Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи игры: проверка и укрепление знаний по предмету; вовлечение учащихся в творческую деятельность; проявление интеллектуального потенциала; развитие умения работать в группе; развитие коммуникативных навыков; воспитание патриотизма, уважения к прошлому страны.

Оборудование: компьютер, проектор, чёрный ящик, игрушка – птица, денежные знаки (ДЗ), «корзинки настроений», цветные жетоны, игровые поля для команд, сводные карты для жюри, диск с музыкальными произведениями; карточки «события» и «даты» для игрового поля, элементы одежды для учителя (связанные с повторяемой эпохой).

Опережающее задание: нарисовать герб урока «история».

Ход игры

1. Приветствие учителя (звучит торжественная музыка).

Сейчас состоится необычное состязание,
Ристалище тех, кто историю любит.
Главным оружием знание будет.
Победа сильнейшему – вот награда!
Вас ждёт историческая Эрудиада!

2. Приветствие команд, представление жюри.

3. Знакомство с правилами игры.

4. Основные этапы игры

Тур 1 – «Аукцион знаний».

У каждой команды в наличии 50 ДЗ. На аукцион выставляются вопросы, стартовая цена которых – 10 ДЗ. После объявления вопроса, команды начинают торги. Если у команды во время этого тура не остаётся денег, она выбывает из игры.

  1. Человек, первым написавший историю Руси (монах Нестор)
  2. Кому принадлежат слова «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мёртвые сраму не имут» (князю Святославу)
  3. Что значит в переводе с древнеславянского слово «князь» (вождь)
  4. Как в народе звали князя Владимира (Красное солнышко)
  5. Какой русский город, согласно летописи, возник первым (Новгород)

Тур 2 – «История во времени».

Каждой команде предоставляется возможность блеснуть знаниями, отвечая на поставленные вопросы. В распоряжении команды – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 10 ДЗ.

Задания 1 команде:

  1. Полюдье – это..(ежегодный объезд земель князем с целью сбора дани)
  2. Название труда монаха Нестора («Повесть временных лет»)
  3. Сестра Кия и Щека (Лыбедь)
  4. «Строительница» Киевского государства (княгиня Ольга)
  5. Религия славянских племён (язычество)
  6. 1 кодекс законов Руси («Русская Правда»)
  7. Первый русский каменный храм (Десятинная церковь в Киеве)

Задания 2 команде:

  1. Самое развитое ремесло в Киевской Руси (оружейное)
  2. Главное божество славян (Перун)
  3. Автор «Поучения детям» (Владимир Мономах)          
  4. Смерд – это…(крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом)
  5. Что такое «вира» (штраф)
  6. Князь, покровитель образования (Ярослав Мудрый)
  7. Место расселения племени полян (по Днепру)

Тур 3 - «Чёрный ящик».

Выносится чёрный ящик, в котором лежит предмет, связанный с определённой эпохой. Команда, которая первой угадывает предмет, получает 20 ДЗ.

В этом ящике лежит то, при помощи чего княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. (В ящике лежит мягкая игрушка – голубь)

Тур 4 - «Историческое поле».

Команды должны соотнести даты и события, написанные на карточках, на игровом поле, которое им предоставляется. Оценка ДЗ в зависимости от количества вопросов на игровом поле. Задания для команд одинаковые. Учитывается скорость выполнения и правильность.

На «Историческом поле» нужно соотнести даты и события, которое в итоге должно выглядеть так:

событие

год

Объединение Новгорода и Киева
Принятие христианства на Руси
Год заключения договора князя Игоря с Византией
Год основания Киева
Годы княжения Владимира Мономаха
Год появления «Русской Правды»
Год разгрома печенегов под Киевом

882
988
945
860
1113-1125
1072
1036

Игра со зрителями, во время которой болельщики могут добавить ДЗ в копилку команды.

На экране спроецировано изображение Софийского собора в Киеве. Вопросы болельщикам команд:

  • как называется сооружение?
  • где построен?
  • какому событию посвящён?
  • по приказу какого князя?

Тур 5 – «Немое кино».

Командам даётся задание изобразить при помощи пантомимы исторического деятеля, либо событие. 10 ДЗ получает команда, которая хорошо представит эпизод, и команда, которая угадает представленное.

При помощи пантомимы нужно изобразить:

1 команде – Ярослава Мудрого

2 команде – Владимира Святого

5. Домашнее задание. Каждая команда представляет герб урока «история».

6. Подведение итогов. Команда снимает свой банк в присутствии члена жюри. Жюри объявляет итоги игры, награждает победителей. Во время подведения итогов звучит фольклорное музыкальное произведение.

7. Самооценка участников игры – «корзина настроений». Каждый участник выбирает цветной круглый жетон, соответствующий его настроению и самооценке и прикрепляет к корзине своей команды. Корзины нарисованы на ватманах бумаги и прикреплены к доске.

Оранжевый жетон – «Я хорошо работал, помог своей команде».

Зелёный жетон – «Мне было интересно, но знаний не хватило».

Синий жетон – «Я был пассивен. Мне не интересно».

8. Заключительное слово учителя.

Умели наши предки пахать да косить
Дома-терема строить,
Умели холсты ткать, узорами их вышивать.
А в период набегов нечисти разной – родную сторонушку защищать.
Времена теперь другие, как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Но историю страны забывать мы не должны.