Урок–праздник в 5-м классе по теме "Этих дней не смолкнет слава"

Разделы: Внеклассная работа


Ход праздника

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок, сегодня праздник посвящения, следопыты клуба “Поиск” учащихся 5 класса, который проходит накануне празднования 60-летия Великой Победы. Сегодня они, может быть, впервые приобщаются к живой истории нашей страны, чтобы с честью нести ее дальше, чтобы никогда не смолкала слава тех великих и страшных дней, а вечный огонь памяти о той кровавой войне горел не только на площадях, но и в наших сердцах.

– Ребята, как называется наш музей, где мы с вами собрались? Кто знает его полное название?

– Правильно, Народный музей 135 Краковской Краснознаменной стрелковой дивизии.

Итак, у нас праздник, а какой же праздник без гостей?

Сегодня у нас в гостях первый и в течение 30 лет бессменный руководитель школьного музея, почетный ветеран 135 стрелковой дивизии, основатель клуба “Поиск”, человек, которому мы обязаны созданием этого музея и которого вместе с ветеранами 135 дивизии прошел весь ее боевой путь, бывший учитель географии нашей школы Майорова Раиса Георгиевна. Рядом с ней вы видите нынешнего руководителя музея, выпускницу нашей школы, ученицу Раису Георгиевну, в прошлом – следопыта клуба “Поиск”, в настоящем – учителя географии, Сафронову Елену Борисовну.

У нас в гостях ученицы – одиннадцатиклассницы, активные члены клуба

“Поиск”, экскурсоводы с шестилетним летним стажем Сухорученко Екатерина, Усталь Таисия.

Восемнадцать лет назад, тогда еще молодая учительница литературы,

я впервые пришла в музей со своими пятиклассниками по приглашению Раисы Георгиевны и навсегда оставила здесь своё сердце. И с тех пор – теперь это стало уже традицией – мы приходим сюда и проводим здесь уроки, праздники, встречи с ветеранами.

Сегодня один из таких уроков, который пройдет под девизом:

Вспомним сегодня хотя бы немного,-
Давние грозные дни страны,
Вспомним мы с вами, дети и внуки,
Не перенесшие той войны!
                                (С. Кочуров)

II. Ребята у меня в руках книга. Внимательно посмотрите, вы узнали её? Что это за книга? Кто её автор? О чём она? Кто ёё герои? (В. Катаев “Сын полка”.)

Скажите, ребята, вам понравился пастушок, сын полка Ваня Солцнев? Каким вы его себе представляете? Кто помнит историю его жизни?

Скажите, существовал ли такой мальчик в жизни или это вымышленный литературный герой?

Вопрос для внимательных читателей: в этой книге описан только один сын полка?

Итак, нам всегда немного грустно оттого, что так полюбившийся нам Ваня Солнцев не существовал в жизни. Но всё-таки, может быть, Валентин Петрович Катаев ничего не придумывал?

Сегодня мы узнаем ответ на этот вопрос.

Оказывается, в нашей 135 стрелковой дивизии тоже был свой сын полка, вернее, сын батальона связи, Боря Кодаков. И сейчас ребята, которые станут сегодня членами клуба “Поиск”, расскажут нам об этом мальчике. Они проведут первую в своей жизни экскурсию, пока для своих одноклассников. Конечно, они очень волнуются, ведь для них это первый экзамен на звание следопыта. Давайте поддержим их, ребята, тем, что будем очень внимательно слушать их рассказ о Боре Кодакове, и подумаем над вопросом:

– Что общего в судьбе Бори Кодакова и Вани Солнцева, и вообще, если это общее?

III. Рассказ учащихся о Боре Кодакове.

Ученик 1.

Летом 1943 года после тяжелых боев под Мойлово 135 стрелковая дивизия была отправлена на отдых и пополнение. И в один из июльских дней на опушке леса связисты 251-го отдельного батальона связи встретили 10-летнего мальчугана в старой шапке-ушанке, оборванного и чумазого. Из беседы с ним связисты узнали, что зовут его Боря Кадаков, что родителей его расстреляли фашисты в г. Брянске, а он прятался в лесу от немцев и жил землянке с чужой бабушкой.

Ученик 2.

