Цели:
- научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи;
- развивать воображение и словарный запас учащихся;
- воспитывать аккуратность, любовь к родному языку, творчество.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» 3 класс С.В.Иванов;
- дидактический рисунок «Королевство Части речи»,
- раздаточный материал «Солнышко».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока.
III. Знакомство с новым материалом.
На доске рисунок «Королевство Части речи».
1. Дидактическая сказка.
В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи.
Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:
- помогали словам в предложении принять нужную форму;
- связывали слова в предложении и части предложения;
- вносили в предложение дополнительный смысл.
А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.
Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?
2. Создание проблемной ситуации.
— Давайте, ребята, поможем нашим частям речи.
На доске запись:
— Скажите, правильно ли стали части речи?
Если ученики не смогут задать вопрос к слову «я», или, невзирая на подсказку, станут задавать такие вопросы к предлогам, как, например, где? – «под», «на», «рядом»: отсюда либо «рядом» попадет в служебные, либо «под» и «на» в самостоятельные. Чтобы избежать путаницы или распутать ее, я предложила ученикам послушать.
Произношу «В» - и спрашиваю учеников, понятно ли им, что я сказала. А теперь произношу: «В классе» - и спрашиваю, какое слово самостоятельное, а какое служебное. Предлагаю ученикам проделать то же самое со словами, в которых они сомневаются, а сомневаться они, скорее всего, будут в словах «я», «он», «рядом».
Здесь на помощь может прийти вопросно-ответная форма примеров. Спрашиваю ученика, который только что вытирал написанное с доски: «Кто вытирал с доски?». Он ответит: «Я». Задаю вопрос классу: «Ребята, вам понятно, что значит слово «я», кого оно называет?»
Далее предлагаю ученикам такую ситуацию: Маша и Витя собирают в лесу грибы и, чтобы не заблудиться, окликают друг друга. Маша кричит: «Витя, ты где?» - а тот отвечает: «Рядом». Спрашиваю учеников, понятно ли им, что значит «рядом», на какой вопрос это слово отвечает. А если есть вопрос, то к каким частям речи относится слово — к самостоятельным или к служебным?
Ученики делают вывод, что части речи стали неправильно и помогают им (записывают слова по столбикам).
— Парад прошел великолепно и очень понравился королю. Он хвалил Части речи и желал им жить в дружбе и согласии. А части речи время даром не теряли и придумали веселое стихотворение:
Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх,
Ах!
— Но вдруг налетел сильный ветер и забрал все служебные части речи с собой. Какой случился переполох!
— Давайте прочитаем стихотворение. Сохранился ли смысл в предложениях? (нет)
— Плачут самостоятельные части речи, просят о помощи.
3. Работа с правилом.
— Прочитайте правило «Как работают служебные части речи» и ветер вернет их на место.
Ученики открывают ключиком знаний замочек стр. 123 учебника.
— Спишите стихотворение в тетрадь и подчеркните служебные части речи.
IV. Физминутка.
1. Создание проблемной ситуации.
— В нашем королевстве есть еще одна тайна. Хотите ее разгадать?
— Давайте обратимся к рубрике «Давайте подумаем» на стр. 124 учебника.
Далее ученики разбирают упр. 3 устно и делают вывод: самостоятельные части речи можно изменять по вопросам, но они изменяются по-разному.
— А можно ли изменять служебные части речи? (нет, к ним нельзя подобрать вопрос).
— Давайте прочитаем рубрику «Обрати внимание». Какой вывод можно сделать? (служебные части речи, наречие и некоторые существительные, которые пришли к нам из других языков тоже изменить нельзя. Например: хорошо (нареч.), метро, пальто, кофе (сущ.); союзы, предлоги, частицы, междометия).
V. Закрепление материала /Дифференцированная работа/.
— 1 группа учащихся – дети, которые могут поработать самостоятельно с упр. 4 на стр. 125.
— 2 группа – работает с учителем.
На доске записаны 3 предложения:
На полке лежит кусок мыла.
Лена мыла посуду.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
— Определите, какое из сходных слов является именем существительным.
— Спишите предложения. Сверху подпишите сущ.
Если ученики затрудняются, учитель помогает им разобрать предложения, задавая вопросы к словам.
VI. Итог урока.
— Что интересного вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
VII. Релаксация
— Изобразите свое настроение в улыбке солнышка, которое мне хотелось бы вам подарить за хорошую работу.
Дети получают солнышко и дорисовывают улыбку либо радостную, либо грустную. Учитель может судить о настроении учеников и в свою очередь дарит детям свое солнышко с улыбкой.
— Сегодня вы узнали много нового и очень порадовали меня. Спасибо вам за работу.