Оборудование:
- Рисунки с изображением кошек и собак, видео сюжеты о кошках и собаках, учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» для 1 класса, рабочая тетрадь к учебнику.
- Плакаты с 2 шагами учебной деятельности (Приложение 2):
- Плакат с пословицей:
«Там где дружат – живут, не тужат. Начался разлад – и друзьям не рад». - Плакат с девизом:
«Дружба в делах помощница». - Карточки с вопросами для групп:
Вопросы для первой группы: - Нужен ли питомец в доме?
- Как его кормить?
Вопрос для второй группы: - Как следить за здоровьем, как лечить?
- Как выгуливать питомца?
Вопросы для третьей группы: - Как оборудовать место в комнате?
- Как учить питомца?
- Карточки с уточнёнными правилами, составленными детьми:
- Нужен ли питомец в доме?
Спросить разрешение у родителей. - Как кормить питомца?
Кормом или едой, специально приготовленной для животного. - Как следить за здоровьем, как лечить?
Ухаживать за питомцем. Если заболел – идти к ветеринару. - Как выгуливать питомца?
Собаку с намордником и на поводке. - Как оборудовать место в комнате?
В сухом, без сквозняков месте. - Как учить собаку?
Дрессировать.
- Нужен ли питомец в доме?
- Памятка «О чём нужно помнить, если у тебя есть животное в доме».[2] (см. Памятку 1).
Цели:
- Составить с учащимися с правила ухода за кошками и собаками.
- Формировать умение эффективно работать в группах по правилам; выслушивать точку зрения каждого; активно участвовать в процессе общения на уроке.
- Воспитывать любовь к животным; уважение к личность другого человека, взаимопонимание, взаимопомощь.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
На доске плакат:
«Там где дружат – живут, не тужат. Начался разлад – и друзьям не рад». |
– Как вы понимаете эти слова?
– Как мы работаем на уроках?
– Дружно.
– Каких целей нам помогает добиться на уроках дружба?
– Она помогает успешно работать: открывать новые знания, тренироваться в применении изученного.
– Как мы открываем новые знания? Какие шаги выполняем?
– Сначала разбираемся, чего мы ещё не знаем, а затем сами находим способ.
– Какова моя роль в открытии новых знаний вами?
– Вы нам помогаете.
– Хотите открыть что- то новое.
– Да.
– Тогда в путь, а девизом нашего урока предлагаю выбрать эту пословицу:
«Дружба в делах помощница». |
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
– С чего начнём наш урок?
– С повторения.
– Что изучали на прошлом уроке?
– Как живут животные.
Работа с тетрадью на странице 22
– Перечислите все виды «домов», которые изображены в тетради.
– Почему все они разные?
– Это зависит от того, какой образ жизни ведёт животное.
– Где, как правило, находятся гнёзда?
– Кто живёт в норах?
– Где живут рыбы? Раки?
– Кто строит «хатки»?
– Все ли животные могут сами себе строить жильё и добывать пищу?
– На какие две группы можем разделить животных?
– Дикие и домашние.
– А знаете ли вы как за ними ухаживать?
– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
–Как ухаживать за домашними животными.
– У кого из вас есть домашние животные? Кто живёт с вами дома?
–Кошки, собаки, хомяки и т.д.
Сформулируйте тему нашего урока?
– Тема нашего урока: «Как ухаживать за кошкой и собакой».
ФИЗ. МИНУТКА.
– Представь, что ты или кошка, или собака. Покажи животное так, чтобы можно было его узнать по характерным повадкам.
– Теперь намного развлечёмся.
Шуточный короткий видеосюжет о кошках и собаках.
III. Выявление места и причины затруднения.
– Животные, живущие рядом, доставляют нам много радостных минут. Они привязаны к нам. А достаточно ли мы много уделяем внимания? Комфортно ли им рядом с нами? Догадываемся ли мы о их желаниях?
– Уточним, чего же мы не знаем?
– Как ухаживать за кошками и собаками.
– Что нужно сделать? Как решим проблему?
–Составить правила по уходу за домашними питомцами.
– Что нам поможет в решении проблемы?
– Собственный опыт.
– А также учебник (стр. 54-55). Опираясь на личный опыт и информацию, которую вы найдёте в учебнике, прошу ответить на вопросы:
- Нужен ли питомец в доме?
- Как его кормить?
- Как следить за здоровьем, как лечить?
- Как оборудовать место в комнате?