Изможденный мальчик был в восторге, что дождался своих русских воинов, и

умолял их взять с собой. Он упрашивал, убеждал, что будет воевать наравне со всеми. Худенький, шустрый, смышленый мальчишка очень понравился бойцам, и лейтенант Артемьев, который со своими связистами и нашел Борю в брянском лесу, привел его в часть. К великому счастью мальчика, командование части разрешило оставить его в батальоне. Приказом по части он был зачислен в часть, усыновлен, как сирота, и назван сыном батальона 135 стрелкой дивизии. Его помыли, подстригли, одели в новую форму. Полтора года Боря Кадаков воевал на фронтах Великой Отечественной войны в составе 135 стрелковой дивизии.

Ученик 3.

Вместо обычной воинской присяги для взрослых бойцов Боря дал перед взводом старшего лейтенанта Артемьева торжественное пионерское обещание- клятву. Он клялся, что никогда и нигде, ни при каких обстоятельствах не изменит своей родной части и не польстится на обещания других строить ему более легкую жизнь. И Боря сдержал слово. Старший лейтенант Артемьев стал его старшим братом, они, как говорили на фронте, ели из одного котелка, спали под одной шинелью, никогда не расставались надолго.

Ученик 4.

Из воспоминаний рядового бойца Ивана Федотовиче Яценко:

– Неизгладимое впечатление произвела на меня необычная на фронте встреча: у связистов был “сын батальона” мальчик лет десяти, Боря Кадаков.

В военной форме, как положено, с полевой сумкой и портупеей, очень красивый, стройный, черноглазый; продолговатое личико, римский носик, весьма шустрый; зычный; полувзрослый, мальчишеский голос.

Пребывание в батальоне этого красивого, расторопного адъютанта-мальчика всегда напоминало нам о том, что кроме кошмарного яда войны существует еще и мир, что где-то живут дети, за которых есть смысл и умереть в бою с коварнейшим врагом.

Боря был душой батальона, общим сыном старшего возраста. “С Борей побеседовать, как дома побывать”,- говорили они.

Ученик 5.

Боря, как метеор, носился по расположению батальона, принимал деятельное участие в его боевой жизни, помогал старшине Кузнецову в доставке продуктов повару Зине Клименко.

Командир батальона Федор Григорьевич Соколов опекал его, как сына, берег, держал при себе. Боря также был к нему привязан, служил у него адъютантом по особым поручениям.

Как отца, любил Боря и начальника связи дивизии – майора Абрамовича Петра Николаевича, сибиряка, человека большой души и доброго сердца.

Ученик 6.

В конце войны стали создаваться Суворовские училища для детей-сирот.

После боя за город Бжанув, Борю, всеобщего любимца, отправили в одно из этих училищ. Это было зимой 1945 г. После освобождения городов Львова и Кракова, за которые дивизии было присвоено звание Краковской.

Борис Иванович Кодаков всю свою жизнь связал с армией, став офицером.

IV. Беседа

Рядом с Борей, так же как и с Ваней, оказались очень внимательные, заботливые, любящие его люди. Кто они? Кого из них вы запомнили из рассказа ребята?

Старший лейтенант Артемьева, капитан Федор Григорьевич Соколов, остался жить “всем смертям назло”. Позднее Борис Иванович Кодаков посвятит своему командиру стихи, в которых расскажет об этой трагической странице его жизни. Сейчас, ребята, вы услышите фрагмент сочинения Сухорученко Кати, победительницы городского конкурса сочинений, посвященного 60-летию Победы, которое она написала о Ф.Г.Соколове, включив в него и стихи Б.И.Кодакова о нем.

V. Выступление Сухорученко Е. ученицы 11 класса.

Семеро солдат во главе с капитанов Соколовым рыли траншеи, землянки, когда в небе появились фашистские стервятники. Все бросились на дно траншеи. Бомба разорвалась рядом, от мощного взрыва одна из стенок траншеи рухнула и засыпала находившихся на дне ее людей.

Сверкнул огонь! Раздался грохот!
Как бы живая, тяжко охнув.
Стеною взбучилась земля.
Преграды на пути сметая,
Окоп засыпала до края,
И всех, кто находился в нем!
И вот из крепости солдатской
Стал тот окоп могилой братской
Солдат, схороненных живьем.
Там оказались пять радистов,
И с ними командир связистов,
Наш ротный Федор Соколов, -

так рассказал в своих стихах Борис Кадаков, вспоминая этот страшный день.

Все, кто был рядом, бросились на помощь, песок разгребали руками, не обращая внимания на продолжающийся обстрел.

