Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Как люди мечтали летать"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о развитии авиации о появлении первых самолетов
  2. Содействовать осознанию ценности изучаемого материала.
  3. Создать условия для развития умения формировать проблему, предлагать пути её решения.
  4. Способствовать обогащению словаря учащихся.
  5. Раскрыть значение развития авиации, важность этой проблемы.
  6. Развивать у учащихся саму потребность в самовыражении через различные виды работы, учитывая индивидуальные способности учащихся.
  7. Воспитывать чувство гордости за наших предков, совершенствовать и развивать свой ум и сознание.

Оборудование: 

  • тексты для индивидуального чтения (Л. Н. Толстой «Рассказ аэронавта»);
  • учебник «Окружающий мир. 3 класс»;
  • рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать» №1;
  • толковые словари С. И. Ожегова, В. И. Даля и т. д.;
  • конверты с заданиями для групп;
  • презентация (приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Спешите творить добро, доставить людям радость своим трудом.

Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

Итак, начинаем урок окружающего мира.

II. Минутки чтения.

Слайд 2.

– Перед началом большой работы проведём трёхминутное чтение.

У каждого ученика на парте печатный текст Л. Н. Толстого «Рассказ аэронавта».

(после прочтения)

– О каком аппарате вы прочитали?

– Как он передвигается?

– Кто его создал?

III. Проверка домашнего задания.

– Как вы думаете, почему человек творит?

– Может ли человек жить, не трудясь и ничего не создавая?

– Дома вы готовили сообщения о первых изобретениях человека, расскажите нам об этом.

От каждой группы один ученик выступает с сообщением.

IV. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

Слайд 3.

– Говорят, что человек стал человеком тогда, когда посмотрел на небо и захотел полететь к звёздам. Наверное, это правда, ведь человек всегда шёл за своей мечтой.

Ученица. «Отчего люди не летают так, как птица? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

– Ребята, вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке? (о летательных аппаратах)

Слайд 4.

Прочитайте тему урока. (тема урока: Как люди мечтали летать.)

– Сегодня на уроке мы узнаем о первых летательных аппаратах и их создателях-конструкторах. Предлагаю посетить рубрики. Назовите их.

Слайд 5.

V. Знакомство с новым материалом.

Что общего у самолёта и птицы?

– Приглядываясь к природе, человек стал наблюдать, как летают птицы, как устроены их крылья. Для чего человеку нужны были эти наблюдения?

– Почему человек мечтал летать, как птица?

Слайд 6.

– В древних мифах рассказывается о людях, которые мечтали летать. Древние люди пытались летать на крыльях, сделанных из воска и перьев. Одним из них был Икар, который на таких крыльях пытался долететь до солнца, но воск растаял, Икар погиб. Другие, бросаясь с высоты с хрупкими самодельными крыльями, привязанными к спине, тоже разбивались на смерть или получали серьёзные увечья.

Постепенно стало приходить понимание того, что люди никогда не смогут летать, подражая птицам. Требовалось что-то принципиально новое. Известно, что такую идею первым высказал Роджер Бэкон (1214-1292): «Возможно изготавливать движители для полётов, в середине которых будет сидеть человек…»

В семнадцатом столетии человек занялся полётами на аппаратах, которые были легче воздуха, и начались первые полёты на воздушных шарах, наполненных горячим воздухом и водородом (газом).

– Что вы, ребята, можете рассказать о первых летательных аппаратах?

Слайд 7.

Ученик. Первый воздушный шар был построен двумя братьями-французами по фамилии Монгольфье. Они сделали шар из полотна с бумагой, напустив в него горячего воздуха: шар полетел 15 июня 1783 года.

Слайд 8.

Ученик. Первыми среди живых существ в воздухе были петух да баран, которых запустили на воздушном шаре. Шар поднялся и опустился благополучно.

Слайд 9.

Ученик. Первый пассажирский полёт на воздушном шаре состоялся 21 ноября 1783 года и продолжался всего 25 минут. Пилятр де Розье и маркиз Д’ Арланде пролетели 9 км над Парижем.

– Как назывался первый воздушный шар?

ЭРОСТАТ)

Слайд 10.

– Найдите толкование этого слова в словаре. (ответы детей)

Слайд 11.

Ученик. Первая летающая модель машины, которая была тяжелее воздуха, появилась в 1804 году. Это был воздушный змей площадью 994 см2 с хвостовым оперением.

Слайд 12.

Ученик. 24 сентября 1852 года Генри Гиффард совершил полёт на аппарате, наполненном водородом, и оборудован паровым двигателем и пропеллером. Первый в мире дирижабль пролетел 28 км со скоростью быстро шагающего человека.

(слово ДИРИЖАБЛЬ)

– В переводе с французского, слово «дирижабль» означает «управляемый». В Великую Отечественную войну подобные аппараты охраняли небо от вражеских самолётов. Найдите объяснение слова «дирижабль» в толковом словаре.

Слайд 13.

Ученик. В 1849 году с холма был запущен планер, построенный Джорджем Кейли, причём на его борту находился 10-летний мальчик. Планер пролетел около 500 м.

