Цели: Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые). Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Учебник «Мир вокруг нас» 2 класс, часть 2 (А. А. Плешаков)
- Рисунки животных.
- Фрагмент мультфильма «Винни-Пух».
- Раздаточный материал в больших и маленьких конвертах.
Ход урока
(на уроке учащиеся работают в четырех группах)
I. Организационный момент
II. Домашнее задание.
Учитель. В природе повсюду существуют невидимые нити. Расскажите об этом. Это было ваше домашнее задание (стр.52-53).
Учитель (после ответа детей) О каких невидимых нитях узнали?
Дети. Между живой и неживой природой, между растениями, между растениями и животными.
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Сегодня нам нужно ответить на вопрос, какие бывают животные? (вопрос записан на доске)
– Возьмите большой конверт – в нём ваше первое задание.
В больших конвертах подготовлены рисунки животных:
- 1-я группа - окунь, ёрш, кузнечик, карась;
- 2-я группа - муха, божья коровка, медведь, жук;
- 3-я группа - тигр, лиса, гусь, волк;
- 4-я группа - ласточка, клест, судак, синица.
– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.
На доску вывесить результат работы каждой группы.
– Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (Жук, кузнечик, божья коровка – это насекомые и т. д.).
На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.
– Что отличает животных каждой группы? Ответ на этот вопрос найдем в учебнике на страницах 50-51.Для ответов используйте подсказку: сколько ног, чем покрыто тело.
Каждая группа работает только с одной статьёй учебника.
– Что узнали о животных данной группы?
– Отличительный признак данной группы?
На доске вывесить под названиями групп животных их отличительные признаки: 6 ног, чешуя, перья, шерсть.
– Дома читать остальные статьи (стр. 50-51) и рассказывать о других группах животных.
IV. Физкультминутка.
(комплекс физических упражнений)
Жура, жура, журавель,
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля,
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая,
– Лучше нет родного края!
На доске картинка с изображением журавля.
– К какой группе отнесём животное? Почему?
V. Закрепление нового материала.
1. Послушайте легенды о животных.
Рассказывают два заранее подготовленных ученика. Используется материал учебника - стр. 66-67. На доске картинки с изображением кошки и жаворонка.
– К какой группе отнесём каждое животное? Почему?
2. Отгадайте загадки и назовите группу, к которой отнесём каждое животное. Почему?
На доске картинки с животными- отгадками, они перевёрнуты. После отгадывания каждой загадки открываем картинку и проверяем правильность ответа.
-
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела) -
Ходит на рыбалку
Не спеша, вразвалку:
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка. (Утка) -
Сидит на ветке,
А не птица,
Есть рыжий хвост,
Да не лисица. (Белка) -
Полосатая злодейка
Съест любого, малыша –
Пескаря, плотву, уклейку …
Не проглотит лишь ерша. (Щука)
Загадки-ловушки
-
Многорукий царь Гордей
Наплёл ловушек да сетей.
Как расставит он ловушки,
Прошипит: "Ловитесь мушки!" (Паук) -
Над водой-водицей –
Царевна круглолица.
Поёт царевна,
Да так напевно,
Что все на суше
Затыкают уши. (Лягушка)
Можно расширить знания детей о группах животных: паукообразные, земноводные. Для этого используем атлас-определитель или толковый словарь.
3. Приступаем к творческой работе. Составим рассказ о вашей группе животных. Для этого понадобятся маленькие конвертики – взяли их.
В маленьких конвертах находятся заготовки для составления синквейна:
- 1-я группа – насекомые, удивительные, многоглазые, жужжат, стрекочут, порхают, Насекомых, насчитывается, больше, миллиона.
- 2-я группа – рыбы, длинные, круглые, плавают, мечут, молчат, Колечки, чешуи, возраст, рыбы.
- 3-я группа – птицы, голосистые, разноцветные, чирикают, крякают, щебечут, Птицы- , покорители, воздушного, океана.
- 4-я группа – звери, изящные, крылатые, рычат, мяукают, пыхтят, Звери- , разные, внешне, существа.
Кроме конвертов у каждой группы есть поле, на котором будет составлен синквейн:
1.__________________ 2.__________________ 3.__________________ 4.__________________ 5.__________________ |
Учитель:
– Найти слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и приклеить его рядом с цифрой 1.
– Найти два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и приклеить их рядом с цифрой 2.
– Найти три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и приклеить их рядом с цифрой 3.
– Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы.
– Передать одним словом свое отношение к тому, о ком составляем наш рассказ. Запишите его под цифрой 5.
На доске вывешивается плакат с набором слов: интересно, понравилось, удивило и т. д. Дети могут выбрать нужное слово.
Дети:
Представляют по группам полученный синквейн.
На доске вывесить синквейны под названиями групп животных.
1. насекомые 2. удивительные, многоглазые 3. жужжат, стрекочут, порхают 4. Насекомых насчитывается больше миллиона. 5. интересно |
1. птицы 2. голосистые, разноцветные 3. чирикают, крякают, щебечут 4. Птицы – покорители воздушного океана. 5. увлекательно |
1. рыбы 2. длинные, круглые 3. плавают, мечут, молчат 4. Колечки чешуи – возраст рыбы. 5. заинтересовало |
1. звери 2. изящные, крылатые 3. рычат, мяукают, пыхтят 4. Звери – разные внешне существа. 5. интересно |
VI. Физкультминутка.
(«Черепашка» – комплекс упражнений)
На доске картинка с изображением черепахи.
– К какой группе можно отнести черепаху? Почему?
Можно расширить знания детей о группах животных: пресмыкающиеся. Для этого используем атлас-определитель или толковый словарь.
VII. Рефлексия.
Фрагмент мультфильма.
Задание: Животные каких групп представлены во фрагменте? Почему?
(насекомые → стрекозы, рыбы, звери → Винни-Пух)
VIII. Подведение итогов урока.
- Какой вопрос обсуждали?
- Что выяснили?
- Что для этого делали на уроке?