Как известно, русский язык - один из самых сложных языков. Успешное овладение им требует определенных усилий не только со стороны обучающегося, но в первую очередь, со стороны учителя. Заинтересовать, увлечь, показать, что язык – это живой организм, развивающийся по своим законам и правилам, - задача не из легких. Именно восприятию языка как четко функционирующей системы, а не свода разрозненных, не поддающихся объяснению правил, я пытаюсь научить детей. В своей работе использую учебный комплекс под руководством профессора В.В.Бабайцевой.
В пятом классе, помимо рабочих, контрольных, творческих тетрадей, мы обязательно заводим тетрадь- справочник. Подобные тетради - не редкость у учителей- словесников. Хочется поделиться опытом работы с данным справочником.
Справочник представляет собой общую тетрадь в клетку (не менее 96 листов), состоящую из двух разделов: словарь, о нем чуть ниже, и справочник. В данной тетради учащиеся работают в течение всего курса изучения русского языка.
Работа начинается дома с нумерации страниц. Это важное дело, потому что в дальнейшем изучаемый материал будет располагаться строго в соответствии с местом “проживания”.
На следующих уроках ребята знакомятся с назначением и построением словаря-справочника. Под руководством учителя заполняется содержание словаря- справочника. Нумерация страниц и оглавление помогают детям легко и быстро ориентироваться в изучаемом материале.
Итак, что представляет собой словарь- справочник?
Первые двадцать пять страниц тетради - это словарь. Он состоит из трех разделов: 1) Мои ошибки. 2) Пиши правильно. Запомни. 3)Говори правильно. ( Подробно о словаре чуть позднее).
Остальные страницы отданы под справочник. Как идет распределение материала в справочнике? Материал распределен по разделам, каждому разделу в справочнике определены свои страницы.
Разделы науки о русском я зыке |
страницы |
1) Фонетика. Графика | 25- 30 |
2) Морфемика (словообразование)- | 31-35 |
3) Лексика и фразеология- | 36- 40 |
4) Морфология- | 41- 94 |
а) имя существительное | 41- 46 |
б) имя прилагательное | 47- 52 |
в) имя числительное | 53-58 |
г) местоимение | 59- 64 |
д) глагол | 65 -69 |
е) наречие | 70- 73 |
е) причастие | 74- 79 |
ж) деепричастие | 80 - 82 |
з) предлог | 83 – 85 |
и) союз | 86 - 89 |
й) частица | 90 - 92 |
к) междометие | 93 - 94 |
5) Орфография. ( Хотя орфография неразрывно связана с вышеперечисленными разделами, но мы выделяем ее отдельно. Этот раздел в справочниках получается самым интересным) | 95- 125 |
6) Синтаксис. Пунктуация | 126 -156 |
Последний крупный блок, которому отдано около тридцати страниц, посвящен развитию речи. Здесь мы работаем по учебнику “Русская речь”. Основные разделы этого блока: “Речь”, “Текст”, “Стили речи”, “Типы речи”. (Отдельно раздел “Стилистика” не выделяем). Сюда мы записываем основные понятия, чертим таблицы и схемы, относящиеся к данным разделам.
И завершает словарь- справочник оглавление.
При заполнении справочника мы используем опорные схемы, таблицы не только известных методистов (например, Ю.С. Меженко), но и свои собственные находки. Учащиеся с большим интересом включаются в поиск наиболее оптимальных и эффективных форм изложения теоретического материала, предлагают свои варианты опорных сигналов, схем, рисунков.
Каждый раздел справочника начинается с его названия, выделенного красными крупными буквами. Чуть ниже – определение названия данного раздела. Например, Фонетика (от греч. “фоне”- звук) – раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Далее в этом разделе идет классификация звуков речи, их характеристика. Записываются фонетические процессы, происходящие в слове, (оглушение, озвончение, стяжение, выпадение, смягчение, редукция). Дается их краткий комментарий. С данными понятиями учащиеся знакомятся уже в пятом классе. В этом же разделе дается отличие звука и буквы, значение букв е, е, ю, я. Вместе звуки и буквы? Фонетика и графика у нас тоже вместе. Все, что касается правописания (обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака, мягкий знак после шипящих, гласные после ц и т.д.), мы выносим в раздел “Орфография”.
Раздел “Орфография” у нас самый веселый и красивый. Здесь, помимо традиционных таблиц и схем, буйство фантазии: тут и цветочки, и елочки, и бабочки, и домики, и мячики… Согласитесь, гораздо интереснее запоминать правило в форме цветочка, а не заключенное в траурную рамку.
