Цели учебного занятия:
- Применить знания и навыки по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства» при решении заданий.
- Воспитывать культуру применения компьютерных программ.
Методическая цель: Показать эффективность использования информационных технологий для достижения целей учебного занятия.
Психологическая цель: Развивать логическое, теоретическое, наглядно-действенное мышление, внимание и память.
Оснащение урока: Зачетная карта урока; карточка для проверки графического диктанта; карточки с заданиями; программа с гимнастикой для глаз; программа в Excel для вычисления среднего балла, успеваемости и качества знаний; карточки с домашним заданием; карточки с лицами; компьютерные системы (системный блок, монитор, клавиатура, мышь); программы Excel и Paint.
Уровни и показатели обучаемости: степень легкости и быстроты преобразования знаний и способов действий.
Ход занятия
I. Организация начала занятия
Дидактическая задача этапа:
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Содержание этапа:
- Здравствуйте! Садитесь. Мы начинаем учебное обобщающее занятие по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства». На занятии вам понадобятся ручки; рабочие тетради; линейки; карандаши; черновики; Зачетная карта урока; карточки с заданием; карточки с лицами. Будьте внимательны во время урока. Итак, начнем.
Заполним тест на готовность к уроку. Для этого заполните пирамидальные диаграммы, ответив на мои вопросы, и лист настроения №1(выберите смайлик соответствующий вашему настроению на данный момент, прикрепите под номером №1).
№1 №2
- готовы ли вы сегодня к уроку?
- хотели бы получить хорошую оценку?
- готовы работать устно?
- готовы работать письменно?
II. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия.
Дидактическая задача этапа:
Обеспечение мотивации учения школьников и принятия ими целей и задач учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.
Содержание этапа:
1. Сообщение темы урока, формулировка целей и задач урока в действиях учащихся.
- «От живого созерцания к осмыслению и практическому действию» (слова на доске). В этом небольшом выражении заключен большой смысл. А какой смысл вы увидели в этой фразе?
/Сначала мы наблюдаем, затем устанавливаем законы (правила), а затем эти законы применяем.
- Скажите, а с какими правилами действий над степенью с натуральным показателем мы познакомились?
/умножение и деление, возведение в степень произведения и степени/
- Сегодня мы проведем обобщение по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства». Откройте тетради и, согласно правил оформления, запишите тему нашего урока (показ на доске). Давайте подумаем, какие же цели мы поставим перед собой на сегодняшнем занятии.
/ Формулировка целей учениками/.
- Хорошо. Таким образом, на этом занятии нашей целью является применение знаний и навыков по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства» при решении тестовых заданий и выполнении заданий. Также нашей целью является развитие логического, теоретического, наглядно-действенного мышления и внимания посредством решения задач. Ну и, конечно, мы будем обращаться к нашей памяти.
2. Ознакомление учащихся со структурно-логической схемой темы и конечными результатами ее изучения.
- Схема нашего занятия будет выглядеть следующим образом (показ на доске):
- Повторение по теме (графический диктант)
- Мозговой штурм (устная работа и работа на ПК)
- Работа в парах
- Проверь себя ( выполнение дифференцированной с. р. на ПК)
- Немного из истории
- Подведение итогов.
Зачетная карта на ПК учителя нам необходима на протяжении всего урока. В ней мы будете фиксировать количество набранных баллов на разных этапах урока. Максимально за каждый этап вы можете получить 5 баллов. По среднему баллу за задания выставляется оценка за урок.
Будьте внимательны! Работайте самостоятельно.
3. Актуализация опорных знаний и способов действий, обеспечивающих достижение поставленных целей урока.
Для того чтобы успешно справиться с тестами, нам необходимо повторить некоторые положения.
Выполним графический диктант. Отвернулись друг от друга.
Я читаю утверждения. Если вы согласны, то рисуете на листах ^. Если не согласны - __. Получаем схему. Итак:
1. верно ли, что верно ли что, степенью числа а с натуральным показателем п, большим 1, называется выражение ап, равное произведению п множителей, каждый из которых равен а.
2. верно ли, что,
3. верно ли, что
4. верно ли, что
5. верно ли, что
6.
7. степень отрицательного числа с нечётным показателем есть число отрицательное
Листочки с ответами сдайте.
Для самопроверки - правильная схема (вывесить) <Приложение 1>
Мозговой штурм
1) Выполните действия.
а . а3; с с с3 а 2 п аn
2) При каком значении х выполняется равенство.
|
|
3) Определите знак выражения, не выполняя вычислений.
4) представьте в виде степени выражение
5) Упростите.
а);
б)
Интеллектуальная разминка
-Какие вопросы можно задать к карточке
III. Применение знанийи способов действий учащимися.
Дидактическая задача этапа:
Обеспечение усвоения полученных знаний и способов действий на уровне их применения в измененной и новой ситуациях.