А там, под землей, было темно, душно, мокрый грунт давил так, что невозможно было дышать.

Вот тогда-то и промелькнула перед Федором Соколовым, как в калейдоскопе, вся его жизнь: трудное детство, школа, которую пришлось оставить, чтобы помогать матери, овдовевшей в гражданскую войну, комсомол, кружок по ликвидации неграмотности на селе. А затем педтехникум, работа в школе.…Но недолго длилась счастливая жизнь, все перечеркнула война.

Нет, умирать еще рано, ведь фашисты еще топчут родную землю, еще наносят ей раны…

А там, наверху, солдаты работали, не зная усталости. Одного за другим откапывали радистов из земли , но никто из них не дышал. предпоследним извлекли из траншеи Соколова. Он подавал признаки жизни! На свежем воздухе он скоро пришел в себя, хотя был бледен, как бинт.

К счастью, он не лежал, а сидел в траншее. Во время взрыва его накрыло плащ-палаткой, под ней образовалась воздушная подушка, это спасло ему жизнь.

С трудом приоткрывая веки, смотрел капитан в небо, на качающуюся над ним травинку, на окруживших его товарищей. В ушах был звон, а в мыслях одно:

“Жив, жив, жив!”…
Как радостно все удивились:
Часы его остановились,
А сердце нет! Оно жило!
Не раз со смертью он встречался,
Комбатом стал, живой остался,
И до Победы воевал.
Весь убеленный сединою
В Коломне он живет с семьею,
Я у него в гостях бывал.

VI. Слово предоставляется Майоровой Р.Г.

Ребята, действительно, Ф.Г. Соколов прожил очень долгую жизнь,95 лет. Мы называли его живой легендой. Когда Катя писала свое сочинение, Федор Григорьевич был еще жив, но в феврале 2005 года его не стало. Это большая потеря для всех нас.30 марта будет сороковой день со дня его смерти. Прошу всех встать и почтить его память минутой молчания.

VII. Минута молчания

VIII. Жизнь Ф.Г. Соколова настолько интересна и поучительна, что вам, ребята, есть чему у него поучиться. Возможно, рассказ о нем будет материалом вашей следующей экскурсии, а мы вернемся к Боре Кодакову.

Не столько своему командиру посвятил он стихи. Он воспел подвиги всех бойцов-связистов, которые в тяжелейших условиях выполняли свой солдатский долг – обеспечивали войска связью. Послушайте его стихотворение “Солдатский долг”.

Чтение стихов Б.И.Кодакова учащимися.

1.”Солдатский долг”

Шла пехота в бой. Вперед. Под пули.
А за ней связисты, торопясь,
Телефонный провод потянули,
Обеспечивая командирам связь.
Сил они потратили немало,
А в награду-телефон не умолкал,
И спокойный голос генерала
Четкие приказы отдавал.

Но разрывы вражеских снарядов
Оборвали вдруг стольную нить.
И в огонь, под пули, в пекло надо
Вновь идти, но связь восстановить.
Пролегала линия по полю
Как укрыться, спрятаться на нем?
Поливали немцы его вволю
Перекрестным фланговым огнем.

С одного уже сорвала шапку
Лютая свинцовая метель.
У другого, как гнилую тряпку,
Разорвала на спине шинель.
Только страх пропал, исчез куда – то.
Был сильнее ярости порыв.
И ползли, ползли вперед солдаты,
И нашли на линии обрыв.

Быстро все исправили как надо,
Снова телефон не умолкал.
Прохрипел один связист: ”Порядок “,
А другой с усмешкою сказал:
“Потрепали фрицы нас, собаки.
Как теперь без шапки воевать?
И шинель попортили однако
Будет теперь ветер продувать”
Так связисты в обстановке сложной
Выполняли свой солдатский долг.
Связью обеспеченный надежной,
Шел под пули – в бой! – пехотный полк.

Среди связистов было очень много молодых девушек. Они, как сестры, как матери, любили Борю. Он платил им тем же. О гибели одной из них, юной Любы Горчаковой, погибшей в ноябре 1943 года под г. Киевом, он рассказал в стихотворении “Гибель связистки”.

Чтение стихов Б.И.Кодакова учащимися.

2. “Гибель связистки”.

Москвичка Люба Горчакова
Пошла из школы на войну
По зову сердца молодого,
Чтоб защищать свою страну.
И стала фронтовым связистом,
Судьбы военной не страшась.
Пехоту и артиллеристов
Соединяла ее связь.

