Урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока достигались разнообразными формами работы. Для поддержания познавательного интереса был использован занимательный иллюстративный, раздаточный материал.

Дети работают активно, с интересом выходят к доске, ищут ответ в классе, так как исследовали работу буквы В в слове, читали загадки, искали слово-ответ и картинку ответ по вариантам. Слушали звуки, которые обозначает эта буква, тренировались в слогочтении по таблице, давали характеристику звукам. На местах самостоятельно находили слова с мягким и твердым звуками, придумывали и записывали имена на букву Вэ. Составляли предложения.

Делили слова на слоги в виде игры «Засели слово в домик». Находили лишнее слово и доказывали почему.

Бегло читающая ученица самостоятельно прочитала и пересказала текст о волке ребятам, после чего придумала и задала вопросы по этому тексту. Ребята решали проблему с рассыпанным словом, искали в нем ошибку и исправляли ее. Итоги урока были подведены. Индивидуальная и дифференцированная работа проведена. Дети с заданиями справились, материал был дан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

На уроке использована физминутка, также дети двигались по классу при выполнении некоторых заданий, перегрузка и утомление учащихся не допущены.

Программа «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой

Цели:

  • познакомить с новыми буквами В, в и звуками, формировать умение слышать звуки [в], [в'], видеть буквы в словах;
  • закреплять умение делить слова на слоги, обозначать ударение, сопоставлять изображение предмета с буквенной записью;
  • совершенствовать навык чтения, учить строить связные высказывания, воспитывать интерес к слову, развивать речь учащихся ,расширять кругозор, воспитывать потребность в чтении книг, формировать у каждого ребенка индивидуальный опыт самостоятельного чтения;
  • учить анализировать, сравнивать;
  • целенаправленно проводить индивидуальную работу по закреплению изученного материала и знакомством с новым.
  • продолжать формировать умение учащихся работать индивидуально, в группах, по вариантам, дифференцированно;
  • воспитывать чувство ответственности, прививать чувство «локтя», воспитывать чувство сопереживания, участия , дружбы, взаимопомощи.

Оборудование: Портрет Мальвины, карточка с буквой В, таблица гласных, конверт с загадками, карточки для индивидуальной работы, карточки заданий, карточки слов, карточки-картинки, слоговые домики, рассыпанное слово, картинка мальчика и девочки.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель: Ребята, к нам на урок пришла замечательная девочка с голубыми волосами и добрым сердцем. Кто это? (Приложение)

Дети: Мальвина.

Учитель: Мальвина принесла новую буковку и конверт с загадками. (На доске портрет Мальвины , конверт с загадками и карточка с буквой В)

2. Новая тема.

Учитель: Ребята , Мальвина приготовила для вас загадки.

Детям хорошо читающим раздать из конверта 10 загадок напечатанных на карточках. Бегло читающей ученице карточку с текстом о волке.

Задание 1.

Учитель: Найдите в классе задание 1. (дети приносят карточку с заданием)

Задание 1. « Загадка для глаз».
Прочитать глазками, найти лишнее слово и объяснить почему.

На листах А4 напечатаны слова. Учитель молча показывает каждую карточку 3 секунды, дети читают про себя. Называют лишнее слово и отмечают, почему. Карточку крепят магнитом на доске. Вызванный ученик обводит букву В и называет её.

1. 2. 3.
КОРОНА БОРОНА ВАНЯ
КОРОНА БОРОНА МАНЯ
КОРОВА ВОРОНА МАНЯ
КОРОНА БОРОНА МАНЯ

Учитель: Кто догадался, какая у нас тема урока?

Дети: Познакомимся с буквой В.

Учитель: И узнаем какую работу выполняет буква В. (Учитель переворачивает карточку с буквой и показывает её )

А почему эту букву принесла Мальвина?

Дети: Потому что в имени Мальвина есть буква В.

Задание 2.

Учитель: Найдите второе задание Мальвины. (дети находят карточку второго задания)

Задание 2 Игра «Вишенки»
По вариантам

Дети, которые получили карточку с загадкой выходят к доске и читают ее.

Предложить детям 1 варианта в классе найти слово-отгадку, а детям 2 варианта найти картинку-отгадку.  

Загадки

Ягоды зеленые,
А всеми хваленые,
Растут с костями,
Висят кистями.
(виноград)

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хриповатая,
Известная персона –
Наверно догадались вы,
Что птица та – …(ворона)

Без нее не будет моря,
Океана и реки.
Даже лужицы, в которой
Бултыхаются щенки.
(вода)

У нее цветочки –
пушистые комочки.
По весне она цветет,
Праздник Пасхи к нам зовет.
(верба)
         Кругла и гладка,
Красна и сладка,
Ел – плевался,
А доволен остался.
(вишня)

Он удобный,
он складной.
Он прохладу дарит в зной.
Стоит только им взмахнуть –
Начинает ветер дуть.
(веер)

В них упрячешь две ноги –
И в мороз гулять беги.
(валенки)

День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком.
Уши серые торчком.
(волк)

ВОЛК.
Волки живут стаями. Их жертвами становятся лоси, олени и кабаны, а так же зайцы и мелкие грызуны. Очень голодные волки иногда отваживаются нападать даже на спящих в берлоге медведей. На крупную дичь, такую, как лось, волки охотятся стаей. Часть из них преследует жертву, а другие устремляются наперерез. Волки быстры и неутомимы.

