Цели и задачи игры: проверка и укрепление знаний по предмету; вовлечение учащихся в творческую деятельность; проявление интеллектуального потенциала; развитие умения работать в группе; развитие коммуникативных навыков; воспитание патриотизма, уважения к прошлому страны.
Оборудование: компьютер, проектор, чёрный ящик, игрушка – птица, денежные знаки (ДЗ), «корзинки настроений», цветные жетоны, игровые поля для команд, сводные карты для жюри, диск с музыкальными произведениями; карточки «события» и «даты» для игрового поля, элементы одежды для учителя (связанные с повторяемой эпохой).
Опережающее задание: нарисовать герб урока «история».
Ход игры
1. Приветствие учителя (звучит торжественная музыка).
Сейчас состоится необычное состязание,
Ристалище тех, кто историю любит.
Главным оружием знание будет.
Победа сильнейшему – вот награда!
Вас ждёт историческая Эрудиада!
2. Приветствие команд, представление жюри.
3. Знакомство с правилами игры.
4. Основные этапы игры
Тур 1 – «Аукцион знаний».
У каждой команды в наличии 50 ДЗ. На аукцион выставляются вопросы, стартовая цена которых – 10 ДЗ. После объявления вопроса, команды начинают торги. Если у команды во время этого тура не остаётся денег, она выбывает из игры.
- Человек, первым написавший историю Руси (монах Нестор)
- Кому принадлежат слова «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мёртвые сраму не имут» (князю Святославу)
- Что значит в переводе с древнеславянского слово «князь» (вождь)
- Как в народе звали князя Владимира (Красное солнышко)
- Какой русский город, согласно летописи, возник первым (Новгород)
Тур 2 – «История во времени».
Каждой команде предоставляется возможность блеснуть знаниями, отвечая на поставленные вопросы. В распоряжении команды – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 10 ДЗ.
Задания 1 команде:
- Полюдье – это..(ежегодный объезд земель князем с целью сбора дани)
- Название труда монаха Нестора («Повесть временных лет»)
- Сестра Кия и Щека (Лыбедь)
- «Строительница» Киевского государства (княгиня Ольга)
- Религия славянских племён (язычество)
- 1 кодекс законов Руси («Русская Правда»)
- Первый русский каменный храм (Десятинная церковь в Киеве)
Задания 2 команде:
- Самое развитое ремесло в Киевской Руси (оружейное)
- Главное божество славян (Перун)
- Автор «Поучения детям» (Владимир Мономах)
- Смерд – это…(крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом)
- Что такое «вира» (штраф)
- Князь, покровитель образования (Ярослав Мудрый)
- Место расселения племени полян (по Днепру)
Тур 3 - «Чёрный ящик».
Выносится чёрный ящик, в котором лежит предмет, связанный с определённой эпохой. Команда, которая первой угадывает предмет, получает 20 ДЗ.
В этом ящике лежит то, при помощи чего княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. (В ящике лежит мягкая игрушка – голубь)
Тур 4 - «Историческое поле».
Команды должны соотнести даты и события, написанные на карточках, на игровом поле, которое им предоставляется. Оценка ДЗ в зависимости от количества вопросов на игровом поле. Задания для команд одинаковые. Учитывается скорость выполнения и правильность.
На «Историческом поле» нужно соотнести даты и события, которое в итоге должно выглядеть так:
событие |
год |
Объединение Новгорода и Киева |
882 |
Игра со зрителями, во время которой болельщики могут добавить ДЗ в копилку команды.
На экране спроецировано изображение Софийского собора в Киеве. Вопросы болельщикам команд:
- как называется сооружение?
- где построен?
- какому событию посвящён?
- по приказу какого князя?
Тур 5 – «Немое кино».
Командам даётся задание изобразить при помощи пантомимы исторического деятеля, либо событие. 10 ДЗ получает команда, которая хорошо представит эпизод, и команда, которая угадает представленное.
При помощи пантомимы нужно изобразить:
1 команде – Ярослава Мудрого
2 команде – Владимира Святого
5. Домашнее задание. Каждая команда представляет герб урока «история».
6. Подведение итогов. Команда снимает свой банк в присутствии члена жюри. Жюри объявляет итоги игры, награждает победителей. Во время подведения итогов звучит фольклорное музыкальное произведение.
7. Самооценка участников игры – «корзина настроений». Каждый участник выбирает цветной круглый жетон, соответствующий его настроению и самооценке и прикрепляет к корзине своей команды. Корзины нарисованы на ватманах бумаги и прикреплены к доске.
Оранжевый жетон – «Я хорошо работал, помог своей команде».
Зелёный жетон – «Мне было интересно, но знаний не хватило».
Синий жетон – «Я был пассивен. Мне не интересно».
8. Заключительное слово учителя.
Умели наши предки пахать да косить
Дома-терема строить,
Умели холсты ткать, узорами их вышивать.
А в период набегов нечисти разной – родную сторонушку защищать.
Времена теперь другие, как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Но историю страны забывать мы не должны.