План-конспект урока по теме "Степень с натуральным показателем и ее свойства"

Разделы: Математика


Цели учебного занятия:

  • Применить знания и навыки по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства» при решении заданий.
  • Воспитывать культуру применения компьютерных программ.

Методическая цель: Показать эффективность использования информационных технологий для достижения целей учебного занятия.

Психологическая цель: Развивать логическое, теоретическое, наглядно-действенное мышление, внимание и память.

Оснащение урока: Зачетная карта урока; карточка для проверки графического диктанта; карточки с заданиями; программа с гимнастикой для глаз; программа в Excel для вычисления среднего балла, успеваемости и качества знаний; карточки с домашним заданием; карточки с лицами; компьютерные системы (системный блок, монитор, клавиатура, мышь); программы Excel и Paint.

Уровни и показатели обучаемости: степень легкости и быстроты преобразования знаний и способов действий.

Ход занятия

I. Организация начала занятия

Дидактическая задача этапа:

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Содержание этапа:

- Здравствуйте! Садитесь. Мы начинаем учебное обобщающее занятие по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства». На занятии вам понадобятся ручки; рабочие тетради; линейки; карандаши; черновики; Зачетная карта урока; карточки с заданием; карточки с лицами. Будьте внимательны во время урока. Итак, начнем.

Заполним тест на готовность к уроку. Для этого заполните пирамидальные диаграммы, ответив на мои вопросы, и лист настроения №1(выберите смайлик соответствующий вашему настроению на данный момент, прикрепите под номером №1).

                              №1            №2

  1. готовы ли вы сегодня к уроку?
  2. хотели бы получить хорошую оценку?
  3. готовы работать устно?
  4. готовы работать письменно?

II. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия.

Дидактическая задача этапа:

Обеспечение мотивации учения школьников и принятия ими целей и задач учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

Содержание этапа:

1. Сообщение темы урока, формулировка целей и задач урока в действиях учащихся.

- «От живого созерцания к осмыслению и практическому действию» (слова на доске). В этом небольшом выражении заключен большой смысл. А какой смысл вы увидели в этой фразе?

/Сначала мы наблюдаем, затем устанавливаем законы (правила), а затем эти законы применяем.

- Скажите, а с какими правилами действий над степенью с натуральным показателем мы познакомились?

/умножение и деление, возведение в степень произведения и степени/

- Сегодня мы проведем обобщение по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства». Откройте тетради и, согласно правил оформления, запишите тему нашего урока (показ на доске). Давайте подумаем, какие же цели мы поставим перед собой на сегодняшнем занятии.

/ Формулировка целей учениками/.

- Хорошо. Таким образом, на этом занятии нашей целью является применение знаний и навыков по теме «Степень с натуральным показателем и её свойства» при решении тестовых заданий и выполнении заданий. Также нашей целью является развитие логического, теоретического, наглядно-действенного мышления и внимания посредством решения задач. Ну и, конечно, мы будем обращаться к нашей памяти.

2. Ознакомление учащихся со структурно-логической схемой темы и конечными результатами ее изучения.

- Схема нашего занятия будет выглядеть следующим образом (показ на доске):

  1. Повторение по теме (графический диктант)
  2. Мозговой штурм (устная работа и работа на ПК)
  3. Работа в парах
  4. Проверь себя ( выполнение дифференцированной с. р. на ПК)
  5. Немного из истории
  6. Подведение итогов.

Зачетная карта на ПК учителя нам необходима на протяжении всего урока. В ней мы будете фиксировать количество набранных баллов на разных этапах урока. Максимально за каждый этап вы можете получить 5 баллов. По среднему баллу за задания выставляется оценка за урок.

Будьте внимательны! Работайте самостоятельно.

3. Актуализация опорных знаний и способов действий, обеспечивающих достижение поставленных целей урока.

Для того чтобы успешно справиться с тестами, нам необходимо повторить некоторые положения.

Выполним графический диктант. Отвернулись друг от друга.

Я читаю утверждения. Если вы согласны, то рисуете на листах ^. Если не согласны - __. Получаем схему. Итак:

1. верно ли, что верно ли что, степенью числа а с натуральным показателем п, большим 1, называется выражение ап, равное произведению п множителей, каждый из которых равен а.

2. верно ли, что,

3. верно ли, что

4. верно ли, что

5. верно ли, что

6.

7. степень отрицательного числа с нечётным показателем есть число отрицательное

Листочки с ответами сдайте.

Для самопроверки - правильная схема (вывесить) <Приложение 1>

Мозговой штурм

1) Выполните действия.

а . а3;     с с с3     а 2 п аn


2) При каком значении х выполняется равенство.



3) Определите знак выражения, не выполняя вычислений.

4) представьте в виде степени выражение

5) Упростите.

