8 класс. Работа в группах
Цели и задачи: Сформировать представление об особенностях географического положения, рельефа, климата, водных ресурсов, животного и растительного мира Западной Сибири через установление взаимозависимости между природными компонентами;
совершенствовать умение работать с различными источниками географической информации, включая электронные учебники.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
- Вводная беседа и постановка задач урока.
В процессе вводной беседы учитель мотивирует учащихся на получение новых знаний.
Учитель.
–На предыдущих уроках мы познакомились с Уралом, подробно рассмотрели природный район, на территории которого проходит граница между Европой и Азией.
Сегодняшний урок мы начнём словами поэта А.Твардовского из поэмы “За далью-даль”:
Ура! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань…
А за Уралом -
Зауралье,
А там своя, иная даль.
- Посмотрите на карту и скажите, как же называется эта “даль”, расположенная к востоку от Урала?
Да, за Уралом начинается Сибирь!
Раньше само это слово холодило сердца людей, наводило ужас на них, ибо с ним было связано представление о каторге и ссылке. Недаром раньше говорили: “Кто в Сибири не бывал, тот и горя не видал”.
Сейчас мало кто не знает о Западной Сибири, т.к. там добываются российский газ и нефть. А что собой представляет природа Западной Сибири? У большинства эти представления ассоциируются с бескрайней тайгой и болотами. Однако это не совсем так.
Перед нами стоит задача – изучить природу Западной Сибири, её богатства и условия их освоения.
- Распределение учащихся по группам и получение ими заданий.
Класс делится на 5 групп (по 5-6 человек), каждой группе выдаётся памятка – инструктаж по выполнению работы в группах, листок с заданием.
Инструктаж выполнения работы в группах.
1. Изучение дидактического материала.
2. Распределение заданий в группе.
3. Выполнение заданий и совместное выполнение картосхем.
4. Подготовка к докладу.
5. Выступление представителя группы с результатами работы.
6. Подведение итогов.
3. Работа детей в группах над составлением сообщения по заданию.
- Работать будете в группах: картографы, геологи, гидрологи, климатологи и биологи.
Задания и различные источники информации (карты, таблицы, справочники, учебники, электронные учебники по географии) лежат на столах.
Ваша задача – подготовить сообщение о ГП, рельефе, климате, водных ресурсах и природных зонах Западной Сибири, используя различные источники географической информации. Но сначала
ознакомьтесь с памяткой-инструктажем по работе в группах.
(Учитель помогает детям ориентироваться в источниках информации, строить последовательное сообщение, обращать внимание на важные факты в ответе и выделять их.)
1 группа. Картографы.
Задание.
1. Определите ГП Западной Сибири.
2. Какова протяжённость равнины по широте и долготе?
3. Какова площадь равнины?
4. Определите границы равнины.
5. Запишите в тетрадь отличительные особенности ГП Западной Сибири.
Сообщения учащихся.
Вывод:
- большая протяжённость по широте и долготе;
- огромные размеры (??? место в мире);
- расположенность в умеренных и частично полярных широтах;
- удалённость от Атлантического и Тихого океанов;
- “открытость” к Северному Ледовитому океану;
Учитель.
-О том, как эти черты ГП сказываются на формировании природных условий равнины, мы узнаем от представителей следующих групп.
- Равнина, равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север,
Равнина – на юг.
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
Такие строки о равнине написал поэт Фролов. Так ли на самом деле?
2 группа. Геологи.
Задание.
- На какой тектонической структуре расположена Западно-Сибирская равнина?
- По карте атласа определите, в какие эры формировался рельеф равнины.
- По карте определите абсолютные высоты равнины.
- Почему рельеф плоский?
- Какое влияние на рельеф оказал ледник?
- Что такое Сибирские Увалы?
Сообщения учащихся.
Вывод:
Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, результатом формирования которого явились рыхлые отложения рек и древнеледниковые наносы, которые перекрыли сравнительно ровную плиту палеозойской складчатости мощным мезозойско-кайнозойским осадочным чехлом.
