Урок внеклассного чтения для 3-го класса по теме "Мой Пушкин"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели урока:

  •  Обучающие: Обобщение знаний о творчестве А.С.Пушкина, расширение круга чтения.
  • Развивающие: Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.
  • Воспитывающие: Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы.

Оборудование: актовый зал: на журнальном столике портрет А.С.Пушкина с датами жизни и словами, на стене прикреплен плакат с эпиграфом, стенд с автопортретами, выставка книг, рисунков и работ детей по произведениям поэта; компьютер, видеопроектор, магнитофон.

О, Пушкин!
Над его строкою
Задумавшись который раз,
Вдруг открываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз!
Д. Кугультинов

Ход урока

1. Организационный момент

Звучит песня «Как упоительны в Росссии вечера…»

(Выходят парами дети: мальчики в костюмах и девочки в белых бальных платьях. Первая пара несёт подсвечники с зажженными свечами. Свечи ставятся к портрету А.С.Пушкина, дети рассаживаются за столы)

Александр Сергеевич Пушкин 1799 – 1937

«Пока в России длится Пушкин,
метелям не задуть свечу!»

 

Учитель:

Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово!

Дорогие ребята, уважаемые гости!

Сегодня у нас большой и светлый праздник. Праздник поэзии, прекрасной прозы, и, конечно же, сказки, праздник, посвященный творчеству А.С.Пушкина, а зажженные свечи – это свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя нас, и наши сердца.

(Звучит мелодия песни «Однозвучно гремит колокольчик…)

Учитель:

Дороги Пушкина.
Какие они родные!
Осенью размытые.
Летом пыльные.
Зимой – теряющиеся под снегом.
А весной – как большие реки.

Учитель: И начиналось все, как у всех, с дороги детства.

(Под музыку песни «Однозвучно гремит колокольчик…» звучат слова)

6 июня 1799 года в Москве родился А.С.Пушкин.

Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин, «Солнце русской поэзии».

(Звонят колокола)

Ученик:

Москва! Как я люблю тебя!
Святая родина моя!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва!…Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Учитель: Сказки Пушкина, лирика Пушкина – они всегда рядом с нами, с самого раннего детства. Ещё не умея читать, мы уже повторяли со слов бабушки или мамы «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…». В детстве, свои первые сказки, А.С.Пушкин услышал от няни Арины Родионовны. И Пушкин, любя её всем сердцем, посвящает стихотворение няне.

(читает ученик).

(Выходит няня в сопровождении нескольких детей одетых в русские народные костюмы. Няня усаживается на стул, начинает вязать, а дети рассаживаются вокруг нее).

Ученик 1:

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
С усердием перекрестив меня
Шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах…

Ученик 2:

От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…

Няня (обращаясь к мальчику). Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу письмецо, чтобы приезжал поскорее, ангел мой, к нам в Михайловское, что я беспрестанно думаю о нем…

Ученик 3: Не грусти, нянюшка, послушай песню, которая написана на стихи А.С.Пушкина.

(Дети поют песню «Зимний вечер»)

Ученик 4: Нянюшка, Арина Родионовна, расскажи сказку!

Няня (откладывает в сторону вязание). Хорошо, слушайте! Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по-своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что все государство одним зерном накормит; вторая, одним куском ткани весь мир оденет, а третья- родит тридцать три сына.

Так вот царь женился на третьей.

Ученик 5:

Не гаснул долго огонёк
В уютной няниной избушке,
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок:
Смеялся Пушкин говоря:
«Какая прелесть эти сказки!»

(Дети уходят и садятся за столы)

Учитель: «Какая прелесть эти сказки!» Я думаю, что здесь вы большие знатоки, и все примете активное участие в викторине по сказкам великого поэта.

(Выходит кот Баюн и читает отрывки из сказок)

Кот Баюн:

«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходят по цепи кругом»
(Поэма «Руслан и Людмила»)

«Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,
Да конец ее в море топить»
(Сказка о попе и о работнике его Балде)

«Царь с царицею простился,
В путь –дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна»
(Сказка о мертвой царевне…)

«Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья»
(Сказка о царе Салтане…)

«И потом неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон»
(Сказка о золотом петушке)

Учитель: Вот и вспомнили мы самые известные сказки. Подрастая, вы, ребята, знакомитесь с более серьезными произведениями поэта. Живут в нас пушкинские строки, слышится чудная музыка стихов.

Ученик 1: Стихотворение «В тот год осенняя погода…»

Ученик 2: Стихотворение «Вот север, чучи нагоняя…»

Ученик 3: Стихотворение «Зимнее утро»

Учитель: Ребята прочли три стихотворения Пушкина. Я думаю, что их объединяет одно настроение, какое именно? (Говорят дети: радостное, приподнятое, …)

Учитель:Это состояние поэта, высокий душевный настрой, прекрасно передает портрет А.С.Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.

Учитель:

Не в таком ли состоянии он написал:
«И пробуждается поэзия во мне…
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут…»

Но жизнь поэта не была легкой, безоблачной, у него было и другое настроение: печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах.