Слова-отгадки и картинки-отгадки разместить по стенам класса. Среди них есть лишние картинки и слова.

Дети ходят по классу и найденные слова и картинки прикрепляют магнитом на доску.

ВЕЕР
ВОЛК
ВОДА
ВАЛЕНКИ
ВИНОГРАД
ВИШНЯ
ВЕРБА
ВОРОНА

Учитель: Прочитайте слова. (читают хором) Придумайте предложение с любым из этих слов. Что заметили?

Дети: Все слова начинаются с одной буквы.

Учитель: В каком слове один гласный звук?

Дети: В слове ВОЛК.

Учитель: Послушаем сообщение об этом животном. (Ученица, которая получила карточку с текстом о волке, пересказывает прочитанное и задает несколько вопросов по тексту детям. Дети дают полный ответ на них.)

Задание 3 

Задание 3 Звуки-буквы 
По таблице

Учитель: Назовите первый звук каждого слова.

Дети называют звуки [в], [в']

Учитель: Давайте все вместе проверим работу буквы В по таблице.

          а                     я          
о ё
у ю
э е
ы и

Учитель прикладывает карточку с буквой В к каждой гласной по порядку. Дети читают слоги.

Учитель: Какой звук слышим в слогах первого столбика? Почему?

Дети: Потому что гласные первого столбика указывают на твердость впереди стоящего согласного. Слышим звук [в]

Учитель: Что можно сказать о звуках второго столбика?

Дети: Гласные второго столбика указывают на мягкость впереди стоящего согласного. Слышим звук [ в'].

Учитель: Теперь прочитайте слоги самостоятельно по своей таблице. (У детей на учебниках вклеена такая же таблица и у каждого на парте карточка с буквой В)

Задание 4.

Учитель: Ребята, найдите следующее задание Мальвины. (Дети приносят карточку с заданием 4)

Задание 4
Самостоятельная работа 

Учитель: Следующее задание Мальвина предлагает выполнить так: мальчикам – прочитать слова и подчеркнуть синим карандашом твердый согласный [в], девочкам – прочитать слова и подчеркнуть зеленым карандашом мягкий согласный [в']

У детей на партах лежат карточки со словами.

Дети выполняют задание 5 минут. После чего учитель слушает ответы мальчиков и девочек.

Велосипед ливень кровать вьюга ваза два плов вопрос соловьи свет диван Иван светофор врач Вероника красивый слово Вера игра задача цветок грачи слон слива высокий верхний дерево волна ветер коврик свеча вишня Виктор буква кувшин август воротник вредный верблюд воробей иволга Волга валик восемь

Физминутка.

На зарядку становись!
Вверх рука, другая – вниз.
Повторяем упражненья,
Делаем быстрей движенья.
Раз – вперед наклонимся,
Два – назад прогнемся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся.
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем
Влево, вправо, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка!

Задание 5. 

Задание 5
Задания для каждого ряда. 

Учитель: Пора заселить наши слова в слоговые домики.

Дети располагают карточки со словами (на доске) в слоговые домики-схемы.

Задание для 1-го ряда

  • Соотносят слова по схемам
  • Прочитать слова по слогам.
  • Объяснить, почему выполнили работу именно так. (Сколько в слове гласных - столько и слогов).

Задание для 2-го ряда

  • Обозначьте ударение в данных словах

Задание для 3-го ряда

Учитель: Послушайте стихотворение.

Две девочки читают наизусть.

Стих о большой букве.

1 чтец:

Ставится в слово не зря и не просто
Буква такого высокого роста.

2 чтец:

Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.

1 чтец:

Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.

2 чтец:

Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.

1 чтец:

Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак.

Учитель: Придумайте имена девочек и мальчиков, начинающихся с буквы «В».

Учитель прикрепляет картинку мальчика и девочки. (Работают индивидуально на маркерных досках).

Задание 6. Работа с текстом.

Задание 6
Работа с книгой. 

Учитель: Где – то на партах Мальвина рассыпала слово, давайте его соберем.

Дети с парт приносят карточки со слогами, крепят на доске.

Ры ло вы бо

Учитель: Ребята, соберите слово.

Рыболовы

Учитель: Составьте схему этого слова.

Работают индивидуально со схемой слова

Учитель: Кто такие рыболовы? Это мы сможем узнать из учебника. Откройте учебники на странице 52. Прочитайте текст.

– Итак, кого можно назвать рыболовами?

– Понравились вам ребята? Чем?

3. Итог урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке? Чему учились?

Дети отвечают на вопрос.

Учитель вручает детям сюрприз от Мальвины (мини-портрет Мальвины)