Тема четверти «Времена года в музыке»
Тема урока: «Картины природы в музыке и живописи»
Цель: Развитие вокально-хоровых навыков, воображения, музыкально-творческих способностей восприятия.
Задачи:
Обучающие: дать определение «музыкальный пейзаж», с помощью демонстрации картин обогатить представление учащихся о связи искусства с жизнью, выявить сходство музыкальных и изобразительных красок.
Развивающие: внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух.
Воспитательные: музыкальную культуру, правила поведения при слушании, исполнении музыки.
Музыкальный материал: Свиридов Г. «Весна. Осень», песни «Девушка-весна», «Дождь и радуга», Чайковский П. И. «Подснежник» (апрель)
Дополнительный материал: Репродукции картин Левитана И. «Вечерний звон», «Солнечный день», «Март», «Быстрая вода», «Золотая осень»; Венецианова А. «Весна. На пашне; Саврасов А. «Зимняя дорога», «Начало весны» (слайды), таблицы- вопросы, задания (демонстрационный материал).
Ход урока.
- Музыкальное приветствие.
- Организационный момент.(1.5мин.)
- Введение в тему урока.
У. Природа и искусство в жизни неразделимы одно от другого. Природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.
Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и создают чудесные картины о природе.
Работа по теме урока.
1. Понятие о музыкальном пейзаже.
(показ демонстрационного материала)
Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы?
У Э. Успенского есть стихотворение «О картинах», которое поможет нам определить этот жанр живописи.
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется - ПЕЙЗАЖ.
У. В музыке тоже есть пейзажи.
Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
В музыке, как и изобразительном искусстве, есть свои музыкальные краски. Композиторы, как и художники, используют определенные музыкальные краски для создания «музыкальной картины» передачи ее настроения.
Музыкальные и изобразительные краски являются художественными средствами выразительности в музыке и живописи.
2. Повторение понятия музыкальные краски.
(показ демонстрационного материала)
3. Выявить сходство музыкальных и изобразительных красок.(3мин.)
У. Сведения о композиторе.
Слушание музыкального произведения Свиридова Г. «Весна. Осень» просмотр репродукций картин (использование демонстрационного материала) (4мин.)
Задание перед слушанием:
При смене лада в музыке поднять руку.
(Изображение смены времен года в музыке)
Вопросы
Назвать правила слушания музыки;
- Тембры, каких инструментов передают настроение «музыкального пейзажа»?
- Какие группы симфонического оркестра изображают действия, происходящие в природе?
- Какие картины по изобразительным краскам не созвучны с музыкальными красками в музыке Г. Свиридова. « Весна. Осень».
- Анализ музыкальных красок после прослушивания музыки и просмотра картин. (5мин.)
Задание перед слушанием:
Ответить на поставленные вопросы перед слушанием песни.(3мин.)
Слушание песни «Девушка - весна»(2мин.)
(использование демонстрационного материала)
Разучивание песни 1куплет «Девушка - весна» .
(ритм, текст, фразировка, мелодия) (8мин.)
Закрепление знаний.
Выполнение творческих заданий.
(Использование демонстрационного материала.) (5мин.)
Д/З: Подбор репродукций картин о природе к песне «Дождь и радуга», рефераты о художниках мастерах пейзажа (Левитан И., Саврасов А., Венецианов А.) учить текст новой песни, скороговорки, упражнения для развития дыхания.
Обобщение темы урока.
Вывод: при создании художественного пейзажа, «музыкально пейзажа» используются определенные средства художественной выразительности
(музыкальные краски, изобразительные краски)
Оценка работы класса.
(внимание, активность, эмоциональная отзывчивость, оценка знаний) (4мин.)
Дети: - Прозвенел звонок! Окончился урок!
Учитель: - Дети, до свидания! Спасибо за внимание!
Дети: До свидания!
Хлопками все благодарят друг друга за работу.
(хлопки определяют настроение, эмоции детей после урока).
Выход из класса под музыку.