Так, например, орфограмма “н и нн в суффиксах прилагательных” имеет в справочнике вид новогодней празднично украшенной елочки, вместо игрушек - буковки, а орфограмма “гласные после шипящих” - в виде красивой бабочки.
В дальнейшем, изучая какой – либо материал, ребята с легкостью определяют, к какому разделу отнести ту или иную тему; учатся систематизировать материал, видят в языке систему. Справочник оказывает эффективную помощь при повторении, обобщении изученного материала, т.к. в кратком, сжатом виде тут изложен почти весь курс русского языка. Даны обобщающие таблицы.
Также большую помощь в работе оказывает словарь. С годами (имеются в виду годы педагогической деятельности) он претерпел значительные изменения. В последние годы словарь начинаю разделом “Мои ошибки”. Были попытки выписывать допущенные ошибки на специальные листочки, использовать вместо закладок и всегда иметь перед глазами - листочки бесследно исчезали, терялись. Заводили блокнотики для работы над ошибками, выписывали туда все ошибки, допущенные в контрольных, творческих, рабочих тетрадях. Блокнотики забывались дома. Теперь мы выписываем ошибки в толстую общую тетрадь, которая всегда с нами (все в одном месте: и словарь, и справочник). Ошибки выписываются в таблицу, которая имеет следующий вид:
Число | Вид работы | Допущенные ошибки |
Каждой ошибке – отдельная строка. Обязательно выделяется орфограмма и часть слова, где допущена ошибка. Если есть проверочное слово, подбирается; объясняется орфограмма, если правило известно. Почти каждое домашнее задание в любом классе начинается с работы над ошибками. Подобный вид работы требует от детей самостоятельности, ответственности и хорошего знания учебного материала, поэтому в классах компенсирующего обучения слово только выписывается и обозначается ошибка, затем заучивается. Регулярно с данными словами проводятся разнообразные словарные диктанты.
Следующий раздел словаря – “Пиши правильно. Запомни”.
Тетрадный листок делится на две половины. В правую часть записываются слова, которые вызывают сложности при написании, так называемые словарные слова. В левую часть – подобные слова, но большей частью заимствованные или старославянские, имеющие этимологию. Слова с переводом записываем в левую часть страницы, указывая язык, из которого слово заимствовано.
Словарные слова и слова, в которых допускаются ошибки, активно используются в различных видах работы на уроках, заучиваются. Регулярное употребление данных слов обогащает речь учащихся, помогает избежать ошибок в дальнейшем.
Последний раздел словаря – “Говори правильно”.
В этот раздел записываются слова, в которых нарушаются произносительные нормы; обязательно проставляется ударение, при необходимости слово записывается в транскрипции.
Таким образом, данный словарь – справочник оказывает неоценимую помощь при изложении теоретического материала, повторении изученного материла, приведении знаний в систему и при подготовке учащихся к экзаменам.
Предлагаю вашему вниманию урок с использованием словаря – справочника по теме
“Правописание корней с чередованием гласных е - и” (5 класс)
Цель:
1) Вспомнить фонетику, фонетические процессы, происходящие в слове, морфемику.
2) Повторить правописание проверяемых, непроверяемых, чередующихся гласных а – о в корне слова.
3) Познакомиться с чередованием гласных е - и в корне слова.
4) Закрепить на письме правописание чередующихся гласных е – и в корне слова.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Повторение изученного.
На доске даны слова. В каких словах совпадает количество букв и звуков?
Коснусь, заря, растение, положиться. (В слове “заря” - 4 б.,4 зв.)
-Какой фонетический процесс мы наблюдаем в слове “положиться”? (Стяжение и редукцию)
- Какой общий для всех слов фонетический процесс наблюдаем в остальных словах? (Редукцию – ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции, что ведет к ошибкам в написании)
-Что общего во всех этих словах? Какие правила нужно знать, чтобы не ошибиться в написании гласных в корнях данных слов?
-Давайте вспомним правописание корней с безударными гласными. (Устное повторение)
- На доске один из учащихся заполняет сводную таблицу с примерами “Безударные гласные в корне слова”
Проверяемые гласные | Непроверяемые гласные | Чередующиеся гласные |
- Для остальных в это время проводится эстафета “Самый грамотный и быстрый ряд”.
