Цели урока:
- Обучающие: Обобщение знаний о творчестве А.С.Пушкина, расширение круга чтения.
- Развивающие: Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.
- Воспитывающие: Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы.
Оборудование: актовый зал: на журнальном столике портрет А.С.Пушкина с датами жизни и словами, на стене прикреплен плакат с эпиграфом, стенд с автопортретами, выставка книг, рисунков и работ детей по произведениям поэта; компьютер, видеопроектор, магнитофон.
О, Пушкин!
Над его строкою
Задумавшись который раз,
Вдруг открываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз!
Д. Кугультинов
Ход урока
1. Организационный момент
Звучит песня «Как упоительны в Росссии вечера…»
(Выходят парами дети: мальчики в костюмах и девочки в белых бальных платьях. Первая пара несёт подсвечники с зажженными свечами. Свечи ставятся к портрету А.С.Пушкина, дети рассаживаются за столы)
Александр Сергеевич Пушкин 1799 – 1937
«Пока в России длится Пушкин,
метелям не задуть свечу!»
Учитель:
Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово!
Дорогие ребята, уважаемые гости!
Сегодня у нас большой и светлый праздник. Праздник поэзии, прекрасной прозы, и, конечно же, сказки, праздник, посвященный творчеству А.С.Пушкина, а зажженные свечи – это свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя нас, и наши сердца.
(Звучит мелодия песни «Однозвучно гремит колокольчик…)
Учитель:
Дороги Пушкина.
Какие они родные!
Осенью размытые.
Летом пыльные.
Зимой – теряющиеся под снегом.
А весной – как большие реки.
Учитель: И начиналось все, как у всех, с дороги детства.
(Под музыку песни «Однозвучно гремит колокольчик…» звучат слова)
6 июня 1799 года в Москве родился А.С.Пушкин.
Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин, «Солнце русской поэзии».
(Звонят колокола)
Ученик:
Москва! Как я люблю тебя!
Святая родина моя!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва!…Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Учитель: Сказки Пушкина, лирика Пушкина – они всегда рядом с нами, с самого раннего детства. Ещё не умея читать, мы уже повторяли со слов бабушки или мамы «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…». В детстве, свои первые сказки, А.С.Пушкин услышал от няни Арины Родионовны. И Пушкин, любя её всем сердцем, посвящает стихотворение няне.
(читает ученик).
(Выходит няня в сопровождении нескольких детей одетых в русские народные костюмы. Няня усаживается на стул, начинает вязать, а дети рассаживаются вокруг нее).
Ученик 1:
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
С усердием перекрестив меня
Шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах…
Ученик 2:
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Няня (обращаясь к мальчику). Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу письмецо, чтобы приезжал поскорее, ангел мой, к нам в Михайловское, что я беспрестанно думаю о нем…
Ученик 3: Не грусти, нянюшка, послушай песню, которая написана на стихи А.С.Пушкина.
(Дети поют песню «Зимний вечер»)
Ученик 4: Нянюшка, Арина Родионовна, расскажи сказку!
Няня (откладывает в сторону вязание). Хорошо, слушайте! Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по-своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что все государство одним зерном накормит; вторая, одним куском ткани весь мир оденет, а третья- родит тридцать три сына.
Так вот царь женился на третьей.
Ученик 5:
Не гаснул долго огонёк
В уютной няниной избушке,
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок:
Смеялся Пушкин говоря:
«Какая прелесть эти сказки!»
(Дети уходят и садятся за столы)
Учитель: «Какая прелесть эти сказки!» Я думаю, что здесь вы большие знатоки, и все примете активное участие в викторине по сказкам великого поэта.
(Выходит кот Баюн и читает отрывки из сказок)
Кот Баюн:
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходят по цепи кругом»
(Поэма «Руслан и Людмила»)
«Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,
Да конец ее в море топить»
(Сказка о попе и о работнике его Балде)
«Царь с царицею простился,
В путь –дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна»
(Сказка о мертвой царевне…)
«Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья»
(Сказка о царе Салтане…)
«И потом неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон»
(Сказка о золотом петушке)
Учитель: Вот и вспомнили мы самые известные сказки. Подрастая, вы, ребята, знакомитесь с более серьезными произведениями поэта. Живут в нас пушкинские строки, слышится чудная музыка стихов.
Ученик 1: Стихотворение «В тот год осенняя погода…»
Ученик 2: Стихотворение «Вот север, чучи нагоняя…»
Ученик 3: Стихотворение «Зимнее утро»
Учитель: Ребята прочли три стихотворения Пушкина. Я думаю, что их объединяет одно настроение, какое именно? (Говорят дети: радостное, приподнятое, …)
Учитель:Это состояние поэта, высокий душевный настрой, прекрасно передает портрет А.С.Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.
Учитель:
Не в таком ли состоянии он написал:
«И пробуждается поэзия во мне…
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут…»
Но жизнь поэта не была легкой, безоблачной, у него было и другое настроение: печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах.
