Урок обобщения и систематизации материала по теме «График линейной функции». «График функции – носитель информации».
Цели урока:
- Обобщение и систематизация изученного материала;
- Формирование умений применять математические знания к решению практических задач;
- Развитие познавательной активности, творческих способностей, воспитание интереса к предмету;
- Воспитание ответственности, уважительного отношения к мнению одноклассников.
Девиз урока: «Один за всех и все за одного!»
Класс разбивается на 2 команды с разным уровнем обученности. Команда сама выбирает капитана.
Ход урока:
I. Организационный момент. Цели и задачи урока.
Говорят, что одна добрая шутка удлиняет жизнь человека на полчаса, а одно огорчение сокращает на два. Будем считать, в среднем человек огорчается три раза в день. Сколько раз в день человек должен пошутить, чтобы возраст его оставался неизменным? (12 раз)
Пожелания удачи командам на уроке.
II. Блиц-опрос.
- Зависимость, при которой каждому значению независимой переменной, соответствует единственное значение зависимой переменной, называется… (функцией)
- Как называется независимая переменная? (аргумент)
- Как называется значение зависимой переменной? (значение функции)
- Все значения, которые принимает независимая переменная, образует… (область определения функции).
- Область определения следующих функций:
- На каждом рисунке выделить фигуру, являющуюся графиком функции, объяснить почему.
- функция у = kx+b, где k и b некоторые числа, х – независимая переменная называется (линейной)
- у = kx (прямой пропорциональностью)
- k называется (угловым коэффициентом)
- Что является графиком линейной функции? (прямая)
- Что является графиком прямой пропорциональности? (прямая, проходящая через начало координат)
- Сколько точек достаточно для построения графика линейной функции? (две)
- Что является графиком функции у = 2? (прямая параллельная оси Ох)
III. Конкурс капитанов.
(используя карточки «да» и «нет», капитаны отвечают одновременно)
-
а) является ли графиком функции отрезок, параллельный оси абсцисс? (да)
б) верно ли я утверждаю, что график функции проходит из I в III четверть у = 2х + 5? (да)
в) верно ли я утверждаю, что график функции проходит из I в III четверть у = -0,5х – 2? (нет)
г) верно ли я утверждаю, что график функции проходит из II в IV четверть, если проходит через точки А (2;3), В (-3;-5)? (нет)
д) верно ли я утверждаю, что график функции проходит из II в IV четверть, если проходит через точки А (-1;2), В (2;-5)? (да) -
отдельно
а) в зоопарке влюбленный слон каждый день терял в весе 30 тонн. Скажите, что случится со слоном за десять дней разлуки? Если он весит 500 тонн.
б) В зоопарке крокодилу на обед каждый день полагалось некоторое количество сырого мяса и некоторое количество сырых овощей. Скажите, сможет ли крокодил за 5 дней съесть 55 кг сырого мяса, если на обед ему дают 14 кг? -
конкурс художников. Изобразите в виде графика смысл следующих поговорок:
а) Чем дальше в лес – тем больше дров.
б) Пересев хуже недосева.
в) Выше меры – конь не прыгнет.
IV. Основное задание. Самостоятельная работа. (выполняет весь класс)
Количество баллов | 1 вариант | 2 вариант |
1 балл | 1. найдите значение функции | |
у = 4х – 8 при х = -3 | у = 3х – 2 при х = -4 | |
1 балл | 2. Найдите значение аргумента, при котором функция у = -2,5х принимает значение, равное 12 | 2. Найдите значение аргумента, при котором функция у = -1,4х принимает значение, равное 28 |
1 балл | 3. Постройте график линейной функции: | |
у = -3х - 3 | у = 4х - 6 | |
3 балла | 4. Постройте графики в одной системе координат. | |
у = 2х +4; у = 2х-2; у =2х |
V. Математическое лото.
В пустые клетки заполнить формулы функций соответствующие графикам: у=3, у = -х , у= х3, у=х, у=х+5, у=-х-3, у=х2, у=2 и объяснить, используя свойства этих функций.
1. |
5. |
||
2. |
6. |
||
3. |
7. |
||
4. |
8. |
6. Творческое задание.
Итоги домашней работы: Придумать рассказ и сделать по нему график.
7. Итоги урока.
Подвести итоги соревнований между рядами, выставление оценок. Благодарю учеников за работу на уроке.