- Как его учить?
- Как выгуливать питомца.
– Итак, мы наметили дальнейшую работу, что будем делать дальше?
– Искать ответы.
IV. Проблемное объяснение нового знания.
– Я предлагаю вам работу в группах. Напомните, какой девиз нашего урока?
– Дружба в делах помощница.
– Как будем работать в группе?
– Уважать мнение друг друга, не ссориться. Работать дружно.
Групповая работа.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает листочек с вопросами. Пользуясь иллюстрациями учебника и собственным опытом, дети отвечают на них.
Вопросы для первой группы:
|
Вопрос для второй группы:
|
Вопросы для третьей группы:
|
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Напомните, как мы должны выслушивать друг друга?
– Внимательно, не перебивая выслушать точку зрения одноклассника. Уважать мнение друг друга, не ссориться. Дополнять ответы, только после выступления одноклассников.
Группы защищают свои проекты (используются различные формы защиты проектов: можно выбрать представителя от группы, либо предоставить возможность всей группе озвучить коллективно составленные правила, главное создать максимально комфортные условия для выражения мыслей учащихся).
По ходу проговаривания, высказывания корректируются и вывешиваются обобщённые, уточнённые правила.
|
Учитель раздаёт листы с памяткой «О чём нужно помнить, если у тебя есть животное в доме» [2] (Приложение 1) детям.
– А эту памятку вы отдадите дома родителям. Вместе прочтёте её и обсудите. И это будет вашим домашним заданием.
– Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с заданием. Предлагаю вам немного расслабиться и посмотреть видео сюжет про умную собаку.
Видео сюжет (по желанию учителя).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в тетрадях. Страница 22 задание 1.
Проверьте себя (ученики объясняют выполнение).
– Ребята, кто-то допустил ошибки? Где, в чём? Почему? Объясни. Что помогло тебе их исправить?
VII. Включение в систему знаний и повторение.
– Поиграем?
Игра «Так бывает или нет?» [4]
В игре принимают участие все дети класса. Их задача слушать внимательно стихотворение, а если в нём прозвучит какая-либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), они должны подать знак – хлопнуть в ладоши.
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малыши поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучка и бабушка в куклы играют,
А рыбы читают весёлые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
(З. Александрова).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какой девиз был на уроке?
«Дружба в делах помощница». |
– Помогала нам дружба в работе?
– Что нового узнали на уроке?
– Как ухаживать за кошками и собаками, составили правила.
– Что нам помогло справиться с задачей?
– Личный опыт, знания, учебник.
– Состоялась ли у нас на уроке учебная деятельность? Докажите.
– Да, так как мы прошли два шага учебной деятельности и сами вывели правила ухода за животными.
– Что главное вынесем из урока?
Обобщая ответы детей, учитель говорит: «В отличие от диких животных, кошки и собаки нуждаются в нашей заботе и любви. Помните об этом, когда берёте животное в дом».
– Как вы оцените свою деятельность на уроке?
– Дома предлагаю нарисовать вашего питомца и принести рисунок в класс, чтобы мы все могли увидеть вашего любимца.
Список использованной литературы
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 1 класса начальной школы. /А.А.Плешаков- 6 –е издание дораб./ А.А Плешаков - М.: Просвещение, 2004. с 128
- Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». 1 класс – Москва: Издательство «Экзамен», 2005. с.224- (серия «Учебно-методический комплект»).
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.- с80.
- Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1 – 4 классы)/ М.: Эксмо, 2007. – 512с. – (Мастер-класс для учителя). [4]с. 330-331.
Дополнительный материал:
Я БОЛЕЮ, Я ЛЕЖУ
Я болею, я лежу,
Не гуляю, не хожу.
Надо мной висит, качаясь,
Наш зеленый абажур.
Почему я заболел?..
Столько надо сделать дел!..
Даже маленький котенок
Прибежал и пожалел.
А ведь я его пинал
И за хвост не раз таскал.
Почему же он сегодня
Пожалел и прибежал?
Мой мохнатый, мой смешной,
С преогромной головой,
Трется мордочкой о руку
И мурлычет, как большой.
Тише, котик, не мурчи!
Ветер загудел в печи.
За окном метет поземка
В темной ветреной ночи.
Я болею, я лежу,
Не гуляю, не хожу.
Надо мной висит, качаясь,
Наш зеленый абажур.
Саша Павлов, 16 лет, ж. "Пионер"