Сроки выполнения: 1 месяц: подготовительный этап + интеллектуальный марафон
Актуальность проекта: Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. Какая она, семья XXI века? Вопрос крайне актуальный для тех, кому совсем скоро предстоит создавать свои семьи. Прошедший 2008 год – год СЕМЬИ, что ещё и ещё раз подчёркивает её важность в нашем обществе. В нашей школе разработана целая программа мероприятий, посвящённых этому вопросу. Проект игры-путешествия – одно из них.
Цель: формирование позитивного образа жизни.
Задачи:
- Укреплять родственные связи учащихся.
- Закрепить некоторые знания по темам: «Родословная», «История фамилии и имени человека»
- Учить работать в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопомощи.
- Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение.
Деятельность по проекту:
- Подготовительный этап (1 месяц)
- поиск материала о значении имён членов семей
- выставка рисунков «Мама, папа, дед и я, баба, брат, сестра моя — наша дружная семья!
- оформление фотовыставки «Семь-Я»
- выяснение родословной своей семьи, оформление генеалогических деревьев
- беседы с родителями о профессиях
- Интеллектуальный марафон «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»
- Подготовка технологического инструментария:
- Книга про имена «Что в имени твоём»
- Афоризмы:
«К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». Сократ
«Женщина — великое слово. В ней чистота девушки, в ней самоотверженность подруги, в ней подвиг матери». Н. Некрасов
«Мать — самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости». В. Шукшин
«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери». Ю. Яковлев
«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать». М. Джалиль
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» А. С. Пушкин
«Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое». В. Г. Белинский
«Дороже, чем дети, найдется ль у нас достоянье? Они за наши благие деянья – даянье!» Индийский афоризм
«Семья – один из шедевров природы» автор неизвестен - Дипломы командам-участникам: самой эрудированной команде, самой находчивой, самой дружной, самой сплочённой и т.д.
- Маршрутные листы (образец)
Класс – 2А | Порядок следования по станциям | Кол-во баллов |
Станция СЕМЕЙНАЯ АЗБУКА | №1 - каб. 9 | |
Станция МОЗГОВОЙ ШТУРМ | №4 - каб. 10 | |
Станция ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ | №3 - каб. 11 | |
Литературная станция ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ДОМУ | №2 - каб. 12 | |
ИТОГО |
Прогнозируемые результаты игры-путешествия «Семь-Я»:
- Нравственная ориентация на социально-значимые ценности
- Социальное развитие личности через укрепление значимости семьи в обществе, участие в создании продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков и т.д.)
- Снижение риска асоциальных явлений в результате переоценки общечеловеческих ценностей
- Повышение уровня социальной успешности учащихся
- Укрепление родственных связей учащихся
- Расширение знаний учащихся по вопросам: семья, родословная, генеалогическое древо и др.
- Сплочение детского коллектива
- Повышение показателей общественного мнения в результате популярности проекта, его социально-профилактического эффекта, заинтересованности общественности в данном вопросе
ХОД МАРАФОНА:
I. Парад команд.
1-й Ведущий: Внимание! Внимание! Открывается парад команд учащихся семейного марафона под названием «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» (Классы выходят под музыку песни «Солнечный круг»)
2-й Ведущий: (Показывает табличку с буквой Д) Эту букву вы хорошо знаете. В современном русском языке она называется просто «ДЭ», в старославянском – «Добро». А внешне она похожа на дом. Русские крестьяне её так и называли «дом»
1-й Ведущий: Дом охраняет человека всяких бед. Он дает тепло, уют, покой. Спасает от холода, дождя и ветра. В нем мы спим, работаем, едим, поем песни, рассказываем сказки.
2-й Ведущий: Дом – это целый мир, это семья. Не секрет, что семейные узы - самые крепкие, самые постоянные, самые надежные.
1-й уч-ся
Молоды пока,
Ищут счастье люди
В деньгах, в славе, в преданных друзьях.
Но во все века
Была, есть и будет
Главной составляющей семья.
2 уч-ся
Если папа есть,
Если мама рядом,
Звонок мир от детских голосов.
Остальное все
Будет так, как надо,
Все приложится без лишних слов.
3 уч-ся
Вместе перетрут
Беды и преграды,
Радость вознесут под облака.
И семейный труд
Будет им отрадой,
Если в жизнь идут в руке рука.
4 уч-ся
Вряд ли деньги вам
«Сделают погоду»,
Если одиночество – судьба.
Только лишь семья –
Продолженье рода,
Значит, продолжение себя.
1-й Ведущий: Умение дружить, помогать друг другу, выручать в трудной ситуации, работать сообща и отдыхать вместе нам сегодня продемонстрируют команды учащихся 2-4 классов. Готовы к испытаниям?
2-й Ведущий: «Глав семей» просим получить задания. (Командиры получают путевые листы)
Под музыку команды расходятся по станциям.