а)
б)

Интеллектуальная разминка

-Какие вопросы можно задать к карточке

III. Применение знанийи способов действий учащимися.

Дидактическая задача этапа:

Обеспечение усвоения полученных знаний и способов действий на уровне их применения в измененной и новой ситуациях.

Содержание этапа:

I.-Можем, ли мы возвести число в n степень, очень быстро? С помощью чего?

Правильно. Вычислять значение степени с помощью ПК нам поможет алгоритм в стихах

Если микрокалькулятор ты возьмешь,
Число а ты лишь однажды наберешь,
А потом знак « умножения» – тоже раз,
Знак «равно» нажмешь ты столько раз,
Сколько n без единицы нам покажет,
И ответ – готов, без школьной ручки ДАЖЕ.

Переведите на математический язык данный алгоритм.

1. Повторить правила работы на ПК

2.Найти с помощью компьютера (Пуск/Программы/Стандартные/Калькулятор) значения выражений, составив программы:

3. №378 (а, б, в)

Физкультминутка (Открываем программу «профилактика» и выполняем упражнения для глаз). Выходим из программы.<Приложение 2>

II. Работа в парах (задание на карточках)

-Взаимопроверка (обмен тетрадями, по выданным ответам) критерии оценки: по количеству правильных ответов

  1. представьте в виде степени произведение
  2. представьте в виде степени частное
  3. возведите в степень произведение
  4. найдите значение выражения
  5. представьте произведение в виде степени

III. Итак. Первыми в списке арифметических действий идут сложение, вычитание, умножение и деление. Представление о возведении в степень как о самостоятельной операции у математиков сложилось не сразу, хотя задачи на вычисление степеней встречаются в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья.

Английский математик С. Стевин придумал запись для обозначения степени: запись 3(3)+5(2)–4 обозначала такую современную запись

Переведите на современный язык пример Стевина и найдите его значение: 5(2)–3(2)·2+2(3).

В 17 веке были придуманы английским ученым Джоном Валленсом современные обозначения. А вот заслуга в их признании и распространении принадлежит И.Ньютону

IV. Выполнение тестовых заданий.

Проверь себя (дифференцированный тест на ПК) : «игра «художник»<рисунок 1>

- выберите то задание, с которым, по-вашему, мнению вы справитесь. Остальные отложили (проверка по ходу выполнения).<Приложение 3>

V. Выполним творческое задание.

У каждого из вас на столе «ромашка». В серединке пишем: свойства степени с натуральным показателем. В лепестках – запишите свойства степени с натуральным показателем.<Приложение 4>

VI. Контроль и самопроверка знаний и способов действий

Дидактическая задача этапа:

-Выявление качества знаний учащихся и уровня овладения знаниями и способами действий.

Содержание этапа:

1. Вывод статистических данных по совокупным оценкам.

- Молодцы! Сегодня вы хорошо потрудились. А теперь вычислим средний балл по заданиям,

- /Называются оценки по списку/.

(Вычисляется в Excel средний балл, успеваемость и качество знаний. Результаты сообщаются ученикам) <приложение5>

VII. Подведение итогов учебного занятия

Дидактическая задача этапа:

-Анализ и оценка достижения цели и определение перспективы последующей работы.

Содержание этапа:

1. Общая характеристика работы класса.

- Итак, выскажите, пожалуйста, ваше мнение о работе класса на сегодняшнем уроке.

2. Анализ степени успешности учащихся в овладении содержанием урока.

- Как вы считаете, успешно ли вы справились с поставленной целью?

3. Вскрытие недостатков в деятельности учащихся.

- Скажите, с какими трудностями при решении заданий вы столкнулись?

4. Рекомендации по пути преодоления недостатков.

- Как вы думаете, что необходимо предпринять, чтобы избежать недостатков при решении подобных заданий?

- Что понравилось особенно?

- Что хотелось бы выполнить ещё раз?

-Что не понравилось? Почему?

VIII. Информация о домашнем задании

Дидактическая задача этапа:

-Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

-Инструктаж по его выполнению.

Содержание этапа:

Задание.

- Дома вам предстоит выбрать из предложенных заданий то, с каким, по вашему мнению, вы справитесь.

За успешное решение задания 1, вы получаете оценку «3», за задание 2 – «4», за задание 3 – «5».

1.№ 530, 534.

2. №535

3.
а)№542
б)Написать отзыв об уроке в одной из следующих форм:

  • заметка в классную газету;
  • рисунок о наиболее ярком эпизоде урока.

IX. Рефлексия деятельности

Дидактическая задача этапа:

-Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

-Обеспечение усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества.

Содержание этапа:

- На сегодняшнем уроке мы с вами достигли определенных результатов. Этот урок оставил в вашей душе какой-то след: это может быть удовлетворение от проделанной работы, выполненного задания, это может быть равнодушие, это может быть неудовлетворенность. Давайте установим, изменились ли ваши листы настроения. Положите смайлик рядом с первым (на листе настроения, под номером №2).

Спасибо за урок.