История формирования современного рельефа Западно-Сибирской равнины – яркий пример взаимодействия внутренних и внешних процессов Земли.
Итак, рельеф равнины:
- низкий;
- плоский;
- слабо расчленённый.
Учитель.
- Какой же климат в настоящее время над равниной и какие причины его определяют?
3 группа. Климатологи.
Задание.
- По карте определите температуры января и июля на севере и на юге равнины.
- Определите изменение температуры, осадки и испаряемость в Западной Сибири с запада на восток.
- Определите изменение температуры, осадки и испаряемость в Западной Сибири с севера на юг.
- Запишите причины, определяющие климат Западной Сибири.
Сообщения учащихся.
Вывод:
Причины, определяющие климат равнины.
- Равнина расположена в умеренных широтах, а северная часть заходит за Северный Полярный круг,
- Удалённость от Атлантики, т.е. ослабление влияния Атлантического океана, который снабжает материк влагой (умеренный морской воздух приносят циклоны). Здесь же на их пути Уральские горы.
- Западно-Сибирская равнина открыта ветрам Северного Ледовитого океана, следовательно арктический воздух проникает на юг, вызывая летом понижение температуры до заморозков, а на север легко продвигается сухой, тёплый воздух с Казахстана и Средней Азии.
- Зима в Западной Сибири холоднее, чем на Русской равнине, т.к. зимой над Монголией формируется мощный Сибирский антициклон, следовательно, его влияние сказывается на погоде Западной Сибири – морозная, сухая.
следовательно, на севере климат субарктический с холодной ветреной зимой и прохладным летом.
Итак, климат равнины континентальный, достаточно суровый.
Учитель.
- Почему в Западной Сибири снега выпадает за зиму меньше, чем на Русской равнине, а толщина снежного покрова больше?
Учащиеся.
- В Западной Сибири не бывает оттепелей, снег выпадает осенью и не тает до весны, т.к. Атлантика не согревает зимой Сибирь.
4 группа. Гидрологи.
Задание.
- Определите, к бассейну какого океана относятся реки Западной Сибири. Почему?
- Самая крупная река Западной Сибири – Обь. Найдите истоки реки, её притоки.
- Почему реки Западной Сибири имеют медленное течение?
- Почему весной Обь разливается на десятки километров?
- Найдите на карте крупное озеро Западной Сибири.
- Укажите причины заболоченности равнины.
Сообщения учащихся.
Вывод.
- Реки Западной Сибири относятся к бассейну Северного Ледовитого океана , текут по
- Притоки Оби – Иртыш, Ишим, Тобол, Северная Сосьва.
- Равнина плоская, уклон маленький, поэтому реки Западной Сибири имеют медленное течение.
- Обь разливается весной на десятки километров, т.к. маленький уклон, замедлен сток,
- Крупное озеро равнины – Чаны.
- Причины заболоченности равнины:
- плоский рельеф;
- многолетняя мерзлота;
- торфяные почвы (удерживают влагу);
- низкие температуры (нет испарения);
- избыточное увлажнение;
- половодье на реках.
наклонной плоскости к северу.
реки текут на север, берега низкие.
5 группа. Биологи.
Задание.
Сообщения учащихся.
Вывод.
Отчётливо проявляется широтная зональность.
III. Закрепление нового материала.
Учитель.
- А сейчас проверим, насколько прочно вы запомнили природные условия Западной Сибири.
Попробуйте разгадать кроссворд.
IV. Подведение итога урока.
Учитель.
- Так какая же она – Западная Сибирь? Скажите кратко.
Учащиеся.
- низкая;
- плоская;
- сильно заболоченная;
- аккумулятивная равнина;
- на молодой палеозойской плите;
- с континентальным климатом;
- отчётливо выражена зональность;
- с набором природных зон от тундры до степей;
- с преобладанием по площади лесоболотной зоны.
V. Домашнее задание.
Сделать сравнительную характеристику природы Русской равнины и Западной Сибири в форме таблицы.
На контурные карты нанести географические объекты, упоминаемые на уроке.