Урок-соревнование. Тема: «Сложение чисел с разными знаками»
Цели урока:
- закрепить и выявить умения и навыки сложения чисел с разными знаками;
- развивать познавательную деятельность учащихся;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению одноклассников, умения выражать и отстаивать собственное мнение.
Оборудование: таблицы для устной работы, карточки с заданиями.
Класс разбивается на команды по рядам с разным уровнем знаний. Из сильных учеников выбирается капитан-консультант, который до урока проверяет правила, и в течении всего урока ведёт учёт знаний каждого члена своей команды.
Учитель оценивает игру каждой команды, и результаты помещает на табло.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подвести итоги творческого домашнего задания.
II. Проверка домашней работы.
- Задача от Незнайки: Найти сумму всех целых чисел от – 499 до 501 включительно.
- № 1083, № 1085.
III. Соревнование между рядами под девизом: «Один за всех и все за одного»
Соревнование консультантов:
1. Игра «Дополни утверждение» – состязание консультантов.
Консультанты каждой команды отвечают на вопросы:
- сумма противоположных чисел равна…
- сумма двух положительных чисел есть число…
- модуль числа есть число…
- сумма отрицательных чисел есть число…
- сумма двух долгов есть …
- сумма двух имуществ есть…
2. Игра «Кто больше наберёт очков».
Каждый консультант начинает со строчки старт. За один ход, по правилам игры, он может продвинуться на ближайшее соседнее поле по вертикали или диагонали. При переходе из одной клетки в другую надо прибавить число, выбранной вновь клетки. Выигрывает тот, кто на линии финиша получит наибольшее число.
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ФИНИШ |
-10 | -9 | -8 | -7 | -10 | -9 | -8 | -7 | -10 | -9 | -8 | -7 | |
47 | 45 | 50 | 42 | 39 | 37 | 50 | 35 | 52 | 40 | 38 | 35 | |
-7 | -6 | -4 | -5 | -6 | -9 | -7 | -8 | -9 | -7 | -8 | -9 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 24 | 28 | 29 | 30 | 22 | 31 | 32 | 33 | |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | СТАРТ |
Эстафета для всего класса «Торопись, да не ошибись»
Каждому варианту выдаётся «лесенка» для вычисления.
Учитывается скорость и правильность выполнения.
После выполнения обсуждаются допущенные ошибки.
Математический диктант (каждый выполняет на оценку, при условии правильно выполненного задания приносит команде очко)
- Вычислить: 20 +(-13);
- Вычислить: -20 +13;
- Вычислить: -20 + (-13);
- Вычислить: -27 + (-43) + 27;
- Какие одинаковые слагаемые сложили: ( ) +( ) +( ) + ( ) = -16;
- Какие одинаковые слагаемые сложили: ( ) +( ) +( ) = -27;
- Даны три числа. Два из них противоположны. Найдите третье число, если сумма равна – 10.
- Найти количество целых чисел от -25 до 25 включительно.
- Найти сумму целых чисел от -25 до 25 включительно.
- Угадайте корень уравнения: -х = 5;
- Угадайте корень уравнения: -х = 5+ (-12);
Ответы: 7; -7; -33; -43; -4; -9;-10; 51; 0; -5; 7.
Логическое задание «Восстанови квадрат»
Вписать в квадрат такие числа, чтобы сумма их в строке, столбце и диагонали были равные.
8 | -14 | ||
2 | -8 | -4 | |
-6 | -2 | ||
4 | -18 |
-20 | 8 | 6 | -14 |
2 | -10 | -8 | -4 |
-6 | -2 | 0 | -12 |
4 | -16 | -18 | 10 |
Самостоятельная работа по уровням «Делай как мы! Делай лучше нас!» (см. Приложение 1)
Учащиеся проверяют работу и простым карандашом ставят себе оценку.
III. Итог урока.
Подсчитываем очки на табло и определяем команду победителей. Дети высказывают свое мнение о прошедшем уроке. Домашнее задание: продолжаем изучение исторических сведений о положительных и отрицательных числах. Задание подобрано из творческих работ учащихся. (см. Приложение 2)
Благодарю учащихся за работу на уроке.
Литература.
- Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Н.Виленкин, В.Жохов. и др., М.: Мнемозина, 2000.
- Дидактические материалы по математике для 6 класса и по алгебре 7 класса. В.И. Жохов и др., М.: Просвещение, 2000.
- Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 1990.