Урок-путешествие "Мы знаем все буквы!"

Разделы: Начальная школа


Цель и задачи:

  • Закрепить знания учащихся об изученных буквах;
  • формирование навыков осознанного правильного выразительного чтения.
  • Развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей.
  • Воспитание интереса к чтению, чувства коллективизма, взаимопонимания, уважения друг к другу.

Оборудование:

  • тренажеры по чтению,
  • карточки лото,
  • карточки с буквами,
  • билетики для букв,
  • тренажеры для глаз,
  • учебник.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

1, 2 - выше голова,
3, 4 - плечи шире,
5, 6 - тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Закрепление опорных знаний.

Ребята, мы с вами выучили все буквы русского алфавита. Хорошо потрудились. Поэтому сегодня я предлагаю немного отдохнуть. А как вы отдыхаете? А теперь угадайте, как будем отдыхать мы.

Учащимся предлагается прочитать слово, зашифрованное в карточке. Учитель направляет учащихся к каждой следующей букве: первая буква выделена красным цветом, затем три клеточки вправо, одна вниз, две вниз, две влево, три вверх, одна вправо, две вниз, две влево, одна вверх, две вправо.

П Е С У
И Я Е Т
В Б Т Ж
М Ш Н Е

Получилось слово - путешествие.

Правильно, мы будем путешествовать. А как можно путешествовать?

А вот мы с вами отправимся в небольшое путешествие на паровозике. Но поедем мы не одни, с собой мы позовем все буквы, которые изучили.

Проводится работа с тренажерами по чтению.

В П Р Т

М Р Д Н

Ж Г К С

Н Ш В Б

Р Д Н В

К Л Д Т

Ж К В С

Л М К Р

В К П Г

Ш С Л Т

М В П Д

Б В С Н

Б Ж Н К

С П Р Л

Д Т В Г

Ш В М Д

Учащиеся сначала работают в парах - поочередно называют согласные буквы, написанные на листочках. Затем они читают слоги с этими буквами с той гласной, которая прилагается к карточке. У каждой пары своя гласная. Затем объединяются в группы, и каждая пора читает свои слоги.

Молодцы! Буквы мы позвали. Они купили билет и пришли к поезду, но поспешили и перепутали билеты. Поможем буквам найти свой вагон и место.

Игра "Билетик для буквы".

Учитель показывает билет, на котором указаны вагон (синий или красный, в зависимости от того, какая это буква гласная или согласная), полка (верхняя, если гласная указывает на мягкость согласного, либо - это звонкий согласный; нижняя, если гласная указывает на мягкость согласного, либо - это глухой согласный); место (красное, если звук гласны; зеленое и красное, если звук гласный йотированный; синее, если звук согласный твердый; зеленое, если согласный мягкий; синее и зеленое, если звук может быть и твердым и мягким, белые билеты получают твердый и мягкий знаки).

А теперь все удобнее усаживайтесь на своих местах. Вот уже слышен паровозный гудок (делается глубокий вдох, а на выдохе все произносят: "Ту - у - у!"), закрываются двери (снова вдох, а на выдохе: "С -с -с"), и поезд начинает ход (вдох, выдох: "Ш - ш - ш!).

Поезд набирает ход.

Физкультминутка.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат, (руками показывают движение колес поезда)

А в поезде нашем (разводят руки в стороны)

Ребята сидят. (поворачивают голову в разные стороны)

Поезд так быстро мчится, что я даже не успеваю читать различные вывески и названия за окном. Попробуем это сделать вместе.

Игра " Три О".

(Учащимся предлагаются карточки со словами, в которых пропущены три буквы О. Они должны угадать слово. Чтение орфографическое и орфоэпическое).

М Л К

Д Л Т

Х Р Ш

П Л Т Н

В Л С К

М Л Т К

Наш поезд продолжает путь, настало самое время завести разговор с соседями.

Разучивание скороговорки.

- Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
|- Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

(Дети рассказывают скороговорку по ролям, с выделением звука п , шепотом)

А теперь самое время поиграть с соседями в лото.

Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает карточку с шестью предложениями. Дети читают предложения. Затем учитель читает карточки с предложениями, а дети должны найти их у себя на карточке. Затем кто-то из группы читает предложения.

А можно ли эти предложения считать текстом? Почему?

Если все предложения собраны правильно, то, перевернув карточки, дети смогут собрать картинку.

Ребята, прочитайте слово, которое у вас получилось. Найдите схему, которая подходит к вашему слову, а под каждой буквой поставьте точку цветным карандашом, определяя звук, который она обозначает.

Дети делают звукобуквенный анализ каждого слова.

Наш поезд мчится вперед. А что же там за окошком?

Гимнастика для глаз: посмотреть вдаль, затем на деревья перед окном.

Какое время года у нас за окошком?

А сейчас каждый из вас придумает слово, относящееся к зиме. Составьте предложения с этими словами.

Какая сегодня погода на улице? Послушайте, какое стихотворение написал Юрий Коваль. (Учебник "Русская азбука" с. 204)

Учитель читает стихотворение.

О чем это стихотворение? Прочитайте его сами.

Жужжащее чтение, затем чтение по цепочке.

Работа над выразительностью.

А если бы вы были художниками, то какую бы взяли краску для того, чтобы нарисовать метель?

Работа с тренажером для глаз: метель - глазками по синим кружочкам, метель пришла в сосновый лес - по зеленым, вдруг выглянуло солнышко - по желтым, ослепило глазки - по красным.

Пока весь класс работал по тренажеру, нескольким учащимся было дано задание составить "живую" картинку по одной из строчек стихотворения. Остальные дети должны узнать какую строчку "нарисовали". А затем - инсценировка всего стихотворения.

Возможно, что когда вырастет кто-нибудь из вас станет настоящим поэтом и сам напишет стихи. А сейчас попробуем придумать рифмы к словам.

  • Рак - (мак)
  • Роса - (коса)
  • Рама - (мама)
  • Речка - (печка)

Молодцы! Нам пора уже возвращаться. Наш паровозик поворачивает домой.

Ш. Итог урока.

Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего заинтересовало? Что вызвало затруднение?