Актуальность создания программы «Язык сказок» на базе 1 класса - помочь ребёнку стать личностью, создавая условия и поддерживая его в развитии.
Необходимость данной программы обусловлена уровнем развития и воспитания учащихся класса. Диагностическое исследование класса показало, что ученики имеют небогатый читательский опыт, слабо владеют устной связной речью, недостаточно развита культура чтения, что отрицательно сказывается на общем развитии учащихся.
Спецкурс «Язык сказок» теоретический, с основами прикладного творчества. По отношению к тексту ребёнок выступает одновременно как автор, исполнитель, наблюдатель и художник. Задача учителя - помочь ребёнку воплотить текст в игру, в картину, в жизненную ситуацию, в обряд, имеющий прямое отношение к переживаниям ребёнка.
Курс преследует цель: сформировать у детей представление о народном творчестве через сказку.
В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:
- Расширить знакомство с произведениями устного творчества, в частности, сказками.
- Развивать умение подмечать особенности жанров устного народного творчества.
- Формировать доброе отношение к героям сказок.
- Формировать понятие о добре и зле, дружбе, ловкости, уме и глупости.
- Формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
- Отработка умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать на родном языке.
- Развивать навыки чтения, развивать память, речь, чувство юмора, артистичность детей.
- Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к литературе.
- Развивать коммуникативные и организаторские способности во вне урочное время, помочь быстрее адаптироваться в новом коллективе.
- Развивать мелкую моторику, эстетический вкус, творческую фантазию.
Программа составлена на 128 часов (4 часа в неделю), рассчитана на 1 год, является программой дополнительного обучения.
Основные формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая преобладают в отличие от классно-урочной системы.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
русские народные сказки ( в пределах программы).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- слушать сказки;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя;
- различать сказки: о животных, волшебные, бытовые;
- называть главных героев сказок;
- эстетично и аккуратно выполнять рисунки, поделки из бумаги, пластилина и других материалов
Методические рекомендации
Название блока | Методы | Приёмы |
Введение в курс «Язык сказок». | 1 .Методы словесной и наглядной передачи информации.
2.Методы стимулирования и мотивации учащихся. 3.Методы контроля и самоконтроля. |
Беседа, рассказ, иллюстрация, словарнаяработа, игра,инсценирование;создание проблемнойситуации, творческиезадания, работа с книгой;тест, самостоятельнаяработа,самоконтроль ивзаимоконтроль. |
Классификация сказок. Сказки о животных. Волшебные сказки. Классификация волшебных сказок. | 1. Методы словесной и наглядной передачи информации.
2.Методы стимулирования и мотивации учащихся. |
Рассказ, иллюстрация, словарная работа, игра, инсценирование, наблюдение, ситуации занимательности, доказательства на основе сравнений, логических рассуждений, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку, создание ситуации взаимопомощи. |
Герои сказок о животных. Составные части волшебной сказки.
Герои в волшебных сказках: (положительные и отрицательные). Числа в волшебных сказках. Помощники в волшебных сказках. Символы в волшебных сказках. |
1 .Методы словесной и наглядной передачи информации.
2.Методы стимулирования и мотивации учащихся. 3.Методы контроля и самоконтроля. |
Рассказ, инсценирование, беседа, наблюдения, работа с книгой, дидактические игры, словарная работа. Создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, опора на жизненный опыт. Викторина, кроссворды, игры, конкурсы. |
Бытовые сказки. | 1 .Методы словесной и наглядной передачи информации. 2.Методы стимулирования имотивации учащихся. |
КВН, викторины, праздники, конкурсы, игры.
Поощрения, создание ситуации успеха. |
Содержание программы
- Введение в курс «Язык сказок» -6ч
- Классификация сказок - 5ч.
- Сказки о животных - 9ч.
- Герои сказок о животных 12ч.
- Волшебные сказки - 4ч.
- Классификация волшебных сказок - 9ч.
- Составные части волшебной сказки - 5ч.
