Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Место урока в системе уроков: вводный урок.
Педагогическая технология: игровая деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ.
Учитель: Алексеева Евгения Михайловна
Цели:
Обучающая: сформировать у учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.
Развивающая: развить коммуникативные навыки и словарный запас учащихся.
Воспитывающая: уважительное отношение к мнению другого.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, опорный конспект, доска, индивидуальные карточки с заданием, наглядное пособие «Вагон», карточки с предложением.
Ход урока
1. Организационное начало:
Учитель: Здравствуйте. Я заметила, что вы уже неплохо знаете русский язык. Зачем же нам изучать его дальше, причем ежедневно? Может, достаточно?
Учащиеся: Нет. Русский язык нужен каждому человеку, т.к. есть еще много правил, которые мы ещё не изучали. А современные люди должны быть грамотными.
Учитель: Ну, если для вас это так важно и нужно, не будем терять ни минуты и приступим к словарной разминке.
2. Словарная разминка
На доске вывешиваются слова:
ОБЛАКО, ОБЕД, САПОГИ, УРОЖАЙ, КОЛЛЕКТИВ.
Учитель: Подчеркните у данных слов «опасные» места.
Вызываются учащиеся к доске и с комментированием подчёркивают «опасные» места» в словах.
3. Объявление целей и задач урока
Учитель: У многих поэтов русский язык был любимым предметом в школе. Они с удовольствием сочиняли стихи о правилах русского языка. Прослушайте стихотворение Ольги Высотской и постарайтесь угадать тему нашего урока. Но чтобы это стихотворение прочитать, вам необходимо вставить в текст пропущенные части речи.
Ученикам раздаются индивидуальные карточки на печатной основе.
________________– школа,
Просыпается – ________..
С _______________ веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – ___________,
Бьет ____________ семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы _________ отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья Ох и Ах.
А потом у теплой печи
Повторяем ____________.
После выполнения задания проводится проверка.
Учитель: Прочитайте полный текст стихотворения и сформулируйте тему нашего урока.
Учащиеся:
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья Ох и Ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.
Учитель: Итак, правильно, мы продолжаем изучать части речи.
Сейчас мы с вами заполним знакомую нам таблицу ЭИЗ.
4. Работа с таблицей ЭИЗ (Элемент, имя признака, значение признака)
Учитель: Что мы уже знаем об имени прилагательном?
Учащиеся: Это самостоятельная часть речи.
Ставит карточку в ячейку Элемент.
Учитель: Какое значение имени прилагательного?
Учащиеся: Называет признак предмета.
Ставит карточку в ячейку Значение признака.
Учитель: Какие вопросы задаются к имени прилагательному?
Учащиеся: Какой, какая, какое, какие?
Ставит карточку в ячейку Значение признака.
Учитель: Каким членом предложения является?
Учащиеся: Второстепенным.
Ставит карточку в ячейку Значение признака.
Элемент | Имя признака | Значение признака |
Имя прилагательное (самостоятельная часть речи) |
значение | Называет признак предмета |
вопросы | Какой, какая, какое, какие? | |
член предложения | Второстепенный |
Учитель: Данную таблицу мы продолжим заполнять на следующих уроках.
5. Чистописание. Работа с буквой «Ж».
Учитель: Вы уже немало знаете об имени прилагательном. Сегодня мы дополним наши знания. Выполним письменную работу. В этом нам поможет буква «ж». Записали число, классная работа, сочетания «жи - ши».
Учитель: На второй строке запишите слова с буквосочетанием «жи - ши».
Учащиеся: Дети вспоминают, выходят по очереди к доске и записывают слова с «жи - ши» в начале, середине и в конце слова.
(Например: Жизнь, ожил, ежи, животные, коржи).
6. Зрительный диктант.
Учитель: Назовите прилагательные, в которых есть буква Ж.
- Что вы можете сказать про слово «желтый»?
Учащиеся: Это словарное слово. Имя прилагательное. В нем слышится после шипящего звука «ж» звук «о», а писать надо «ё».
Учитель: В русском языке есть еще несколько прилагательных с таким же буквосочетанием. Это прилагательные «тяжелый» и «жесткий». Чтобы нам легче было запомнить эти прилагательные, нужно связать их по смыслу в одно предложение.
Учитель: Какой предмет может быть одновременно жестким, тяжелым и желтым?
Учащиеся: Вагон.
На доске вывешена картинка с изображением жёлтого вагона.
Учитель: Составьте предложение с данными словами.
Учащиеся: «Шел по рельсам желтый, тяжелый, жесткий вагон».
Предложение вывешивается на доску в печатном виде.
Учитель: Подчеркните в этом предложении «опасные» места.
Учащиеся: «Шел по рельсам желтый, тяжелый, жесткий вагон».
Учитель: Сейчас вы подготовитесь к записи этого предложения по памяти. Посчитайте, сколько в предложении слов?
Учащиеся: Семь.
Учитель: Из них с орфограммой?
Учащиеся: Восемь.
Учитель: Сколько запятых и почему?
Учащиеся: Две, т.к. однородные имена прилагательные.
Учитель: Ещё раз внимательно прочитайте предложение. Записывайте.
7. ФИЗМИНУТКА
Листочки
Мы – листочки осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю снова сели.
8. Закрепление.
Наблюдение за ролью прилагательных в речи, за смысловой связью прилагательного с существительным
Учитель: Давайте разберем это предложение по членам. Какие части речи выполняют роль главных членов предложения?
Учащиеся: Существительное, глагол.
Учитель: Как вы думаете, почему имя прилагательное выполняет в предложении второстепенную роль?
Учащиеся: Без него не потеряется смысл предложения.
Учитель: Попробуем убрать существительные из предложения (закрываем). Понятен ли смысл этого предложения?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Закроем прилагательные. Смысл остается понятным?
Учащиеся: Да.
Учитель: Что обозначает слово «вагон»?
Учащиеся: Предмет.
Учитель: Что обозначают слова «жёлтый, жёсткий, тяжёлый»?
Учитель: Признаки вагона.
Учитель: Сделайте вывод.
Учащиеся: Имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным. Если нет предмета – нет и его признака.
Учитель: Назовите существительное жёлтого цвета.
Учащиеся: Солнце, тетрадь.
Учитель: Составьте словосочетания из этих слов, запишите их и определите род имен существительных.
Учитель: Чем отличаются прилагательные?
Учащиеся: Окончаниями.
Учитель: Почему изменились окончания имён прилагательных?
Учащиеся: Поменялся род прилагательных.
Учитель: Что помогло вам определить род прилагательных?
Учащиеся: Род имени существительного.
Вывод: Имена прилагательные изменяются по родам в зависимости от существительного.
9. Игра «Кто больше?»
Используется таблица «Имена прилагательные обозначают»: цвет, вкус, запах, размер, форму, вес, материал, качества характера.
Класс делится на 3 команды.
Учитель: На доске 3 картинки: хлеб, яблоко, пачка чая. По очереди выходим, записываем на доске под картинкой признаки данного предмета в столбик. Побеждает та команда, которая назвала больше признаков.
10. Подведение итогов.
Учитель: Какие маленькие открытия вы сегодня сделали?
Учащиеся: Узнали новые части речи - междометье, частица.
Прилагательное крепко связано с именем существительным. Они дружат, т. е. согласуются. Изменяются по родам в зависимости от существительного.
Слова «жёлтый, жёсткий, тяжёлый, шёл» пишутся с буквой «Ё».
Учитель: Ребята вы сегодня хорошо работали. Спасибо. Молодцы.