(слово ПЛАНЕР)

– Почему на борт посадили мальчика? (ответы учащихся)

–Какое объяснение дает толковый словарь слову «планер»?

Слайд 14.

Ученик. В 1884 году русский изобретатель Александр Можайский построил тяжёлый самолет с паровым двигателем. У него были все основные части, как у современного самолёта: корпус, крылья, хвост, шасси.

Испытания заканчиваются неудачей, поэтому работы над самолётом Можайского запрещаются.

(слово САМОЛЁТ)

Как толковый словарь объясняет слово «самолет»?

– Что такое шасси? Обратитесь за помощью к толковому словарю. (ответы учащихся)

Слайд 15.

Ученик. В 1896 году доктор Самуэль Пиртонт Лэнгли осуществил успешный полёт на биплане с размахом крыльев в 5 м, покрыв расстояние в 925 м.

 Слайд 16.

Ученик. 17 декабря 1902 года Орвил Райт завёл самодельный двигатель своего самолёта и поднялся в воздух. Он пролетел 36 метров. Это первый аэроплан, который пролетел в управляемом режиме.

(слово АЭРОПЛАН)

– Най дите толкование этого слова в словаре.

Слайд 17.

Если вы хотите, ребята, узнать о первых летательных аппаратах более подробно и познакомиться со всеми изобретениями, я предлагаю вам прочитать книги: «Большая книга рекордов для детей» и «Рассказ аэронавта» Л. Н. Толстого.

VI. Физкультминутка.

Слайд 18.

Музыка во Вселенной. Инструментальная рок-группа «Зодиак» «В свете Сатурна». (запись на магнитофоне)

Вы получили много информации. Я предлагаю вам закрыть глаза и под звуки музыки совершить путешествие на одном из этих летательных аппаратов. На каком, выберите сами.

(после воображаемого полёта)

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Мы поднимаемся всё выше, выше

VII. Работа с учебником.

Слайд 19.

Вы у меня ребята любознательные, предлагаю совершить путешествие в «Этот удивительный мир…»

(самостоятельное чтение учащимися)

– О чём вы узнали?

– Как зовут лётчика, который на своём самолёте выполнил фигуру высшего пилотажа «мёртвую петлю»?

– Что вы ещё запомнили?

VIII. Рубрика «Картинная галерея».

Слайд 20.

С какой целью мы посетим картинную галерею?

– Экскурсоводом на этом уроке у нас будет … (ф. и. учащегося).

Ученик. Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б. М. Кустодиев «Праздник на Неве».

Как вы думаете, какие чувства испытывал художник, создавая эту картину?

– По каким признакам вы это определили?

– Обратите внимание, праздник на реке Неве происходит в ночное время. Лучи яркого прожектора освещают ночное небо и маленький самолётик, который зовут в народе «этажеркой». Но недаром говорят «маленький да удаленький». Затаив дыхание, наблюдают люди за тем, как лётчики на этих маленьких летательных аппаратах выделывают в небе разные трюки. А ведь это – начало 20 века, и русская авиация делает только первые шаги!

– Скажите, почему самолёт называют «этажеркой»?

IX. Работа в группах.

Слайд 21.

А сейчас работаем по группам.

(каждая группа получает конверты с заданиями)

1-я группа.

Разгадайте кроссворд.

  1. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках.
  2. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит.
  3. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга.
  4. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.
  5. У птиц ноги, а у самолёта…

(Ответы.  

  1. Ковёр-самолёт.
  2. Самолёт.
  3. Ступа.
  4. Вертолёт.
  5. Шасси.)

2-я группа.

Рабочая тетрадь №1 стр. 30 задание 98.

3-я группа.

Работа с толковыми словарям. Найдите значения слов: аэростат, дирижабль, аэроплан, самолёт.

4-я группа.

Из данных слов выберите названия основных частей самолёта. (даны слова: корпус, крылья, хвост, шасси, туловище, лапы, клюв, руль.)

Проверка по группам.

X. Итог урока.

– Какой вывод вы можете сделать из того, о чём узнали на уроке?

(ответы учащихся)

Слайд 22.

Продолжите предложение «Сегодня на уроке я узнал (а)…

Мне больше всего понравилось…»

XI. Рефлексия.

Слайд 23.

Какое настроение у вас вызвал урок?

Посмотрите на рисунок и закрасьте того Пушистика красным карандашом, какое настроение у вас вызвал урок.

XII. Домашнее задание.

Слайд 24.

Группа А.

Подготовить сообщения о самолётах. Обратиться за помощью в библиотеку.

Группа В.

Учебник стр. 136-138.

Рисунок самолёта будущего.

Список используемой литературы.

  1. Артемова О. В., Балдина Н. А., Вологдина Е. В. И др. Большая энциклопедия открытий и изобретений / Науч. – поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007. 224с.
  2. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2004. – 240с.
  3. Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой / авт. сост. О. А. Исакова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 158с.
  4. Островский А. Н. Избранные пьесы./ Вступит. статья В. Лакшина. – М.: Худож. лит., 1982. 471с.
  5. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004. – 1200с.