Содержание этапа:
I.-Можем, ли мы возвести число в n степень, очень быстро? С помощью чего?
Правильно. Вычислять значение степени с помощью ПК нам поможет алгоритм в стихах
Если микрокалькулятор ты возьмешь,
Число а ты лишь однажды наберешь,
А потом знак « умножения» – тоже раз,
Знак «равно» нажмешь ты столько раз,
Сколько n без единицы нам покажет,
И ответ – готов, без школьной ручки ДАЖЕ.
Переведите на математический язык данный алгоритм.
1. Повторить правила работы на ПК
2.Найти с помощью компьютера (Пуск/Программы/Стандартные/Калькулятор) значения выражений, составив программы:
3. №378 (а, б, в)
Физкультминутка (Открываем программу «профилактика» и выполняем упражнения для глаз). Выходим из программы.<Приложение 2>
II. Работа в парах (задание на карточках)
-Взаимопроверка (обмен тетрадями, по выданным ответам) критерии оценки: по количеству правильных ответов
- представьте в виде степени произведение
- представьте в виде степени частное
- возведите в степень произведение
- найдите значение выражения
- представьте произведение в виде степени
III. Итак. Первыми в списке арифметических действий идут сложение, вычитание, умножение и деление. Представление о возведении в степень как о самостоятельной операции у математиков сложилось не сразу, хотя задачи на вычисление степеней встречаются в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья.
Английский математик С. Стевин придумал запись для обозначения степени: запись 3(3)+5(2)–4 обозначала такую современную запись
Переведите на современный язык пример Стевина и найдите его значение: 5(2)–3(2)·2+2(3).
В 17 веке были придуманы английским ученым Джоном Валленсом современные обозначения. А вот заслуга в их признании и распространении принадлежит И.Ньютону
IV. Выполнение тестовых заданий.
Проверь себя (дифференцированный тест на ПК) : «игра «художник»<рисунок 1>
- выберите то задание, с которым, по-вашему, мнению вы справитесь. Остальные отложили (проверка по ходу выполнения).<Приложение 3>
V. Выполним творческое задание.
У каждого из вас на столе «ромашка». В серединке пишем: свойства степени с натуральным показателем. В лепестках – запишите свойства степени с натуральным показателем.<Приложение 4>
VI. Контроль и самопроверка знаний и способов действий
Дидактическая задача этапа:
-Выявление качества знаний учащихся и уровня овладения знаниями и способами действий.
Содержание этапа:
1. Вывод статистических данных по совокупным оценкам.
- Молодцы! Сегодня вы хорошо потрудились. А теперь вычислим средний балл по заданиям,
- /Называются оценки по списку/.
(Вычисляется в Excel средний балл, успеваемость и качество знаний. Результаты сообщаются ученикам) <приложение5>
VII. Подведение итогов учебного занятия
Дидактическая задача этапа:
-Анализ и оценка достижения цели и определение перспективы последующей работы.
Содержание этапа:
1. Общая характеристика работы класса.
- Итак, выскажите, пожалуйста, ваше мнение о работе класса на сегодняшнем уроке.
2. Анализ степени успешности учащихся в овладении содержанием урока.
- Как вы считаете, успешно ли вы справились с поставленной целью?
3. Вскрытие недостатков в деятельности учащихся.
- Скажите, с какими трудностями при решении заданий вы столкнулись?
4. Рекомендации по пути преодоления недостатков.
- Как вы думаете, что необходимо предпринять, чтобы избежать недостатков при решении подобных заданий?
- Что понравилось особенно?
- Что хотелось бы выполнить ещё раз?
-Что не понравилось? Почему?
VIII. Информация о домашнем задании
Дидактическая задача этапа:
-Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
-Инструктаж по его выполнению.
Содержание этапа:
Задание.
- Дома вам предстоит выбрать из предложенных заданий то, с каким, по вашему мнению, вы справитесь.
За успешное решение задания 1, вы получаете оценку «3», за задание 2 – «4», за задание 3 – «5».
1.№ 530, 534.
2. №535
3.
а)№542
б)Написать отзыв об уроке в одной из следующих форм:
- заметка в классную газету;
- рисунок о наиболее ярком эпизоде урока.
IX. Рефлексия деятельности
Дидактическая задача этапа:
-Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).
-Обеспечение усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества.
Содержание этапа:
- На сегодняшнем уроке мы с вами достигли определенных результатов. Этот урок оставил в вашей душе какой-то след: это может быть удовлетворение от проделанной работы, выполненного задания, это может быть равнодушие, это может быть неудовлетворенность. Давайте установим, изменились ли ваши листы настроения. Положите смайлик рядом с первым (на листе настроения, под номером №2).
Спасибо за урок.