Шла битва на днепровских кручах,
Секла свинцовая метель.
И юнкерсов свирепых туча
Кружила в небе карусель.
Крутясь, ревели самолеты.
И грохот взрывов оглушал.
И все смешалось на высотах:
Огонь и дым, земля, металл.
Удары бомб все нарастали,
За взрывом – новый страшный взрыв.
И вдруг кусок горячей стали
Попал ей в грудь, насквозь пронзив .
Тут мы увидели, живые,
Как землю обагрила кровь.
Погибла так за город Киев
Любви не знавшая Любовь.

Очень любил Боря повара Зину Клименко, он посвятил ей цикл необычных стихов, написанные по мотивам ее писем к матери в 1944-45 гг.

Чтение стихов Б.И.Кодакова учащимися.

3.“Письмо матери с фронта” (по мотивам писем военной связистки Зины Клименко, написанных матери в 1944-1945 гг.)

Письмо первое.

И вот я, мамочка, на фронте
Где нет покоя, тишины.
Мне дом родной теперь лишь снится,
Как утром в нем хлопочешь ты.

Служу я, мамочка, на складе.
Хозяйство поручили мне.
Кормлю, пою военных дядей,
Они связисты на войне.

Сейчас забраться бы на печку!
Становится все холодней,
Дрожу, как хворая овечка,
Как сплю на складе, у дверей.

Но, мама за меня не бойся.
Привыкла к трудностям давно.
Прошу, не очень беспокойся,
Все будет, мама, хорошо!

 Письмо второе.

Моя родная мама, здравствуй!
Ты день и ночь в уме моем
Идем с войсками мы на запад,
Бывает трудно, но живем.

Сейчас мы возле реки Одер.
За ней – немецкая страна.
А утром вновь в поход уходим.
Скорей бы кончилась война!

Письмо третье.

Мамуля! Милая, родная!
Тебя порадовать спешу:
Жива! Здорова! Сообщаю,
Что из Германии пишу!

Гремят войны священной грозы.
Теперь и немцам в эти дни
Пусть отольются наши слезы,
Пусть хватят лихо и они.

Бегут фашисты, все бросают,
Дома с награбленным добром.
Но кара всюду настигает:
Гремит! Гремит Победы гром!

Я верю в близкую победу,
В свою счастливую звезду.
Жди, скоро, мамочка, приеду!
Сейчас на кухню я бегу.

IX. Выступление руководителя музея Сафроновой Е.Б.

Итак, ребята, сегодня вы с помощью взрослых, а также опытных экскурсоводов-старшеклассников провели свою первою в жизни экскурсию в школьном Музее боевой славы.

  1. Я считаю, что вы справились со своей задачей, и сейчас должен наступить самый торжественный момент. Как когда-то Боря Кодаков давал клятву перед бойцами батальона связи, вы сегодня дадите клятву-присягу будущих следопытов и познакомитесь с Уставом членов клуба “Поиск”.

Присяга вступающих в клуб “Поиск”.

Я, присягаю на верность клубу “Поиск”, торжественно клянусь:

  • нести по жизни традиции клуба;
  • чтить память тех, кто ценою жизни завоевал наше счастье;
  • отдать все силы на поиск безымянных героев и истории боевого пути 135 Краковской Краснознаменной стрелковой дивизии.

Клянусь быть в первых рядах молодежи!

Устав.

  1. Активно участвовать в следопытской работе.
  2. Быть примером в учебе, труде, поведении.
  3. Принимать участие в походах, экскурсиях, переписке с ветеранами.
  4. Изучать историю дивизии.
  5. Принимать активное участие в сборе экспонатов.
  6. Беречь и хранить собранный материал.
  7. Добросовестно выполнять поручения.

Ребятам прикрепляются на грудь эмблемы клуба “Поиск”. Поздравление ребят. Задание юным следопытам:

– Дорогие юные следопыты, сегодня вы получаете первое задание: в апреле, накануне празднования 60-летия Великой Победы вы должны провести экскурсию о Б.И.Кодакове, дополнив ее рассказом о дальнейшем жизненном пути ветерана и рассказом о Ф.Г. Соколове, бывшем Борином командире. Я от всей души поздравлю вас со вступлением в следопыты и думаю, что вы будете свято хранить и продолжать традиции нашего музея.