Цель: Создание условий для развития нежных, добрых, уважительных чувств к женщине, к матери.
Задачи:
- создать условия для размышления о добром отношении к жизни, о желании творить добро;
- помочь учащимся и их родителям найти пути к сердцам друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких.
Оформление: газета с фотографиями матерей учащихся класса.
Плакаты:
- «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать». Н. Островский»,
- «Мать – это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей». У. Теккерей»,
- «Восславим женщину мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир. Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от ласки матери». М. Горький».
Ход классного часа.
Ведущий. Дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы собрались сегодня в столь необычной обстановке, чтобы поговорить о самом дорогом и близком каждому человеку – о матери.
Почему именно сегодня, именно в вашем возрасте, который называется «переходным», «трудным»? Когда вы, сами того не желая, становитесь подчас неуправляемыми, где-то даже дерзкими, а зачастую своим поведением или каким-то словом огорчаете своих мам. Я думаю, наша сегодняшняя беседа заставит многих из нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.
Звучит песня Д. Маликова «С днем рождения, мама».
1-ый учащийся.
О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучащее в напеве колыбельном,
О той, кто нас в терпенье беспредельном
Растит, лелеет, ставит на крыло.
О матери …
Зачем так дни спешат?
Зачем так незаметно и без спросу
Ей седина вплелась в густую косу?..
…Дохнуло стужей, горечью утрат…
Летящий с гор, в теснинах гор клубимый,
Речной поток не обратится вспять.
Останешься без матери родимой –
Стократ острей поймешь, что значит мать.
Не первым, не последним на земле
Кричу: «И кто придумал это?»
Земля и небо не дают ответа,
Зарницы гаснут дальние во мгле…
Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет, чтоб вымолвить впервые имя «мама»,
Которого священней в мире нет.
Ведущий. Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. С первого дня жизни ребенка мать живет его дыханием, его слезами, его улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл ее жизни. Любовь к малышу для нее так же естественна, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает ребенка. Мать приобщает дитя к жизни. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства народа. Она наполняет его духовной силой, помогает постичь вечные ценности. Не это ли держит мир?
У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют все. Жизнь матери – это самопожертвование, самозабвение. Эти слова точнее всего характеризуют материнскую любовь. А сейчас послушайте старую горскую легенду:
«Было у матери трое сыновей. Двое дети как дети, а третий вырос негодяем. И хотя третий сын был плохим человеком, мать любила и жалела его. Случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой .. и обижал мать. В своих бесчинствах зашел так далеко, что сбежались соседи и стали срамить его. Но сын не унялся, а стал грозить, что, если они не уйдут, он убьет мать. Никто не поверил ему и не ушел. Тогда он убил свою мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома с материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: «Ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?»
Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду? (учащиеся высказывают свое мнение)
Гимном жизни звучат слова о матери «Вся гордость мира от матерей, без солнца не цветут сады, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
Открывая двери своего дома, мы внимательно смотрим в глаза мамы. Ведь говорят, что глаза – это зеркало души.
- Расскажите, какие глаза у ваших мам?
- Что вы видите в ее глазах?
- А какие чаще всего бывают глаза у ваших мам, грустные или веселые?
- Давайте вдумаемся, а не можем ли мы сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам.
Рассмотрим ситуации:
- Вова сказал маме, что после уроков останется на репетицию спектакля. Но после репетиции он задержался: поиграл с ребятами, затем зашел к товарищу за книгой и заговорился. Когда он пришел домой, то увидел полные страха и отчаянные заплаканные глаза матери. Как бы вы поступили на мамином месте?
- Мама предупредила Наташу, что придет с работы поздно, и попросила навести дома порядок, покормить сестренку и спокойно с ней поиграть. Когда мама вошла в дом, там стоял тарарам: вещи разбросаны, сестренка капризничала, а Наташа сердито на нее кричала. Что в эту минуту могла думать мама?
- Дина требовала, чтобы мама купила ей новые джинсы, потому что у всех есть, а у нее нет. Мама объяснила, что она не может их купить, у нее нет сейчас денег. Но Дина продолжала требовать, плакала, кричала, что мама ее не любит, не жалеет, потом оделась и ушла, хлопнув дверью. Что в этот момент испытала мама?
Так что же должны делать мы, чтобы мамины глаза чаще светились радостью? Как вы думаете, почему надо чаще заглядывать в мамины глаза?
Ведущий. Очевидно, не случайно именно матерям посвящены такие строки.
2-ой учащийся.
Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть, 33 ей или 73 –
Сколько б ни было ей, возраст тут ни пи чем:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
Нас куда-то уносит стремительный век,
В суете мы порой забываем о том,
Что она - не фундамент, она – человек,
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце, и в доме светло
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
П. Градов
Умеем ли мы ценить эту любовь, не знающую преград? Умеем ли мы любить и понимать свою маму?
Ведущий. Попробуем составить собирательный образ мамы. Для этого каждый ответит на один вопрос «Что я больше всего люблю в своей маме?». На заготовленных листах учащиеся пишут, что они больше всего любят в своей маме. После окончания работы ведущий зачитывает ответы. Получается собирательный образ матери. Как много самых разных проявлений у мам: бесконечно их любящее сердце, забота о детях и преданность им. Не случайно Н.А. Островский говорил: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это мать».
