Истинный человек или сын
Отечества есть одно и то же.
А.Н.Радищев.
I
Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.
Патриот, по Далю, - " любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб".
А в философском словаре "патриотизм" - определяется как нравственный и политический принцип.
Патриотическое воспитание существовало во все времена.
Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе.
Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.
В.А Сухомлинский писал: " Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины."
Для достижения этих задачи имеют богатейшие возможности уроки литературы и русского языка.
Детские книги щедро утоляют потребность ребёнка любить родную страну. Какое наслаждение ему доставляет дивная поэзия о русской природе, каким упоением и блаженством наполняется его сердце при чтении книг о доблести и тех, кто старается для Отечества сегодня.
Приобщаясь к ценностям русского народа, знакомясь с историей развития языка и речи, дети получают возможность осмыслить язык как величайшее творение человечества.
Фольклор является благодатным источником и опорой в деле патриотического воспитания.
Так работая по теме "Народная мудрость", дети узнают, что у нашего народа есть " живой цветок" , который сказки сказывает, учит, потешает и поет, Особенно велика ценность фольклора потому, что он дает детям понятия о жизни человека и общества. В фольклоре отражается целостная культура народа, которая многогранна: это весь быт, традиционные занятия и народные игры, праздники, обряды.
Ярко выражено отношение народа к Родине в пословицах. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность , точность. Они становятся добрыми помощника при изучении нового материала, при закреплении, способствуют расширению словарного запаса у детей и воспитывают высокое чувство к родной земле . Поражает вездесущность пословиц- они касаются всех предметов, поэтому работу проводим на всех уроках. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого, переносного значения, заучивание пословиц. После работы над смысловым значением даем задание списать, вставить пропущенные буквы.
Ж....ть - Родине служ.ть.
Сам погибай, а товарищ. выруч.й.
Герой умирает, а слава его ж...вет.
Ж.знь правде посвещ.й.
После сопоставления разделительного мягкого знака и ь знака- показателя мягкости дети получают задание: сначала выписать слова с разделительным ь знаком, а потом пословицы с ь - показателем мягкости.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Ручьи сольются - река , люди соединятся - сила.
Береги землю родимую как мать любимую.
При изучении слов с непроизносимыми согласными
использовали такие пословицы :
Кто храбро сражается в бою, тот честно
защищает Родину.
Ни в одной из форм языкового творчества народа , указывал К.Д.Ушинский ,не проявляется так ум народа ,национальная история , быт, мировоззрение , как в пословицах.
- Глупа та птица, которое свое гнездо не мило :
- Родной дом дороже золота. и другие..
Дети заучивают пословицы, составляют мини - сочинения ( с включением пословиц на тему: Моя Родина", " Мой родной город", " Что бы я рассказала иностранцу о своем городе", рисуют рисунки.
Загадки - великолепный " школьный материал", они учат говорить ярко, образно, просто. Ребятам нравится процесс загадывания и отгадывания, который является игрой, своеобразным соревнованием.
Велика роль школьного музея "Русская изба" - осуществление связи поколений, познание традиций, культуры.
Дети узнали о такой характерной особенности русского быта - здоровье человека и все доброе в доме связывается с печью
Печь - никому не могла причинить зла.
Если хотите побывать в сказке - посетите наш музей "Русская изба", где собраны коллекция произведений народного искусства.
Каждый экспонат музея, будь то старинная прялка, или художественные изделия передают интересную историю о жизни нашего народа. Это такое благодатное поле для патриотического воспитания.
В музее был проведен урок - конкурс
- "Знаток малых жанров русского фольклора";
- Развлекательно-познавательная игра"Вечер в деревне",
- Конкурс чтецов "Нет в мире краше Родины нашей".
Важно сформировать представление школьников о том, что, сочиняя сказки, слагая былины, люди желали сохранить и передать потомкам накопленные знания.
II
Важную роль в развитии нравственного воспитания играет музей боевой славы. Несколько бесед и экскурсий проведенных там, позволили детям осознать необходимость чтить традиции, помнить своих героев. (Урок России, урок мужества, ролевая игра "Ваши права", книга памяти " Герои живут среди нас".)
Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе.
Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое значение.
В произведениях И. Бунина, С.Есенина, А Пушкина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у младших школьников собственное понимание жизненных ценностей.
К стихотворениям учащиеся позволяют самостоятельно делать выводы, выражать свое нравственное отношение к природе и передавать в рисунке.
Знакомя с творчеством М.Есенина, ребята узнали, что природа - любимый герой поэта.
"Русь моя , деревянная Русь! - обращался Есенин к родной стране.
Встреча со стихами "Береза", "Черемуха", "Клен ты мой опавший", "Пороша" пробудила интерес у детей к стихам С.Есенина. Дети узнали, что в растительном мире С. Читая стихотворение "Береза", дети заинтересовались образом есенинской берёзы и провели исследование стихов, обобщили свой собранный материал.
Ребята узнали, что в растительном мире С.Есенина представлено 20 пород деревьев.
С работой "Образ деревьев в стихах Есенина", выступила Светлана на школьном НОУ. (Приложение 1)
III
Материал учебника русского языка насыщен произведениями русских поэтов, писателей, воспевающих красоту родной природы. Все эти упражнения помогают воспитывать любовь к природе, к Родине.
Стихотворные тексты использую для:
- орфографических минуток и письма по памяти;
- определения падежа,
- частей речи,
- спряжения глаголов.
- объяснения орфограмм;
Кусты в серебряных серёжках
Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам.
Использую ещё и такие задания:
- написание изложений
- написание сочинений по картине
- написание сочинений с элементами рассуждения
- сочинения по наблюдениям
Необходимо отметить, что язык теснейшим образом связан с культурой: он прорастает в неё, развивается в ней и выражает её.
Заключение.
Формирование истинного патриота своей Родины - дело благодатное, значимое. И серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от этой работы! А главное убеждаешься и веришь в то, что дело не пропадет даром.