Урок математики во 2-м классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 100"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Совершенствовать навыки устного и письменного счета в пределах 100; развивать логическое мышление, внимание, память; воспитывать у учащихся чувство коллективизма, товарищества.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Вид урока: путешествие.

Методы обучения: репродуктивные.

Оборудования урока: учебник Моро М. И., Бантовой П.В.; рисунки парусного корабля, попугая, обезьяны, дикаря, «билеты» с заданиями; рисунок якоря, слонёнка.

ТСО: магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель.Ребята! Какие сказки вы знаете?

- А кто знает сказку «Алые паруса»?

В давние времена по морям и океанам плавали вот такие (показ рисунков) парусные корабли. Паруса у них обычно были белого цвета. А в этой сказке паруса кораблей были алыми. И вот этот корабль на своих алых парусах принёс счастье девочке по имени Ассоль.

Давайте ребята, мы с вами сегодня на этом корабле отправимся в морское путешествие. Пусть эти алые паруса принесут вам удачу. Вы согласны?

Дети. Да.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня вы будете матросами.

Учитель надевает детям бескозырки.

Учитель. На протяжении всего нашего путешествия мы будем закреплять знания и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100.

(Учитель прикрепляет рисунок корабля к доске.)

III.Устный счёт.

Учитель.Ребята, нам нужен капитан. Кто быстрее и правильно решит задачу, тот станет капитаном нашего корабля.

Задача. Отец поймал 14 рыбок,а сын 8 рыбок. На сколько больше рыбок поймал отец?
Перед решением задачи слабым учащимся открыть заранее сделанную схему задачи.
После решения задачи выбирается капитан.

Учитель.Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно поднять

якорь. А цепи якоря длинные. Если правильно решим цепочку примеров, можно будет поднять якорь.

16-6+7-6+4-8

65-5-30+15-20

Учитель.Я буду на корабле пассажиром. А кто такие пассажиры?

Ответы детей.

IV.Повторение пройденного материала.

Учитель. У пассажиров должны быть билеты.(К доске прикрепляются билеты с примерами.)

70+5    79-4    77-2

84-20    56-1    80-5

85-10    95-20    62+5

74+1    70-5    50+5

У. В корабль могут войти пассажиры с билетами, где ответы выражений равны 75.Сколько пассажиров мы можем взять на корабль?

Дети выписывают примеры с ответами 75.

Дети.

70+5    79-4    80-5

74+1    77-2    95-20

У. Молодцы, дети! Давайте разместим пассажиров в каюты.

Перед нами каюты с номерами: 10, 12, 8, 16, 18, 20, 25. Пассажиры могут занять из семи шесть номеров. Одно число лишнее. Какое число лишнее и почему?

Дети. Лишнее число 8. Оно однозначное.

У.А теперь надо поднять паруса. (На паруса прикрепляются карточки с примерами.)

Примеры:

62+9    59+6    77-5

36+2    42-9    37+6

48-20    87+3    23-8

Решение каждого примера объясняет один ученик.

У.Теперь в путь!

V. Физкультминутка.

(Под музыку «матросы» моют палубу.)

VI. Повторение пройденного материала. (продолжение)

У. Наш кораблик подошёл к острову. Здесь живут попугайчики.

Нас встречает попугай Гоша с примерами. Если правильно решите примеры, он с вами подружится.

На доске рисунок попугая с примерами:

36*4*8=32

72*6*40=38

У.Молодцы, ребята! Наш корабль плывёт дальше.Перед нами остров, где живут обезьянки.А это (показывается рисунок обезьяны) хозяин острова.Он очень хитрый.И примеры которые он нам предлагает «хитрые»:

74-50=16

70-54=24

Правильно ли решены эти примеры? Почему получились такие ответы?

Ответы учащихся.

VII. Решение задачи.

У. Мы продалжаем путешествие. Перед нами опять остров. Здесь живут слоны.Вот на берегу стоит один слонёнок. Он уже давно ждёт вас.Слонёнок учится в школе зверей.Ему дали домашнее задание. А он не смог решить задачу. А давайте вы попробуйте решить эту задачу.

Задача. У Иры 8 тетрадей в клетку и 7 тетрадей в линейку. 3 тетради она отдала брату.Сколько тетрадей осталось у Иры?

Слабым учащимся дать указание сделать рисунок к задаче, а сильным – решить разными способами.

У. Дети, кто решил задачу? А кто даст свою терадь слонёнку, чтобы он списывал? Все согласны? (обычно в таких случаях все дети согласны.) Ребята, а вы правильно делаете, что даёте списывать задачу? А я думаю,что неправильно. Мы не должны дать слонёнку тетради,чтобы он списывал. Мы должны ему объяснить решение задачи.

Перед каждым учеником лежит «Алгоритм решения задачи».

По нему учащиеся объясняют решение задачи.

VIII. Самостоятельная работа.

У. Плывём дальше. Перед нами остров, где живут дикари. Если мы быстро не ответим на их вопрос, они утопят наш корабль.

Решить выражения: 81-5 76+5 самостоятельно.

Вопросы учащимся:

-Как выполнить прверку?

-Как проверяем сложение?

-Как проверяем вычитание?

2 ученика объясняют решение у доски.

У.Объявляю благодарность самым смелым матросам.

-Ой, что это? Да это же вода! Кто-то из дикарей всё-таки успел пробить борт корабля. Наша задача - устранить ошибки и спасти наш корабль.

На доске примеры:

64+3-30=37

7+53-9=41

Найдите ошибку. (Дети выполняют задание.)

IX. Итог урока.

У. Молодцы, ребята! Путешествие подошло к концу. Вы настоящие смелые матросы. Сегодня на уроке вы показали хорошие знания сложения и вычитания в пределах сотни.

Х. Домашнее задание.

У. Дома на листочках из геометрических фигур нарисуйте парусный корабль.