II. Прохождение команд по станциям в соответствии с маршрутным листом.
Станция СЕМЕЙНАЯ АЗБУКА
ОБОРУДОВАНИЕ: Книга про имена; таблицы для псих теста; инд. листочки, ручки; лист «Хорошая семья – семья (какая?) …., …, …»
- Что в имени твоём.
- О значении имён
Слово учителя по книге «Тайна имени»
Дети – значение своих имён
- Кто больше?
Назвать имена на букву С.
- О значении имён
- Психологический тест «Знаете ли вы себя»
Важной составляющей благополучия семьи является её психологический климат. Прелагаю вам тест, выполнив который, вы возможно точнее узнаете самого себя, а может быть результат его удивит вас (всем листочки, ручки)- Ваша сильная сторона: выберите одну из предложенных фигур, нарисуйте её (расшифровка есть только у ведущего, зачитывается после выбора фигур).
- Преобладающие отношения (выбрать фигуру)
- Ваша сильная сторона: выберите одну из предложенных фигур, нарисуйте её (расшифровка есть только у ведущего, зачитывается после выбора фигур).
- Мама, папа, дед и я, баба, брат, сестра моя – наша дружная семья…
Какие качества вы считаете основными для дружной семьи. Запишите их на листке. - Я горжусь своей семьёй
Готовясь к марафону, многие из вас беседовали со своими родителями. Что интересного вы узнали о семейных традициях, о профессиях ваших родителей, о ваших предках? Расскажите.
Станция МОЗГОВОЙ ШТУРМ.
ОБОРУДОВАНИЕ: запись слогов (вопрос 5)
Вопросы зачитываются командам. Цена правильного ответа 10 горошин, дополнения 5 горошин.
1. Спрашиваю – отвечайте
- Отца гражданина зовут Николай Петрович, а сына его Алексей Владимирович. Как зовут гражданина? (Владимир Николаевич)
- Сидят братья за столом по углам. Напротив каждого брата – еще по три брата. Сколько всего братьев за столом? (Четверо)
- У двух слепых был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Кто эти слепые? (Сестры)
- Сколько разрезов нужно сделать, чтобы весь батон поделить на 5 членов семьи? (четыре)
- Соедините слоги и прочтите поговорку: при, ныш, сол, а, теп, ке, при, ло, доб, те, ро, ма, ро, те, ри. (при солнышке тепло, а при матери добро)
- Муж с женой, да брат с сестрой разделили 3 яблока. Каждому досталось по одному яблоку. Как это могло получиться? (Было три человека: муж с женой и брат жены или муж с женой и сестра мужа)
- На фотографии три брата: Сережа, Саша и Дима. Саша выше Сережи, а Сережа выше Димы. Кто всех выше, кто всех ниже? (Саша, Дима)
- Сидит на дороге ребенок и плачет: есть у меня отец, есть и мать, да только я им не сын» Жалко малютку! Но может ли такое быть? (Это дочь)
- Сколько у матери детей, если ей пришлось купить восемь рукавичек? (Четверо)
2. Викторина «Семейная азбука»
1. назовите маму – папу одним словом | родители |
2. назовите одним понятием слова «МАМА, ПАПА, ДЕДУШКА, БАБУШКА, СЕСТРА, БРАТ И т.д.» | семья |
3. назовите по-другому: | |
- маму мамы - сестру мамы - сына тёти |
бабушка тётя двоюродный брат |
4. про кого говорят «СЕДЬМАЯ ВОДА НА КИСЕЛЕ»? | дальние родственники |
5. что означает слово «ФАМИЛИЯ»? | 1) наследуемое семейное наименование,прибавляемое к личному имени 2) то же, что и семья |
6. у кого на Руси появились первыми фамилии? | У знатных людей |
7. как образовывались фамилии? | |
8. попробуйте объяснить происхождение своей фамилии. | |
9. как называют детей, родившихся у матери в один день? | Близнецы, двойняшки, тройняшки |
10. кого называют предками, кого – потомками? |
Литературная станция ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ДОМУ.
ОБОРУДОВАНИЕ: запись пословиц, кроссворд
1. Собрать пословицы:
При солнце тепло, | чем родная матушка |
Мать кормит детей, | а при матери добро |
Не лучше дружка, | как земля людей |
Живы родители – почитай, | а у матери сердце |
У детины заболеет пальчик, | когда в семье лад |
Не нужен клад, | умерли – поминай |
Хозяюшка в дому, | таково и самому |
Дом вести, | что оладушек в меду или пчелка в саду |
Каково на дому, | не бородой трясти |
Не красна изба углами, | а младенец матери |
В гостях хорошо, | а красна пирогами |
Птица радуется весне, | а дома лучше |
2. Разгадай кроссворд.
-
Приманку сорвала
и, не сказав «спасибо»,
Куда-то уплыла
Невежливая …рыба -
Эта вещь тебе знакома,
Прогоняет ночь из дома.
лампа -
Он на вид такой простой.
