Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Как ухаживать за кошками и собаками?"

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  1. Рисунки с изображением кошек и собак, видео сюжеты о кошках и собаках, учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» для 1 класса, рабочая тетрадь к учебнику.
  2. Плакаты с 2 шагами учебной деятельности (Приложение 2):

     

  3. Плакат с пословицей:
    «Там где дружат – живут, не тужат. Начался разлад – и друзьям не рад».
  4. Плакат с девизом:
    «Дружба в делах помощница».
  5. Карточки с вопросами для групп:
    Вопросы для первой группы:
    1. Нужен ли питомец в доме?
    2. Как его кормить?

    Вопрос для второй группы:
    1. Как следить за здоровьем, как лечить?
    2. Как выгуливать питомца?

    Вопросы для третьей группы:
    1. Как оборудовать место в комнате?
    2. Как учить питомца?
  6. Карточки с уточнёнными правилами, составленными детьми:
    1. Нужен ли питомец в доме?
      Спросить разрешение у родителей.
    2. Как кормить питомца?
      Кормом или едой, специально приготовленной для животного.  
    3. Как следить за здоровьем, как лечить?
      Ухаживать за питомцем. Если заболел – идти к ветеринару.
    4. Как выгуливать питомца?
      Собаку с намордником и на поводке.
    5. Как оборудовать место в комнате?
      В сухом, без сквозняков месте.
    6. Как учить собаку?
      Дрессировать.
  7. Памятка «О чём нужно помнить, если у тебя есть животное в доме».[2] (см. Памятку 1).

Цели:

  1. Составить с учащимися с правила ухода за кошками и собаками.
  2. Формировать умение эффективно работать в группах по правилам; выслушивать точку зрения каждого; активно участвовать в процессе общения на уроке.
  3. Воспитывать любовь к животным; уважение к личность другого человека, взаимопонимание, взаимопомощь.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

На доске плакат:

«Там где дружат – живут, не тужат. Начался разлад – и друзьям не рад».

– Как вы понимаете эти слова?

– Как мы работаем на уроках?

Дружно.

Каких целей нам помогает добиться на уроках дружба?

Она помогает успешно работать: открывать новые знания, тренироваться в применении изученного.

Как мы открываем новые знания? Какие шаги выполняем?

 

Сначала разбираемся, чего мы ещё не знаем, а затем сами находим способ.

Какова моя роль в открытии новых знаний вами?

Вы нам помогаете.

Хотите открыть что- то новое.

Да.

Тогда в путь, а девизом нашего урока предлагаю выбрать эту пословицу:

«Дружба в делах помощница».

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

– С чего начнём наш урок?

С повторения.

Что изучали на прошлом уроке?

Как живут животные.

Работа с тетрадью на странице 22

– Перечислите все виды «домов», которые изображены в тетради.

– Почему все они разные?

Это зависит от того, какой образ жизни ведёт животное.

– Где, как правило, находятся гнёзда?

– Кто живёт в норах?

– Где живут рыбы? Раки?

– Кто строит «хатки»?

– Все ли животные могут сами себе строить жильё и добывать пищу?

– На какие две группы можем разделить животных?

Дикие и домашние.

А знаете ли вы как за ними ухаживать?

– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?

Как ухаживать за домашними животными.

У кого из вас есть домашние животные? Кто живёт с вами дома?

Кошки, собаки, хомяки и т.д.

Сформулируйте тему нашего урока?

Тема нашего урока: «Как ухаживать за кошкой и собакой».

ФИЗ. МИНУТКА.

– Представь, что ты или кошка, или собака. Покажи животное так, чтобы можно было его узнать по характерным повадкам.

– Теперь намного развлечёмся.

Шуточный короткий видеосюжет о кошках и собаках.

III. Выявление места и причины затруднения.

– Животные, живущие рядом, доставляют нам много радостных минут. Они привязаны к нам. А достаточно ли мы много уделяем внимания? Комфортно ли им рядом с нами? Догадываемся ли мы о их желаниях?

– Уточним, чего же мы не знаем?

Как ухаживать за кошками и собаками.

 

– Что нужно сделать? Как решим проблему?

Составить правила по уходу за домашними питомцами.

Что нам поможет в решении проблемы?

– Собственный опыт.

А также учебник (стр. 54-55). Опираясь на личный опыт и информацию, которую вы найдёте в учебнике, прошу ответить на вопросы:

  1. Нужен ли питомец в доме?
  2. Как его кормить?
  3. Как следить за здоровьем, как лечить?
  4. Как оборудовать место в комнате?
  5. Как его учить?
  6. Как выгуливать питомца.

Итак, мы наметили дальнейшую работу, что будем делать дальше?

– Искать ответы.

IV. Проблемное объяснение нового знания.

– Я предлагаю вам работу в группах. Напомните, какой девиз нашего урока?