А не считаете ли, ребята, вы, что мама должна вам и мучаете ее постоянными требованиями, капризами, обидами? Давайте посмотрим, справедливо ли сердятся на вас ваши мамы? (опрос нескольких ребят)
Подведение итогов. Получается, что мамы сердятся за неряшливость, неопрятность, лень, грубость, несдержанность, нарушение обещаний, неумение вести себя. Не кажется ли вам, что это гнев справедливый? А если мама бывает в чем-то не права, иногда, может быть, слишком вспыльчива; так, может, именно она больше, чем кто-либо, нуждается в вашей снисходительности, любви, понимании. Как вы думаете – вы уже в том возрасте, когда можете стараться понимать своих мам, стремиться больше знать о них, чтобы понимать лучше? Вы можете уже и помочь, и посочувствовать, и подарить им радость. Нужно только захотеть. А захотеть очень важно. Это нужно не только маме, но и вам. М. Горький говорил: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.» Ведь это самое страшное равнодушие – это равнодушие к собственной матери. Проанализируем хотя бы один день вашей мамы. (Ученица перечисляет, что успевает за день сделать ее мама)
Ведущий. Итак, мама встала раньше всех, приготовила завтрак, убрала и помыла посуду, проводила вас в школу. Хорошо, если вы не восприняли это как должное. И помогали, чем могли. Давайте посмотрим, насколько вы знаете и любите своих мам. Ответьте на шесть простых вопросов:
- Кем работает ваша мама?
- Нравится ли ей ее работа?
- Когда у мамы день рождения?
- Какое ее любимое блюдо?
- Что вы подарили маме на прошлый Новый год?
- Назовите ее любимую телепередачу, книгу, песню.
А теперь внимательно посмотрите на свои записи. Кто ответил на все вопросы? Меньше 5? Это говорит о невнимательном отношении к маме, равнодушии с вашей стороны. Сделайте выводы, это очень важно.
3-й ведущий. Сейчас мы говорили о наших отношениях с ними. А мне очень хочется рассказать о замечательной, необыкновенной семье великого композитора П.И. Чайковского.
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в семье горного инженера, начальника Воткинского завода. Воткинск, где провел свое детство будущий композитор, мало чем отличался от деревни. Глухая провинция – ни театров, ни учебных заведений. Но зато в провинции, в деревне, ребенок ближе к природе, к жизни простого народа. Чайковский получил воспитание, начальное образование, основы культуры в семье. Семья была большая, и, как всегда бывает в многодетных семьях, мальчика не баловали. Его любили и ласкали, воспитывали как и всех остальных детей.
Отец – симпатичный, жизнерадостный, прямодушный, беспредельно доверчивый человек.
Мать была очень добра, но добротой очень строгой, и проявлялась она больше в делах, чем на словах. В детстве громадное влияние на Чайковского имела воспитательница Фани Дюрбах. Именно она заметила в мальчике особенные, отличавшие его от других детей, черты душевного склада. Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребенок. В четырехлетнем возрасте написал первую пьесу «Наша мама в Петербурге». Болезненно пережил мальчик разлуку с родным домом, с семьей, расставание с любимой матерь. Брат композитора Модест Ильич так описывает эту сцену: «Припав к матери, он не мог оторваться от нее. Ни ласки, ни утешения, ни обещания скорого возвращения не могли подействовать, он ничего не слышал и не видел и как бы слился с обожаемым существом, пришлось прибегнуть к насилию, и бедного ребенка должны были оторвать от Александры Андреевны. Он цеплялся за что мог, не желая отпускать ее от себя. Наконец это удалось. Лошади тронули, и тогда, собрав последние силы, мальчик вырвался и бросился с криком безумного отчаяния бежать за тарантасом, старался схватиться за подножку, за крылья, за что попало, в тщетной надежде остановить его… Никогда в жизни без содрогания и ужаса Пет Ильич не мог говорить об этом моменте». Так окончилось детство и провинциальная жизнь.
4-ый учащийся. Поэт Расул Гамзатов посвятил поэму всем матерям, которые «душа дома и мира», без которых нет жизни на земле. Послушайте отрывок из этой поэмы – сцену прощания отца и сына.
-Ты, сынок? –
Чуть приоткрылись веки.
Взгляд чуть-чуть зажегся и погас.
Эту ночь мне не забыть вовеки.
- Вот и наступил прощанья час.
Смерти угодил я под копыта,
Видно, в стремя встал не с той ноги…
Душу дома, маму береги ты;
Слышишь, сын мой, маму береги!
И замолк на век, отца не стало…
Но звучаньем прерванной строки
Все кругом гудело, рокотало,
Повторяло: «Маму береги!».
Хлынул дождь, и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги…
Слышу, листья шепчут за спиною
«Мама – это дерево родное!»
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли: «Маму береги!»
Голосом отца твердит земля:
«Мать – весь мир, и рощи, и поля».
Яростно бушует непогода,
В черном небе не видать ни зги …
Грохот грома – голос твой, природа,-
Просит каждый час любого года:
«Душу мира – маму береги!»
Ведущий. Думайте больше о ваших мамах, ребята, берегите их, любите. Их любовь к вам глубока и требовательна. И именно мама имеет больше всего права требовать. Она мечтает о том, чтобы вы были хорошими людьми.
О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучащее в напеве колыбельном,
О той, кто нас в терпенье беспредельном
Растит, лелеет, ставит на крыло.
О матери…
Зачем так дни спешат?
Зачем так незаметно и без спросу
Ей седина вплелась в густую косу?
…Дохнуло стужей, горечью утрат…
Летящий с гор в теснинах гор клубимый,
Речной поток не обратится вспять,
Останешься без матери родимой –
Стократ острей поймешь, что значит мать.
Не первым, не последним на земле
Кричу: «И кто придумал это?».
Земля и небо не дают ответа,
Зарницы гаснут дальние во мгле…
Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово «мама»,
Которого священней в мире нет.