К 75-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина.
Окружающий мир (3 кл.)
Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой)
Тема урока: «Как люди мечтали летать»
Задачи:
- формировать представление детей о космосе;
- о том, как люди стали осваивать космическое пространство;
- систематизировать знания детей о планете Земля, географические сведения о ней;
- воспитывать любовь к героям-космонавтам, желание быть похожими на них.
Оборудование: таблица «Космос», глобус, фотографии космонавтов, рисунки ракет, спутников, серии открыток «Советская космонавтика», воздушный шарик, плакаты, газета «Правда» (от 30 марта 1968 года), слайды, учебники, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
- эмоциональный настрой;
- целевая установка;
– Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей, но будем работать как обычно, не волнуйтесь. Урок мы начнем с проверки домашнего задания.
II. Актуализация опорных знаний
– Расскажите об открытиях, которые изменили жизнь каждого человека. О веретене, прялке и ткацком станке мы уже говорили. Продолжите рассказ о первых изобретениях человека. (Ответы учащихся)
III. Переход к изучению новой темы
– Сегодня вы узнаете еще об одном из главных изобретений человека, о том, как люди стали осваивать космическое пространство. Тема урока так и звучит: «Как человек научился летать».
– А где происходили все эти открытия, о которых вы рассказывали? ( На планете Земля). Вы, конечно, знаете свой адрес. И можете сказать, в каком доме, на какой улице вы живете, где находится наше село, наша страна. А где живет Земля? Где она находится? Давайте запишем адрес Земли. А чтобы вам было легче, начнем с района. Давайте посмотрим на Солнечную систему.
Что это? Почему она называется Солнечной? Сколько планет вращается вокруг Солнца и какие? (Ответы учащихся). Значит, Земля – планета Солнечной системы. (район – Солнечная система). Все планеты вращаются вокруг Солнца по своей дороге-орбите-кругу, кольцу (улица Кольцевая 3). А где находится Солнечная система? (В Галактике – звездной системе). Ночью на небе можно увидеть звезды. Это и есть звездные города Галактики. А звездные города Галактики находятся во Вселенной. Это и есть Космос.
Давайте повторим адрес Земли, ее местонахождение. (Приложение 1) Сухаревская Е.Ю. «Интегрированное обучение в начальной школе»
– Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, какой они ее представляли?
Ответы учащихся:
– Жители Индии думали, что Земля лежит на спинах трех слонов, стоящих на громадной черепахе, которая плавает по океану.
– Древние греки представляли Землю как слегка выпуклый диск, напоминающий щит воина.
– В Древней Руси были убеждены, что Земля – это огромный сундук, а небо – стеклянный колпак, на котором укреплены звезды.
IV. Изучение новой темы.
1) Рассказ учителя.
– С давних времен загадочный мир звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. А еще говорят, что человек стал человеком тогда, когда посмотрел на небо и захотел полететь к звездам. Наверное, это и правда, ведь человек всегда шел за своей мечтой. Не умея еще воплотить свои мечты в жизнь наши предки придумывали сказки о коврах-самолетах. Приглядываясь к природе, человек стал наблюдать, как летают птицы, как устроены их крылья. Некоторые умельцы копировали крылья птиц, приделывали их к рукам и так пытались летать по воздуху. Эти попытки заканчивались трагически – люди разбивались и калечились. В те далекие времена еще не настало время для самолетов, разум человека не мог придумать летательную машину.
2) Рассматривание рисунка в учебнике (стр. 136) «Первые летательные аппараты». Чтение и обсуждение текста учебника о развитии авиации.
3) Рассказ учителя.
– В 1885 году русский морской офицер Можайский придумал проект летательного аппарата. У него были все основные части, как у современного самолета: корпус, крылья, хвост, шасси. Вот только двигатель был паровой. Как прошли испытания? Аэроплан разбегается, приподнимается над землей, пробует взлететь. Один бок аэроплана начинает крениться, крыло задевает землю и ломается. Испытания заканчиваются неудачей, поэтому работы над самолетом Можайского запрещаются. Но остановить творчество человека уже невозможно.
4) Чтение рубрики в учебнике «Этот удивительный мир» (стр. 137-138)
5) Выполнение задания 98 в рабочей тетради №1 стр. 30
– Очень часто название самолету давалось по фамилии конструктора, который его создал.
Догадайтесь по названию самолета, кто его создал. Соедините линией фамилию конструктора с названием самолета, им созданного.
Андрей Николаевич Туполев | По-2 | |
Николай Николаевич Поликарпов | Ту-134 | |
Александр Сергеевич Яковлев | Ил-86 | |
Сергей Владимирович Ильюшин | Як-40 |
6) Рассказ учителя.
– Итак, люди строили самолеты и летали в воздушной оболочке Земли (атмосфере), но они не останавливались на достигнутом, их манил Космос. В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур. Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.
7) Знакомство с таблицей «Развитие космонавтики»
- 4 октября 1957 год – начало космической эры. Был запущен 1-й искусственный Спутник Земли (Пс-1).
- 3 ноября 1957 год – запущен 2-й искусственный спутник. В его кабине была собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни.
- 15 мая 1958 год – запущен 3-й спутник.
- 2 января 1959 год – запущен искусственный спутник «Луна-1». Он прошел около Луны и стал 1-ым искусственным спутником Луны.
- 12 сентября 1959 год – «Луна 2», автоматическая станция достигла Луны, впервые была проложена трасса Земля-Луна.