- Герои в волшебных сказках - 18ч.
- Положительные герои в волшебных сказках - 13ч.
- Отрицательные герои в волшебной сказке - 8ч.
- Числа в волшебных сказках - 8ч.
- Обобщающий игровой урок. Викторина «Сказочный сундук»
- Помощники в волшебных сказках - 10ч.
- Символы в волшебных сказках – З ч.
- Бытовые сказки - 11ч.
- Обобщающее игровое занятие -1ч.
Учебно- тематический план спецкурса «Язык сказок». 1 класс
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов теория | Кол-во часов практика | Кол-во часов всего | |
1 | Выявление читательского опыта детей. Рассказывание любимых сказок. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2 | Беседа об истории возникновения сказки. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
3 | Краткие сведения о сказках. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4 | Словарная работа: введение понятий: «сказка», «русская», «байка», «баять», «баюн», «народная». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
5-6 | Инсценирование эпизодов из любимой сказки | 0,5 | 1,5 | 2 | |
7 | Классификация сказок. Вариативность сказок (на примере сказки «Теремок»). | 0,5 | 0,5 | 1 | |
8 | Вариативность сказок (на примере сказки «Лиса и волк»). | 0,5 | 0,5 | 1 | |
9-10 | Конкурс рисунков по сказке «Теремок». | 2 | 2 | ||
11 | Признаки сказок о животных. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
12 | Классификация сказок о животных: с участием человека («Лисичка - сестричка и серый волк», «Колобок»). | 0,7 | 0,3 | 1 | |
13 | Классификация сказок о животных: без участия человека («Кот и лиса», «Дружба зверей») | 0,5 | 0,5 | 1 | |
14 | Вариативность сказок (на примере сказки про заячью избушку). | 0,7 | 0,3 | 1 | |
15 | Шутливые сказки о животных. | 0,7 | 0,3 | 1 | |
16 | Шутливые сказки о животных. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
17 | Шутливые сказки о животных. Инсценирование эпизодов. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
18-20 | Работа с бумагой. Коллективное творчество «Панно» (портреты главных героев сказки). | 0,4 | 2,6 | 3 | |
21 | Выявление сказок, где главными героями являются Лиса, Медведь, Петух, Волк, Заяц. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
22-24 | Выявление сказок, где главными героями являются Лиса, Медведь, Петух, Волк, Заяц + собака, бык, баран, свинья, коза, козёл. Инсценирование эпизодов. | 1 | 2 | 3 | |
25-27 | Выявление сказок, где главными героями являются Лиса, Медведь, Петух, Волк, Заяц + люди: мужик, старик, старуха. Инсценирование эпизодов. | 1 | 2 | 3 | |
28-29 | Работа с пластилином. Герои сказок о животных. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
30-32 | Инсценирование эпизодов сказок. | 1 | 2 | 3 | |
Введение понятия «волшебная сказка». | 1 | 1 | 2 | ||
35-36 | Основные отличия волшебной сказки от сказки о животных. | 1 | 1 | 2 | |
37-38 | Чисто волшебные сказки («Волшебное кольцо»). | 1 | 1 | 2 | |
39 | Легендарные сказки. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
40-41 | Сказки - былички (бывальщины). | 1 | 1 | 2 | |
42-43 | Языческие сказки. («Солнце, Месяц и Ворон | 1 | 1 | 2 | |
Воронович»). | |||||
44-45 | Викторина «Узнай сказку»(по волшебным сказкам). | 1 | 1 | 2 | |
46-47 | Выявление составных частей волшебной сказки: присказка; зачин; повествование. | 1 | 1 | 2 | |
