Цели:
- Организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о развитии авиации о появлении первых самолетов
- Содействовать осознанию ценности изучаемого материала.
- Создать условия для развития умения формировать проблему, предлагать пути её решения.
- Способствовать обогащению словаря учащихся.
- Раскрыть значение развития авиации, важность этой проблемы.
- Развивать у учащихся саму потребность в самовыражении через различные виды работы, учитывая индивидуальные способности учащихся.
- Воспитывать чувство гордости за наших предков, совершенствовать и развивать свой ум и сознание.
Оборудование:
- тексты для индивидуального чтения (Л. Н. Толстой «Рассказ аэронавта»);
- учебник «Окружающий мир. 3 класс»;
- рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать» №1;
- толковые словари С. И. Ожегова, В. И. Даля и т. д.;
- конверты с заданиями для групп;
- презентация (приложение 1)
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Спешите творить добро, доставить людям радость своим трудом.
Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Итак, начинаем урок окружающего мира.
II. Минутки чтения.
Слайд 2.
– Перед началом большой работы проведём трёхминутное чтение.
У каждого ученика на парте печатный текст Л. Н. Толстого «Рассказ аэронавта».
(после прочтения)
– О каком аппарате вы прочитали?
– Как он передвигается?
– Кто его создал?
III. Проверка домашнего задания.
– Как вы думаете, почему человек творит?
– Может ли человек жить, не трудясь и ничего не создавая?
– Дома вы готовили сообщения о первых изобретениях человека, расскажите нам об этом.
От каждой группы один ученик выступает с сообщением.
IV. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
Слайд 3.
– Говорят, что человек стал человеком тогда, когда посмотрел на небо и захотел полететь к звёздам. Наверное, это правда, ведь человек всегда шёл за своей мечтой.
Ученица. «Отчего люди не летают так, как птица? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
– Ребята, вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке? (о летательных аппаратах)
Слайд 4.
– Прочитайте тему урока. (тема урока: Как люди мечтали летать.)
– Сегодня на уроке мы узнаем о первых летательных аппаратах и их создателях-конструкторах. Предлагаю посетить рубрики. Назовите их.
Слайд 5.
V. Знакомство с новым материалом.
– Что общего у самолёта и птицы?
– Приглядываясь к природе, человек стал наблюдать, как летают птицы, как устроены их крылья. Для чего человеку нужны были эти наблюдения?
– Почему человек мечтал летать, как птица?
Слайд 6.
– В древних мифах рассказывается о людях, которые мечтали летать. Древние люди пытались летать на крыльях, сделанных из воска и перьев. Одним из них был Икар, который на таких крыльях пытался долететь до солнца, но воск растаял, Икар погиб. Другие, бросаясь с высоты с хрупкими самодельными крыльями, привязанными к спине, тоже разбивались на смерть или получали серьёзные увечья.
Постепенно стало приходить понимание того, что люди никогда не смогут летать, подражая птицам. Требовалось что-то принципиально новое. Известно, что такую идею первым высказал Роджер Бэкон (1214-1292): «Возможно изготавливать движители для полётов, в середине которых будет сидеть человек…»
В семнадцатом столетии человек занялся полётами на аппаратах, которые были легче воздуха, и начались первые полёты на воздушных шарах, наполненных горячим воздухом и водородом (газом).
– Что вы, ребята, можете рассказать о первых летательных аппаратах?
Слайд 7.
Ученик. Первый воздушный шар был построен двумя братьями-французами по фамилии Монгольфье. Они сделали шар из полотна с бумагой, напустив в него горячего воздуха: шар полетел 15 июня 1783 года.
Слайд 8.
Ученик. Первыми среди живых существ в воздухе были петух да баран, которых запустили на воздушном шаре. Шар поднялся и опустился благополучно.
Слайд 9.
Ученик. Первый пассажирский полёт на воздушном шаре состоялся 21 ноября 1783 года и продолжался всего 25 минут. Пилятр де Розье и маркиз Д’ Арланде пролетели 9 км над Парижем.
– Как назывался первый воздушный шар?
(АЭРОСТАТ)
Слайд 10.
– Найдите толкование этого слова в словаре. (ответы детей)
Слайд 11.
Ученик. Первая летающая модель машины, которая была тяжелее воздуха, появилась в 1804 году. Это был воздушный змей площадью 994 см2 с хвостовым оперением.
Слайд 12.
Ученик. 24 сентября 1852 года Генри Гиффард совершил полёт на аппарате, наполненном водородом, и оборудован паровым двигателем и пропеллером. Первый в мире дирижабль пролетел 28 км со скоростью быстро шагающего человека.
(слово ДИРИЖАБЛЬ)
– В переводе с французского, слово «дирижабль» означает «управляемый». В Великую Отечественную войну подобные аппараты охраняли небо от вражеских самолётов. Найдите объяснение слова «дирижабль» в толковом словаре.
Слайд 13.
Ученик. В 1849 году с холма был запущен планер, построенный Джорджем Кейли, причём на его борту находился 10-летний мальчик. Планер пролетел около 500 м.