- 4 октября 1959 год – «Луна 3» сфотографировала обратную сторону Луны.
- 20 августа 1960 год – запущен космический корабль. На борту находятся собаки Стрелка и Белка.
- 12 февраля 1961 год – запущены «Венера 1», космический аппарат, а затем и «Марс».
- 12 апреля 1961 год – день полета 1-го в мире космонавта, гражданина России.
Кто это? Поэтому день 12 апреля стал большим всенародным праздником – Днем космонавтики, в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.
8) Основные моменты биографии Ю. А. Гагарина.
– Родился Ю. А. Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушино Смоленской области в семье колхозника. В этом 2009 году ему исполнилось бы 75 лет. Рос он в простой крестьянской семье, отец его был плотником. Смеялся громко и заразительно, а товарищи звали его Гагарой. Особенно интересовался техникой, делал летающие модели самолетов и мечтал стать летчиком. И он им стал, а потом и космонавтом.
- 1951 год – окончил ремесленное училище и одновременно школу рабочей молодежи.
- 1955 год – окончил Саратовский индустриальный техникум.
- 1955 – 1957 гг. – учеба в авиационном училище.
- 1960 год – как один из наиболее талантливых и мужественных летчиков-истребителей зачислен в отряд космонавтов.
– Легко ли стать космонавтом? Каким он должен быть? Каждый ли может им стать?
Физминутка для будущих космонавтов
- 12 апреля 1961 год – первый в мире полет в космос. В то время Ю.А. Гагарн был старшим лейтенантом.
9) Чтение сообщения ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.
– Полет длился 108 минут. Давайте перенесемся на 48 лет назад. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприемников: « Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич».
10) Опыт с воздушным шариком.
– А вы знаете, как ракета поднимается в воздух?
Перед полетом баки ракеты заполняют горючим. По команде «зажигание» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в газ. Газ вырывается в узкое отверстие на днище ракеты – сопло – струя газа летит вниз, ракета вверх. (незавязанный надутый шарик отпустить)
– Почему шарик улетел? (воздух вырвался из шарика и отбросил его от себя)
Ракету можно заставить лететь в любую сторону, нужно только управлять струёй газов. Эту работу выполняют рули.
11) Слушание отрывка из стенограммы переговоров Ю. Гагарина с Землей.
« Чувство невесомости интересно. Все плавает. (радостно) Плавает все! Красота. Интересно. (Гагарин поет песню «о далеком курносом детстве) Внимание, вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли, и вниз такая радуга переходит. Очень красивое, уже ушло через правый иллюминатор. Видно звезды, ах как проходят звезды! Очень красивое зрелище. Продолжается полет в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звездочку, она так проходит слева направо. Ушла звездочка, уходит, уходит … Самочувствие отличное. Чувство невесомости благоприятно влияет, никаких таких не вызывает явлений. А сейчас через иллюминатор «Взор» проходит Солнце. Немножко резковат его свет. Вот Солнце уходи из зеркал. Небо, небо черное, черное небо, но звезд на небе не видно…»
На этом сообщение обрывается. В 10 часов 55 минут по московскому времени Юрий Гагарин совершил приземление.
Послание Ю. А. Гагарина своим потомкам, написанное собственноручно.
– После полета в космос его досрочно произвели в майоры. На следующий день Юрий Гагарин уже стоял на трибуне. Ликующий народ приветствовал своего кумира.
- 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин окончил Военно-воздушную академию им. Жуковского.
- 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе при исполнении тренировочного полета вместе со своим инструктором Владимиром Серегиным на самолете МиГ-15.
– Эта весть мигом облетела Землю.
12) Работа с газетой «Правда» (от 30 марта 1968 года)
– Под заголовком «Родина не забудет своих героев», написанного крупным шрифтом, опубликованы телеграммы, письма, выражающие глубокие соболезнования, сочувствия в связи с трагической гибелью космонавта, которому было всего 34 года. В этой же газете опубликовано стихотворение Алексея Суркова «Памяти сокола». (чтение стихотворения)
Безгласный, он застыл |
И, смелый сокол к подвигу готовый, Он жадно устремилс я в высоту. И смерть … Удар безжалостный и грубый… Но не затмит горючая слеза Свечение улыбки белозубой И озорные, дерзкие глаза. И навсегда останется нетленной Среди племен, живущих на Земле, Любовь к тому, кто на простор Вселенной Ушел с Земли на первом корабле. |
– Посмертно Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Ю. А. Гагарин у Кремлевской стены в Москве.
V. Закрепление изученного материала.
Решение кроссворда «Планета» (Сухаревская Е.Ю. «Интегрированное обучение в начальной школе»).
- Кличка одной из собак, которая совершила полет вокруг Земли в 1960 году.
- Первый космонавт мира.
- Летчик космического корабля.
- Аппарат, с помощью которого и мы можем наблюдать за работой космонавтов.
- Летательный аппарат.
- Первый четвероногий путешественник в космосе.
– После старта Ю. Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Космонавт Николаев вспоминает: «В своем первом полете в космос я даже побриться не мог, а вот уже в космической ракете «Салют» была даже настоящая баня».
VI. Итог урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Что интересного и важного было сегодня на уроке?
– Что о сегодняшнем уроке вы расскажете дома?
Домашнее задание: по выбору
- стр. 136-139 учебника.
- чтение отдельных глав книги В. Гагарина «Мой брат Юрий»