Тип урока: обобщение и закрепление знаний
Форма урока: урок-путешествие
Цели урока: обобщить первоначальные химические понятия, умения составлять химические формулы, проводить расчеты по формулам веществ, проводить опыты по разделению смесей, умения использования химической посуды и оборудования. Умения работать в коллективе и самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: карточки с названиями станций, маршрутные листы, на демонстрационном столе: смесь речного песка и поваренной соли, воронка, химический стакан, колба, бумажные фильтры, фарфоровая чашечка, спиртовка, штатив.
Ход урока.
Урок проводится в виде путешествия по маршруту: станция Багажная – станция Экспериментальная – станция Формульная – станция Валентность – станция Вычислительная. Учащиеся становятся пассажирами поезда, а учитель проводником. На каждом пункте прибытия ученики выполняют необходимые задания в маршрутном листе.
(в начале урока учитель сообщает тему и цели урока, раздает маршрутные листы, объясняет ход ведения урока.)
Учитель: Ребята, за урок мы с вами должны совершить виртуальное путешествие по одной из областей великой страны ХИМИИ – Первоначальные химические понятия.
Отправляясь в любое путешествие необходимо собрать и взять с собой багаж. Наш багаж – это наши знания. Проверим все ли мы взяли с собой.
Станция «Багажная» (фронтальная беседа).
- Что изучает наука химия?
- 2.Что называется веществом?
- 3.Чем вещества отличаются друг от друга?
- Из чего состоят вещества?
- Что называется атомом?
- Что такое молекула?
- Чем простое вещество отличается от химического элемента?
- Какие вещества называются сложными?
- Знание какого свойства атомов позволяет составлять формулы сложных веществ?
- Что называется формулой?
- Что обозначает индекс и коэффициент?
- Как вычисляют относительную молекулярную массу?
- Как рассчитать массовую долю элемента в соединении?
- Что показывает число Авогадро?
- Дайте определение малярной массы вещества.
Учитель: возьмите маршрутные листы и выполните Задание 1. При написание текста некоторые слова оказались пропущенными. Вам необходимо восстановить текст, вставляя термины атом или молекула. Не забудьте через 2 минуты мы продолжим путешествие к следующей станции.
Станция «Экспериментальная»
Учитель. В природе чистых веществ встречается очень мало. Чаще всего вещества находятся в смесях с другими веществами или содержат различные посторонние примеси. Можно ли разделить смеси на отдельные компоненты? Какими способами?
К доске приглашается ученик для проведения лабораторного опыта «Очистка поваренной соли» (Напомнить правила техники безопасности.)
(так как важен не количественный результат, а техника выполнения опыта, то нужно брать минимальные объемы раствора для выпаривания)
Учащиеся выполняют Задание 2 Составление плана разделения смеси (по вариантам)
Станция «Формульная»
Учитель. Химический язык состоит из специальных слов – химических формул. Дайте определение понятия химическая формула.
К доске вызывается ученик для выполнения задания: записать формулы веществ: аш-2-эс-о-4; калий-эн-о-3; алюминий-2-о-3.
(в маршрутных листах учащиеся выполняют подобное Задание 3)
Станция «Валентность»
Аукцион. Необходимо перечислить правила, понятия, определения, связанные с темой валентность.
Задание 4. Составить формулы бинарных соединений по известной валентности.
Станция «Вычислительная»
Учитель. Формула – это визитная карточка вещества. О чем может рассказать формула? Какие вычисления можно провести по формулам веществ?
У доски ученик вычисляет по формуле оксида углерода (4) относительную молекулярную массу и массовую долю кислорода.
(учащиеся выполняют подобное Задание 5 в маршрутных листах)
Учитель. Подошло к концу наше путешествие по дорогам страны Химии. Пришла пора подвести итоги, выставить оценки, отметить наиболее активных путешественников.
(подведение итогов)
Домашнее задание:
подготовиться к контрольной работе.