(слово ПЛАНЕР)
– Почему на борт посадили мальчика? (ответы учащихся)
–Какое объяснение дает толковый словарь слову «планер»?
Слайд 14.
Ученик. В 1884 году русский изобретатель Александр Можайский построил тяжёлый самолет с паровым двигателем. У него были все основные части, как у современного самолёта: корпус, крылья, хвост, шасси.
Испытания заканчиваются неудачей, поэтому работы над самолётом Можайского запрещаются.
(слово САМОЛЁТ)
Как толковый словарь объясняет слово «самолет»?
– Что такое шасси? Обратитесь за помощью к толковому словарю. (ответы учащихся)
Слайд 15.
Ученик. В 1896 году доктор Самуэль Пиртонт Лэнгли осуществил успешный полёт на биплане с размахом крыльев в 5 м, покрыв расстояние в 925 м.
Слайд 16.
Ученик. 17 декабря 1902 года Орвил Райт завёл самодельный двигатель своего самолёта и поднялся в воздух. Он пролетел 36 метров. Это первый аэроплан, который пролетел в управляемом режиме.
(слово АЭРОПЛАН)
– Най дите толкование этого слова в словаре.
Слайд 17.
– Если вы хотите, ребята, узнать о первых летательных аппаратах более подробно и познакомиться со всеми изобретениями, я предлагаю вам прочитать книги: «Большая книга рекордов для детей» и «Рассказ аэронавта» Л. Н. Толстого.
VI. Физкультминутка.
Слайд 18.
Музыка во Вселенной. Инструментальная рок-группа «Зодиак» «В свете Сатурна». (запись на магнитофоне)
– Вы получили много информации. Я предлагаю вам закрыть глаза и под звуки музыки совершить путешествие на одном из этих летательных аппаратов. На каком, выберите сами.
(после воображаемого полёта)
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Мы поднимаемся всё выше, выше
VII. Работа с учебником.
Слайд 19.
– Вы у меня ребята любознательные, предлагаю совершить путешествие в «Этот удивительный мир…»
(самостоятельное чтение учащимися)
– О чём вы узнали?
– Как зовут лётчика, который на своём самолёте выполнил фигуру высшего пилотажа «мёртвую петлю»?
– Что вы ещё запомнили?
VIII. Рубрика «Картинная галерея».
Слайд 20.
– С какой целью мы посетим картинную галерею?
– Экскурсоводом на этом уроке у нас будет … (ф. и. учащегося).
Ученик. Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б. М. Кустодиев «Праздник на Неве».
Как вы думаете, какие чувства испытывал художник, создавая эту картину?
– По каким признакам вы это определили?
– Обратите внимание, праздник на реке Неве происходит в ночное время. Лучи яркого прожектора освещают ночное небо и маленький самолётик, который зовут в народе «этажеркой». Но недаром говорят «маленький да удаленький». Затаив дыхание, наблюдают люди за тем, как лётчики на этих маленьких летательных аппаратах выделывают в небе разные трюки. А ведь это – начало 20 века, и русская авиация делает только первые шаги!
– Скажите, почему самолёт называют «этажеркой»?
IX. Работа в группах.
Слайд 21.
– А сейчас работаем по группам.
(каждая группа получает конверты с заданиями)
1-я группа.
Разгадайте кроссворд.
- Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках.
- Летит птица-небылица, а внутри народ сидит.
- Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга.
- Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.
- У птиц ноги, а у самолёта…
(Ответы.
- Ковёр-самолёт.
- Самолёт.
- Ступа.
- Вертолёт.
- Шасси.)
2-я группа.
Рабочая тетрадь №1 стр. 30 задание 98.
3-я группа.
Работа с толковыми словарям. Найдите значения слов: аэростат, дирижабль, аэроплан, самолёт.
4-я группа.
Из данных слов выберите названия основных частей самолёта. (даны слова: корпус, крылья, хвост, шасси, туловище, лапы, клюв, руль.)
Проверка по группам.
X. Итог урока.
– Какой вывод вы можете сделать из того, о чём узнали на уроке?
(ответы учащихся)
Слайд 22.
– Продолжите предложение «Сегодня на уроке я узнал (а)…
Мне больше всего понравилось…»
XI. Рефлексия.
Слайд 23.
– Какое настроение у вас вызвал урок?
Посмотрите на рисунок и закрасьте того Пушистика красным карандашом, какое настроение у вас вызвал урок.
XII. Домашнее задание.
Слайд 24.
Группа А.
Подготовить сообщения о самолётах. Обратиться за помощью в библиотеку.
Группа В.
Учебник стр. 136-138.
Рисунок самолёта будущего.
Список используемой литературы.
- Артемова О. В., Балдина Н. А., Вологдина Е. В. И др. Большая энциклопедия открытий и изобретений / Науч. – поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007. 224с.
- Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2004. – 240с.
- Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой / авт. сост. О. А. Исакова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 158с.
- Островский А. Н. Избранные пьесы./ Вступит. статья В. Лакшина. – М.: Худож. лит., 1982. 471с.
- Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004. – 1200с.