Дружба в делах помощница.

Как будем работать в группе?

Уважать мнение друг друга, не ссориться. Работать дружно.

Групповая работа.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает листочек с вопросами. Пользуясь иллюстрациями учебника и собственным опытом, дети отвечают на них.

Вопросы для первой группы:
  1. Нужен ли питомец в доме?
  2. Как его кормить?

Вопрос для второй группы:
  1. Как следить за здоровьем, как лечить?
  2. Как выгуливать питомца?

Вопросы для третьей группы:
  1. Как оборудовать место в комнате?
  2. Как учить питомца?

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Напомните, как мы должны выслушивать друг друга?

– Внимательно, не перебивая выслушать точку зрения одноклассника. Уважать мнение друг друга, не ссориться. Дополнять ответы, только после выступления одноклассников.

Группы защищают свои проекты (используются различные формы защиты проектов: можно выбрать представителя от группы, либо предоставить возможность всей группе озвучить коллективно составленные правила, главное создать максимально комфортные условия для выражения мыслей учащихся).

По ходу проговаривания, высказывания корректируются и вывешиваются обобщённые, уточнённые правила.

  1. Нужен ли питомец в доме?
    Спросить разрешение у родителей.
  2. Как кормить питомца?
    Кормом или едой, специально приготовленной для животного.  
  3. Как следить за здоровьем, как лечить?
    Ухаживать за питомцем. Если заболел – идти к ветеринару.
  4. Как выгуливать питомца?
    Собаку с намордником и на поводке.
  5. Как оборудовать место в комнате?
    В сухом, без сквозняков месте.
  6. Как учить собаку?
    Дрессировать.

Учитель раздаёт листы с памяткой «О чём нужно помнить, если у тебя есть животное в доме» [2] (Приложение 1) детям.

– А эту памятку вы отдадите дома родителям. Вместе прочтёте её и обсудите. И это будет вашим домашним заданием.

Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с заданием. Предлагаю вам немного расслабиться и посмотреть видео сюжет про умную собаку.

Видео сюжет (по желанию учителя). 

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетрадях. Страница 22 задание 1.

Проверьте себя (ученики объясняют выполнение).

– Ребята, кто-то допустил ошибки? Где, в чём? Почему? Объясни. Что помогло тебе их исправить?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

– Поиграем?

Игра «Так бывает или нет?» [4]

В игре принимают участие все дети класса. Их задача слушать внимательно стихотворение, а если в нём прозвучит какая-либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), они должны подать знак – хлопнуть в ладоши.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малыши поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучка и бабушка в куклы играют,
А рыбы читают весёлые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
(З. Александрова). 

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какой девиз был на уроке?

«Дружба в делах помощница».

– Помогала нам дружба в работе?

– Что нового узнали на уроке?

Как ухаживать за кошками и собаками, составили правила.

Что нам помогло справиться с задачей?

Личный опыт, знания, учебник.

Состоялась ли у нас на уроке учебная деятельность? Докажите.

Да, так как мы прошли два шага учебной деятельности и сами вывели правила ухода за животными.

  

Что главное вынесем из урока?

Обобщая ответы детей, учитель говорит: «В отличие от диких животных, кошки и собаки нуждаются в нашей заботе и любви. Помните об этом, когда берёте животное в дом».

– Как вы оцените свою деятельность на уроке?

– Дома предлагаю нарисовать вашего питомца и принести рисунок в класс, чтобы мы все могли увидеть вашего любимца.

Список использованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 1 класса начальной школы. /А.А.Плешаков- 6 –е издание дораб./ А.А Плешаков - М.: Просвещение, 2004. с 128
  2. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». 1 класс – Москва: Издательство «Экзамен», 2005. с.224- (серия «Учебно-методический комплект»).
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.- с80.
  4. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1 – 4 классы)/ М.: Эксмо, 2007. – 512с. – (Мастер-класс для учителя). [4]с. 330-331.

Дополнительный материал:

Я БОЛЕЮ, Я ЛЕЖУ

Я болею, я лежу,
Не гуляю, не хожу.
Надо мной висит, качаясь,
Наш зеленый абажур.

Почему я заболел?..
Столько надо сделать дел!..
Даже маленький котенок
Прибежал и пожалел.

А ведь я его пинал
И за хвост не раз таскал.
Почему же он сегодня
Пожалел и прибежал?

Мой мохнатый, мой смешной,
С преогромной головой,
Трется мордочкой о руку
И мурлычет, как большой.

Тише, котик, не мурчи!
Ветер загудел в печи.
За окном метет поземка
В темной ветреной ночи.

Я болею, я лежу,
Не гуляю, не хожу.
Надо мной висит, качаясь,
Наш зеленый абажур.

Саша Павлов, 16 лет, ж. "Пионер"