Открытый урок по русскому языку для 2-го класса по теме "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить находить проверочные слова в группе однокоренных слов;
  • закрепить умение находить ударную и безударную гласную в словах и обозначать их графически;
  • обогащать словарь;
  • развивать умение делать выводы по наблюдениям;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: карточки со словами, транскрипциями, Вовой Колесниковым, цветочки из бумаги (по 2 каждому ученику), ваза.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Запись числа и классной работы.

II. Минутка чистописания.

 

В тетрадях не пером пишут, а - … .

карандашом
мелом
умом

- Из каких элементов состоит задание для минутки чистописания?

(из больших и маленьких петелек в 2 строки и в 1 строку и из букв, которые имеют похожие элементы)

- Запишите, пожалуйста, также красиво.

- Кто написал, прочитайте, что написано ниже, (поговорка, но она не закончена)

- Слышали такую?

- Попробуйте ее закончить, воспользовавшись словами, которые даны справа от поговорки.

- Почему?

- Выделите, подчеркните опасные места.

- Запишите в тетради.

- Поставьте ударения. Как называются гласные под ударением? Без ударения?

- Как надо подчеркивать ударную гласную? Безударную?

III. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжим работать с ударными и безударными гласными в словах.

- Послушайте небольшой диалог и скажите, возможно, ли это?

Родственники.

- Вы кто такие?
- Я - Гусь. Это - Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- Я ваша тетя - Гусеница.

(Нет, гусеница не может быть родственницей гусям.)

- Правильно, ребята, уберем эту самозванку.

-А теперь, что это за слова остались? (родственные, однокоренные) Почему? (корень, лексическое значение)

- Вот теперь я могу вам сказать, что сегодня на уроке мы будем наблюдать за родственными словами и ответим на вопрос, как же пишется гласная в корне однокоренных слов под ударением и без ударения.

IV. Изучение нового.

Вода, водичка, водяной, воды, водитель.

- Что общего в этих словах? (корень, лексическое значение)

-Все ли эти слова родственные? (нет)

- Уберите лишнее. (1-го к доске)

- Поставьте ударение, выделите, корень.

- Прочитайте эти слова вслух и внимательно послушайте, как они звучат.

- Одинаково ли звучит гласный в корне? Когда гласный звучит отчетливо, ясно, а когда слышится нечетко?

- Обратите внимание, что все корни написаны одинаково, с гласной «о».

- Обозначьте графически, т.е. подчеркните ударную гласную в корне двумя черточками, безударную - одной.

- Понаблюдаем за другой группой однокоренных слов.

Трава, травы, травинка, травушка.

- Что у них общего? Какие это слова?

- Выделите корень, поставьте ударение

- Прочитайте вслух, одинаково ли звучит гласный звук в корне? (нет)

- А как написаны корни? (одинаково)

- Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД:

Слышится: под ударением – четко, ясно, без ударения – нет.

Пишется: под ударением и без ударения - одинаково

- Почему в словах водяной, вода написано без ударения в корне «о»? (потому что под ударением в слове воды слышится четко «о»)

- А в словах травинка, трава почему в корне «а»? (травка - «а») Правило стр. 127

- Давайте теперь в учебнике на стр. 127 в серенькой рамочке прочитаем, верный ли вывод мы сделали.

V. Первичное закрепление.

а) - У меня на доске дана транскрипция пар слов. Надо их прочитать и правильно записать без транскрипции, доказать ваш выбор.

[мост] - [масты]
мост - м . сты
[м' а ч'] - [м' и ч 'и]
мяч - мячи
[л'ист] - [л'иэ с т о к]
лист - листок

- Помог ли вам вывод, который мы сделали после наблюдения? Пригодился ли?

б) Упражнение 220 учебника по заданию.

Один человек у доски с комментированием - 1 строчку. Дальше самостоятельно - с взаимной проверкой.

-Так что же надо делать, если встретилось среди родственных слов слово, в котором в корне безударная гласная?

(надо в ряду однокоренных слов найти то слово, в котором на гласную в корне падает ударение)

ФИЗМИНУТКА

Правило в учебнике с. 128 прочитать и обсудить.

в) - А вот Вова Колесников этого не знал и записывал слова вот так. Верно ли?

Лесок, лесичка, лисонька, лисной, перелесок, лес, лисничий.

- Исправьте ошибки Вовы.

- Сколько групп однокоренных слов?

-Что их различает? (Первая относится к слову лес и пишется с гласной «е» в корне.)

г) - Находить чужие ошибки – легко. Попробуйте теперь сами подобрать однокоренные слова к заданным и среди них найти проверочные.

  • I вариант: б. льной ( боль, больница, болеть)
  • II вариант: т.. грята (тигр, тигриный)

- А со словом Россия - российский, россияне. (Это слова с непроверяемым написанием.)

- Почему с большой буквы?

- Как по-другому вы можете сказать о России? (Родина, Отечество)

VI. Итог урока

- Ну что ж, я убедилась, что вы с правилом о безударных гласных разобрались. Осталось его выучить и выполнить дома упражнение 218. (Д м)

- А теперь посмотрите, у вас на партах лежит по 2 цветочка. Давайте мы с вами составим букет к наступающему женскому дню - вот и ваза готова.

Но есть одно условие: если вы научились проверять безударную гласную, чувствуете, что урок прошел не зря - берете цветок любого цвета, кроме белого.

А если ничего не поняли и урок просидели зря - возьмите белый цветок. Прикрепите его в вазу и идите отдыхать.