А нет его и стол пустой!
хлеб -
Есть у дедушки и кошки,
Есть у рака и жука…Что?
Подумай-ка немножко
И ответь наверняка.
усы -
Круглый год в пушистой шубке,
Остры когти, крепки зубки….
Ходит в доме, как хозяйка.
Кто? Попробуй, угадай-ка!
кошка -
В дом пускает только свет.
А жару и холод – нет!
окно -
Белый камень в воду канет,
Камня нет, а сладко станет.
сахар
– Какое слово по горизонтали получилось? Что оно обозначает?
Станция ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ?
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации домов разных народов, рассыпанные пословицы, листы бумаги
1. Наши команды сейчас представят себя в роли архитекторов. Но сначала выберем художников, которые за это время создадут проект «Дом мечты» (см. ниже) А наш конкурс будет состоять из двух частей. Сначала мы проверим теоретические знания наших архитекторов, а затем им предстоит выполнить практическое задание.
Для счастливой семьи очень важно иметь свой дом. Во все времена люди стремились благоустроить свое жилище, каким-то образом его улучшить, усовершенствовать. Итак, ответьте на мои вопросы.
- Как называется крытое углубление в земле, вырытое для жилья или укрытия? (Землянка)
- Как называется крестьянский дом в украинской или белоруской деревне? (Хата)
- Как называется переносное жилище у кочевых народов? (Кибитка)
- Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (Келья)
- Как называется дворец и крепость феодала? (Замок)
- Как называется хижина из ветвей, кож, коры у индейцев Северной Америки? (Вигвам)
- Как называется загородный дом с парком или садом? (Вилла)
- Как называется изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича? (Мазанка)
- Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой и т.д. (Шалаш)
- Временное помещение из натянутой на остов ткани? (Палатка)
- Кочевой шалаш у киргизского народа и некоторых народов Азии и Южной Сибири. (Юрта)
- Кочевой переносной шалаш, крытый шкурами, корой, войлоком у сибирских народов. (Чум)
- Жилище кавказских горцев. (Сакля)
- Переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей северо-восточной Сибири. (Яранга)
- Отдельное жилое помещение в доме с кухней, прихожей, комнатами и т.д. (Квартира)
2. Загадки.
-
Книга-раздвига о 4-х листах, а середка пуста. (изба)
-
Два братца в избе друг на друга глядятся, а не сойдутся. (Пол и потолок)
-
Не лает, не кусает, а вдом не пускает (замок)
-
Хвост во дворе, а нос в конуре. (ключ)
-
Всем, кто придет,
Всем, кто уйдет,
Руку подает (дверь) -
Что за зверь? В зиму много ест, а летом много спит.
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на нее сядешь, а с места не свезет. (печь)
3. У русского народа есть много пословиц об отчем доме. Но пока я их несла, они все рассыпались и перемешались. Попробуйте их собрать.
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
- Дом вести – не бородой трясти.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Своя хатка – родная матка.
- Мой дом – моя крепость.
- Дома и стены помогают.
4. Проект «Дома мечты». Но прежде, чем вы начнете работать, я хочу привести цитату из книги XV века «Домострой»: «И о том надлежит позаботиться, чтобы поставить дом у холма с лесом и хорошим лугом и чтобы здоровые ветры его продували; да нужно учесть, чтобы дом открыт был на солнечный восход, летом прохладно будет в тени, а зимой освещается солнцем».
Таким должен быть дом. А мне хотелось бы добавить, что если построить его из «строительного материала» с особыми свойствами: любви, доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора, то этот дом непременно будет счастливым.
Итак, вам предстоит создать проект «Дома мечты». Пусть в этом проекте отразятся все ваши задумки и мечтания.
III. Закрытие марафона
Организатор: дорогие участники семейного марафона! Вы успешно прошли все станции, проявили свои самые лучшие качества: были собранными и организованными, проявили выдержку и терпение, показали свои знания, умение мыслить логически, а, самое главное, узнали много нового о семье, быте, семейных ценностях и традициях.
Посмотрите вокруг: сколько интересного вы приготовили к этому дню. Наша выставка (рисунков, семейных фотографий, генеалогических деревьев) будет работать ещё несколько дней, чтобы вы смогли всё внимательно прочитать и рассмотреть.
Нашу выставку дополнили ваши проекты «Дома мечты» и (что очень важно) листа с определениями самых главных качеств хорошей семьи. Многие из вас говорили, что счастливая семья – это большая семья. Об этом же говорится и в стихотворении НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ.
Маму очень я люблю.
Папу тоже я люблю.
Мама мне печёт коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю,
Я и дедушку люблю,
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я,
Да и бабушка моя –
Наша дружная семья!
И сестрёнку я люблю,
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем.
Мы с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я,
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья!
А в заключение всех вас ждёт награда – диплом за участие в интеллектуальном марафоне «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»
А мы благодарим всех, кто принял самое активное участие в организации.