заблудилась
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква – озорница
Очень странные дела
Начали твориться.

Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме.
- Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами

Миша дров не напилил
Печку кепками (щепками) топил

Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном
Обязательно примите
Десять цапель (капель) перед сном

Старый дедушка Пахом
На козе (коне) скакал верхом

Неизвестно, как случилось
Только буква заблудилась
На виду у детворы
Крысу (крышу) красят маляры [2].

Продолжаем работу.

  • Исключите из слова по одной букве так, чтобы образовалось новое слово.
Крот   склад
Плуг   гроза
Уголь   лампа
Мрак   шарф
  • Добавьте к словам одну букву так, чтобы образовалось новое слово.
Стол (б)   (у)точка
(К)оса   (ш)утка
вол (к)   (у)дочка
(К)лещ   (о)лень

Четвёртая рубрика «Отгадай кроссворд».

Этот кроссворд о девочках из разных литературных произведений: сказок, стихов. Узнайте их имена.

  1. Мала росточком, родилась в цветочке (Дюймовочка).

  2. В речке тонет мяч, чей раздался плач? (Таня).

  3. Скорей бы приблизился вечер,
    И час долгожданный настал,
    Чтоб мне в золочёной карете,
    Поехать на сказочный бал.
    Никто во дворце не узнает,
    Откуда я, как я зовусь,
    И лишь только полночь настанет,
    К себена чердак я вернусь. (Золушка)

  4. Пусть тяжело вперёд идти,
    Но Кая я должна спасти. (Герда)

Если мы правильно решили кроссворд, то по вертикали в выделенных клетках прочтём отгадку к такой загадке:

Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.

Он сам того не ведая, несёт её домой [3].

А теперь ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Заиграла погремушка! (учитель). Хлоп! Хлоп! (дети хором говорят и делают движения).

Вдруг затопала Марфушка! Топ! Топ!
И заквакала лягушка! Ква! Ква!
Ей ответили болтушки! Да! Да! Да! Да!
Застучала калатушка! Тук! Тук!
Вторит им в ответ кукушка! Ку! Ку!
Запалила громко пушка! Пах! Лах\
И заахала старушка! Ах! Ах!
Замычала и телушка! My! My!
Завизжала с нею хрюшка! Хрю! Хрю!
Загремела побрякушка! Бряк! Бряк!
Заскакала попрыгушка! Прыг! Прыг!
Вот такая вот петрушка! Всё! Всё! Всё! Всё!

Пятая рубрика «Видео страничка».

Внимание на экран. Выполните, пожалуйста, задание, которое прозвучит с экрана (на видеокассете записаны 2 загадки, которые загадывает ученик из класса).

Ребята, отгадайте две загадки.

Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет
То на всё найдёшь ответ (Буквы)

Стальной конёк
По белому полю скачет
За собой чёрные следы оставляет
(Ручка)

Шестая рубрика «Слово в слове».

Если взять большое слово
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова
Выйдут новые слова.

- Как из слова наборщик получить другие слова (дети берут ручки и составляют слова): набор, борщ, бор, щи, кино, роща и т.д.

Седьмая рубрика «Страничка юмора».

Ребята, давайте прочитаем слова, написанные в этой - рубрике.

  1. Несу разные вещи. НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ.
  2. Несу мел. НЕ СУМЕЛ.
  3. Ему же надо будет. ЕМУ ЖЕНА ДОБУДЕТ.

А теперь послушайте, что из этих слов может получиться.

СЦЕНКА

- Здравствуйте!

- Привет!

- Что несёшь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные вещи? Почему несуразные?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял?

- Вот несу мел.

- Что не сумел?

- Отстань! Да ведь ты говоришь «НЕ СУМЕЛ». Что не сумел-то?

- Мел несу! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

- Но если ему жена добудет, так зачем несёшь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена. Эх ты, шутник. Я же сказал «ему же надо
будет» понадобиться, значит.

- А вот оно что.

- Ребята, почему возможны такие несуразные вещи, «ослышки»?

- Чтобы тебя правильно поняли нужно произносить слова правильно, громко,
отчётливо, делать паузы между словами, следить за скоростью речи, «не
глотать» слова.

Песня «Не глотай слова».

Восьмая рубрика "Ребусы".

- Отгадав ребусы, мы узнаем, о каких животных мы читали в "Азбуке" или познакомились на других уроках.

И завершим выпуск газеты песней «Учиться надо весело»

В дорогу мальчишки, в дорогу, девчонки,
По лесенке знаний шагайте смелей!
Чудесные песни и добрые книжки
Ступеньками станут на ней!
И песенка, и песенка в дороге пригодится
Учиться надо весело, учиться надо весело,
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.

Учредитель и издатель 1 «А» класс школы №1922
Главный редактор: Васляева Мария Александровна
Наш адрес: ул. Привольная, д.45

Литература: 

  1. Руссская азбука. Голованова Т.Г., Горецкий И.П.
  2. И учеба, и игра: Русский язык. Торобарина Т.И., Соколова Е.И.
  3. 800 загадок, 100 кроссвордов. Сухин И.Г.