(Звучит песня, в исполнении детей, на стихи «Зимняя дорога»)
Учитель: Я хочу вам показать портрет А.С.Пушкина другого художника Ореста Адамовича Кипренского. Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражение лица поэта и попытайтесь объяснить, почему я решила показать его после такой грустной песни?
(Говорят дети: на портрете поэт выглядит печальным, грустным)
Учитель: Да, О.А.Кипренский сумел понять Пушкина. Он угадал его печали, мысли, мечты.
Об этом портрете сам Пушкин сказал «Себя, как в зеркале я вижу…». Чтобы завершить тему, связанную с изобразительным искусством, хочу обратить ваше внимание на то, что А.С.Пушкин рисовал самого себя. Когда Пушкин чувствовал одиночество, автопортрет получался грустным, а если ему было весело, то он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде.
(Показ автопортрета А.С.Пушкина)
Учитель: Ребята, кто еще хочет через стихи выразить свою любовь к поэту.
Ученик: Отрывок из поэмы «Медный всадник». (Видеозарисовка о Санкт – Петербурге).
Учитель: Спасибо! Мы увидели прекрасный город на Неве и белые ночи, услышали прекрасные строки о величии нашей державы.
У каждого человека свой Пушкин, свои любимые строки. Ребята, вы уже знаете, что многие стихи, поэмы Пушкина легли в основу музыкальных произведений, их исполняют великие музыканты, певцы, не только в России, но и далеко за ее пределами. И нам не хватило бы всего урока, чтобы перечислить их. Как вы думаете, почему великие композиторы прошлого и наши современники обращаются в своем творчестве к произведениям А.С.Пушкина?
(Говорят дети: стихи поэта очень музыкальны, они красивые, пробуждают в человеке высокие мысли и чувства).
Учитель: Михаил Иванович Глинка сочинил по поэме «Руслан и Людмила» одноименную оперу. Мужество, сила, благородство, готовность к подвигу звучат в арии героя оперы – Руслана.
(Дети слушают арию Руслана «О поле, поле, кто тебя усеял…» в исполнении Б.Штоколова)
Учитель: Если Руслан олицетворяет собой мужество и благородство, то в опере есть противоположный персонаж, злой и коварный. Кто это?
(Дети: Черномор).
Учитель: Послушайте арию Черномора, а потом скажите, как музыка помогла представить этот персонаж?
(Дети прослушав, говорят о том, кто что себе представил: - Черномор крадется; - Черномор важно и грозно шагает, а слуги несут его бороду; - когда музыка звучала громко, то Черномор кажется злым, а когда тихо, то представляется слабым и трусливым)
Учитель: Вот и познакомились мы с новыми и интересными произведениями великого русского поэта, вспомнили ранее изученные стихи.
Сейчас мы приближаемся к печальной календарной дате. В феврале, а если быть точнее, 18 февраля 1832 года А.С.Пушкин встретил женщину, о которой говорит: «Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу словами…». Эти слова были обращены к Наталье Гончаровой, к женщине, которую любил больше жизни…
И на одном из балов, через пять лет, защищая честь своей любимой, вызвал француза Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 8 февраля 1937 года недалеко от Петербурга.
А.С.Пушкин был смертельно ранен и умер 10 февраля. Поэтому месяц февраль – считают месяцем памяти поэта.
Давайте мы, минутой молчания, почтим память поэта.
(Дети встают и слушают музыку Бетховена)
Учитель: Смерть поэта была большим горем для всей России. За полгода до гибели А.С.Пушкин написал стихотворение, где подводит итог своему творчеству.
Ученик: Стихотворение (читает) «Я памятник воздвиг себе нерукотворный».
Учитель: Прошло два столетия, но творчество А.С.Пушкина не забыто. Многие его произведения переведены на языки всех народов и народностей. Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом. Ребята, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне.
А сейчас свечи памяти гаснут, но слова
«Пока в России длится Пушкин,
Метелям не задуть свечу»
Никогда не погаснут в наших сердцах, они всегда с нами.
Мы благодарим всех, что память жива и поныне, а сейчас урок закончен.
Большое спасибо!
(Дети уходят под музыку «Свеча горела на столе»)
ЛИТЕРАТУРА
- “Сказка о золотом петушке” – Новосибирск: Детская литература, 1991.
- “Сказка о попе и о работнике его Балде” – М.: Детская литература, 1982.
- “Сказка о рыбаке и рыбке” – М.: изд-во им. Сабашниковых, 1993.
- “Стихи и сказки” – М.: Детская литература, 1985.
- А. Пушкин “Сказка о царе Салтане” – Арес-ЛТД – Москва, 1992.
- А. Пушкин “Зимнее утро” – Ленинград: Детская литература, 1985.
- А. Пушкин “Зимняя дорога” – М.: Детская литература, 1972.
- А. Пушкин Стихи. – М.: Детская литература, 1975.
- Архив фотографий, картинок из фонда школьной библиотеки.