48-49 | Выявление составных частей волшебной сказки: сказочные формулы; поговорки; концовки - завязки. | 1 | 1 | 2 | |
50 | Викторина «Угадай – ка». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
51-52 | Положительные герои: Иван - царевич, Василиса Прекрасная. | 1 | 1 | 2 | |
53-54 | Положительные герои: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. | 1 | 1 | 2 | |
55-56 | Отрицательные герои: Баба Яга, Кощей Бессмертный, разбойники). | 1 | 1 | 2 | |
57-58 | Отрицательные герои: Баба Яга, Кощей Бессмертный, разбойники). Инсценирование эпизодов. | 1 | 1 | 2 | |
59-60 | Герои - помощники (злые и добрые духи) | 1 | 1 | 2 | |
61-63 | Работа с бумагой. Коллективное творчество. Конкурс на лучшую иллюстрацию к волшебной сказке. | 0,5 | 2,5 | 3 | |
64-65 | Герои - помощники (волшебники, животные). | 1 | 1 | 2 | |
66-68 | Работа с бумагой. Коллективное творчество. Конкурс на лучшую иллюстрацию к волшебной сказке. | 0,5 | 2,5 | 3 | |
69-70 | Женские образы в волшебных сказках: Василиса Прекрасная; Василиса Премудрая; | 1 | 1 | 2 | |
71-73 | Женские образы в волшебных сказках: Елена Прекрасная; Варвара Краса, Марья Моревна | 1,5 | 1,5 | 3 | |
74-75 | Игра. Разгадывание загадок. Работа в парах. Инсценирование эпизодов. | 1 | 1 | 2 | |
76-77 | Мужские образы в волшебных сказках: Иван -царевич; Иван - крестьянский сын; Иван Бесталанный. | 1 | 1 | 2 | |
78-79 | Мужские образы в волшебных сказках: Андрей Стрелец. | 1 | 1 | 2 | |
80-81 | Аппликация « Положительный герой волшебной сказки». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
82-83 | Образ Бабы - Яги; Лешего в волшебных сказках. | 1 | 1 | 2 | |
84-85 | Змей Горыныч; Кощей Бессмертный в волшебных сказках. | 1 | 1 | 2 | |
86-87 | Нечистые силы, злые и добрые духи. Викторина. | 1 | 1 | 2 | |
88-89 | Конкурс работ из разных материалов «Добрая Баба - Яга». | 0.5 | 1,5 | 2 | |
90-91 | История и символика чисел 1,2,3,4,7. | 1 | 1 | 2 | |
92-93 | История и символика чисел 3,6,9,12. Инсценирование эпизодов. | 1 | 1 | 2 | |
94-95 | Понятия «дюжина», «полдюжины». | 1 | 1 | 2 | |
96-97 | Конкурс рисунков «Магическое число». | 2 | 2 | ||
98-99 | Викторина «Сказочный сундук». | 1 | 1 | 2 | |
100-103 | Индивидуальная работа. Изготовление рваной мозаики «Сказочный сундук». | 0,5 | 3,5 | 4 | |
104-105 | Волшебные предметы. | 1 | 1 | 2 | |
106-107 | Животные-помощники. | 1 | 1 | 2 | |
108-110 | 6 групп волшебных предметов: | 1,5 | 1,5 | 3 | |
111-113 | Индивидуальная работа. Работа с пластилином. «Волшебные предметы». | 0,5 | 2,5 | *5 | |
114-115 | Символы державности царской власти, волшебной силы, символы добра и зла. | 1 | 1 | 2 | |
116 | Индивидуальная работа. Рисование символов волшебных сказок. | 1 | 1 | ||
117-118 | Введение в бытовую сказку. Определение бытовой сказки. | 1 | 1 | 2 | |
119 | Характерные особенности бытовой сказки. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
120-121 | Разновидности бытовых сказок: докучные, пересмешные сказки. | 1 | 1 | 2 | |
122-123 | Классификация бытовых сказок. | 1 | 1 | 2 | |
124-125 | Герои бытовых сказок. | 0,5 | 0,5 | 2 | |
126-127 | Коллективное творчество. Мозаика. «Любимая сказка». | 0,5 | 0,5 | 2 | |
128 | Обобщающее игровое занятие. | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 50,9 | 67,1 | 128 |