(Звучит песня, в исполнении детей, на стихи «Зимняя дорога»)

Учитель: Я хочу вам показать портрет А.С.Пушкина другого художника Ореста Адамовича Кипренского. Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражение лица поэта и попытайтесь объяснить, почему я решила показать его после такой грустной песни?

(Говорят дети: на портрете поэт выглядит печальным, грустным)

Учитель: Да, О.А.Кипренский сумел понять Пушкина. Он угадал его печали, мысли, мечты.

Об этом портрете сам Пушкин сказал «Себя, как в зеркале я вижу…». Чтобы завершить тему, связанную с изобразительным искусством, хочу обратить ваше внимание на то, что А.С.Пушкин рисовал самого себя. Когда Пушкин чувствовал одиночество, автопортрет получался грустным, а если ему было весело, то он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде.

(Показ автопортрета А.С.Пушкина)

Учитель: Ребята, кто еще хочет через стихи выразить свою любовь к поэту.

Ученик: Отрывок из поэмы «Медный всадник». (Видеозарисовка о Санкт – Петербурге).

Учитель: Спасибо! Мы увидели прекрасный город на Неве и белые ночи, услышали прекрасные строки о величии нашей державы.

У каждого человека свой Пушкин, свои любимые строки. Ребята, вы уже знаете, что многие стихи, поэмы Пушкина легли в основу музыкальных произведений, их исполняют великие музыканты, певцы, не только в России, но и далеко за ее пределами. И нам не хватило бы всего урока, чтобы перечислить их. Как вы думаете, почему великие композиторы прошлого и наши современники обращаются в своем творчестве к произведениям А.С.Пушкина?

(Говорят дети: стихи поэта очень музыкальны, они красивые, пробуждают в человеке высокие мысли и чувства).

Учитель: Михаил Иванович Глинка сочинил по поэме «Руслан и Людмила» одноименную оперу. Мужество, сила, благородство, готовность к подвигу звучат в арии героя оперы – Руслана.

(Дети слушают арию Руслана «О поле, поле, кто тебя усеял…» в исполнении Б.Штоколова)

Учитель: Если Руслан олицетворяет собой мужество и благородство, то в опере есть противоположный персонаж, злой и коварный. Кто это?

(Дети: Черномор).

Учитель: Послушайте арию Черномора, а потом скажите, как музыка помогла представить этот персонаж?

(Дети прослушав, говорят о том, кто что себе представил: - Черномор крадется; - Черномор важно и грозно шагает, а слуги несут его бороду; - когда музыка звучала громко, то Черномор кажется злым, а когда тихо, то представляется слабым и трусливым)

Учитель: Вот и познакомились мы с новыми и интересными произведениями великого русского поэта, вспомнили ранее изученные стихи.

Сейчас мы приближаемся к печальной календарной дате. В феврале, а если быть точнее, 18 февраля 1832 года А.С.Пушкин встретил женщину, о которой говорит: «Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу словами…». Эти слова были обращены к Наталье Гончаровой, к женщине, которую любил больше жизни…

И на одном из балов, через пять лет, защищая честь своей любимой, вызвал француза Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 8 февраля 1937 года недалеко от Петербурга.

А.С.Пушкин был смертельно ранен и умер 10 февраля. Поэтому месяц февраль – считают месяцем памяти поэта.

Давайте мы, минутой молчания, почтим память поэта.

(Дети встают и слушают музыку Бетховена)

Учитель: Смерть поэта была большим горем для всей России. За полгода до гибели А.С.Пушкин написал стихотворение, где подводит итог своему творчеству.

Ученик: Стихотворение (читает) «Я памятник воздвиг себе нерукотворный».

Учитель: Прошло два столетия, но творчество А.С.Пушкина не забыто. Многие его произведения переведены на языки всех народов и народностей. Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом. Ребята, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне.

А сейчас свечи памяти гаснут, но слова

«Пока в России длится Пушкин,
Метелям не задуть свечу»

Никогда не погаснут в наших сердцах, они всегда с нами.

Мы благодарим всех, что память жива и поныне, а сейчас урок закончен.

Большое спасибо!

(Дети уходят под музыку «Свеча горела на столе»)

ЛИТЕРАТУРА

  1. “Сказка о золотом петушке” – Новосибирск: Детская литература, 1991.
  2. “Сказка о попе и о работнике его Балде” – М.: Детская литература, 1982.
  3. “Сказка о рыбаке и рыбке” – М.: изд-во им. Сабашниковых, 1993.
  4. “Стихи и сказки” – М.: Детская литература, 1985.
  5. А. Пушкин “Сказка о царе Салтане” – Арес-ЛТД – Москва, 1992.
  6. А. Пушкин “Зимнее утро” – Ленинград: Детская литература, 1985.
  7. А. Пушкин “Зимняя дорога” – М.: Детская литература, 1972.
  8. А. Пушкин Стихи. – М.: Детская литература, 1975.
  9. Архив фотографий, картинок из фонда школьной библиотеки.