С первой парты на последнюю и обратно передается по рядам листок с заданной орфограммой. Чей ряд быстрее и грамотнее запишет слова с заданной орфограммой, тот и победил. У каждого ряда своя орфограмма.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | 4 ряд | 5 ряд | 6 ряд |
проверяемые | непроверяемые | -лаг- | -кас- | -гар- | -раст- |
безударные гласные | безударные гласные | ( -лож- ) | ( -кос-) | (-гор-) | ( -ращ-) - рос- |
- Подведение итогов эстафеты, анализ допущенных ошибок. Выводы по таблице.
III.Изучение нового материала.
- Конструирование предложения. ( Запись предложения по ходу диктовки, один человек у доски).
- Из предложения На стволе сосны были видны капельки смолы взять подлежащее (“капельки”).
- Из предложения Утренняя роса - лучшее лекарство от болезней взять подлежащее, поставив его в родительном падеже (“росы”).
- Из предложения Снег блестел в лучах зимнего солнца взять сказуемое, согласовав его с подлежащим в роде и числе (“блестели”).
-Из предложения Зимой солнце поднимается невысоко над горизонтом взять подлежащее, употребив как обстоятельство места с предлогом на (“на солнце”).
Полученное предложение: Капельки росы блестели на солнце.
-Подберите однокоренные глаголы к сказуемому предложения (блестели – блистали – блещут).
-Какие изменения заметили? (Происходит чередование гласных и согласных в корне слова: и//е, ст//щ)
Вывод: В корнях однокоренных слов
чередуются не только гласные а - о, но и
гласные е – и.
- На полях учебника указаны корни, где происходит чередование гласных е - и. Хором зачитать их.
- От чего зависит выбор гласных е - и?
Вывод: В корнях с чередованием гласных е – и пишется и, если после корня идет суффикс –а-.
В остальных случаях пишется е.
- Дорисовать к цветочку (орфограмма “Правописание корней с чередованием гласных а – о”) стебелек с листочками. В листочках размещаем корни, в которых происходит чередование гласных е – и. Обозначаем орфограмму. К каждому корню подбираем глагол, записываем рядом с корнем, обозначая орфограмму и выделяя корень. Делаем вывод. (Образец рисуется учителем на доске.)
IV.Закрепление изученного.
- Физкультминутка.
- Называются слова с чередующимися гласными е – и в корне слова. Если пишется и, встают ребята, сидящие на 1 варианте; хлопок над головой. Если пишется е, встают сидящие на 2 варианте; хлопок перед собой.
Блестеть, выжигание, запереть, растереть, прижигание, расстелется, задирать, постелить, пробираться, опереться, обмереть, замирать, запру.
- Почему никто не встал, когда называлось последнее слово “запру”? (Беглая гласная)
- Работа по карточкам.
- Даны 6 групп слов с чередованием гласных в корнях слов. В распределении слов по видам орфограмм допущены ошибки. Выписать слова с заданной орфограммой, добавить 2-3 своих примера.
1)Сл..гаемое, пол..гаться, предпол..жить, р..сток, з..ря,---;
2)подр..сли, ср..статься, возр..ст, прир..сли, к..снуться,---;
3)к..снуться, прил..жение,перег..реть,соприк..саться,прик..сновение, к..саться,---;
4)соб..рание, сд..рать, подп..рать,предл..гать, ст..реть,---;
5)з..рницы, з..рька, скл..нение, з..ревой, бл..стать, отр..сль, заг..рать, ---;
6)прог..реть, дог..рает, соб..ру, выг..рать,приг..рать,к..сание,---.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | 4 ряд | 5 ряд | 6 ряд |
-лаг- (-лож-) |
-раст- ( - ращ-) -рос- |
чередующиеся - гласные и - е | -кас- (-кос-) |
-гар- (-гор-) |
-зор- ( -зар-) |
- Диктант “Проверь себя”. (Автор – учитель)
На пригорке росли акация и куст крыжовника. Сюда пришел и расположился желтенький цыпленок Цып. Цыпленок посмотрел на циферблат солнца и зажмурился. Внезапно раздался шорох и послышался шепот. Цып замер. Это росток акации негромко переговаривался с крыжовником. По жердочке прямо к Цыпу пробирались две черные ящерицы. Цып не испугался, он узнал своих друзей.
- Графически обозначить орфограммы: “ Чередующиеся гласные в корне слова”, “и – ы после ц”, “е – о после шипящих в корне слова”.
V. Итог урока.
Домашнее задание: с.100 (справочник), с. 62 (“Теория”), упр. 628 (“Практика”).