Пояснительная записка.
Данный урок можно провести после изучения темы "Электромагнетизм" в 11 классе физико-математического профиля по программе Валерия Алексеевича Касьянова "Физика - 11", который входит в Федеральный комплект, включающий перечень учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений, дающих среднее (полное) общее образование, рекомендованный Министерством Образования РФ.
Материал урока позволяет систематизировать и углубить знания учащихся о механических и электрических колебаниях, подходя к процессам с единой точки зрения, развить умение единого математического подхода для количественного описания колебательных процессов различной природы при решении усложненных задач на расчет параметров колебательных систем.
Каждый этап урока сопровождается показом тематического слайда мультимедийного приложения.
Предлагаемая для выполнения экспериментальная задача позволяет исследовать параметрические колебания, о которых лишь упоминается в теории.
Этапы урока
- Организация урока, его начало (подготовить учащихся к началу урока)
- Обобщение и систематизация учебного материала, показ слайдов презентации с комментариями учащихся, которая позволяет создать зрительное впечатление о теме, активизировать зрительную память (проверить уровень усвоения системы понятий по данной теме)
- Закрепление знаний при решении задач (применение знаний на практике их вторичное осмысление)
- Демонстрация результата сложения гармонических колебаний, фигур Лиссажу (стимулирование учащихся на самообразование)
- Выполнение экспериментального задания "Исследование параметрических колебаний" (проверить умение пользоваться лабораторными приборами и инструментами, планировать и оценивать результаты выполненных действий )
- Подведение итогов урока (дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности)
- Информация о домашнем задании (направлено на дальнейшее развитие знаний)
Используемая литература:
- В. А. Касьянов. Физика. 11 кл.: учебн. для общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Дрофа, 2004г.
- Физика: 3800 задач для школьников и поступающих ВУЗы. - М.: Дрофа, 2000г.
- Л. А. Кирик "Самостоятельные и контрольные работы по физике". 11 класс. М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1999.
- Энциклопедия для детей. Техника. М.: Аванта+, 1999.
- Энциклопедия для детей. Физика. Ч. I. М.: Аванта+, 1999.
- Энциклопедия для детей. Физика. Ч. П. М.: Аванта+, 1999.
- Физический эксперимент в школе./ Сост. Г. П. Мансветова, В. Ф. Гудкова. - М.: Просвещение, 1981.
- Глазунов А. Т. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1977.
Электронные приложения:
- Л. Я. Боревский "Курс физики XXI века", базовый + для школьников и абитуриентов. МедиаХауз. 2004 год.
- Интерактивный курс физики для 7 - 11 классов. ООО "Физикон", 2004 год. Русская версия "Живая физика", Институт новых технологий.
Цели урока:
Обучающая: углубление знаний учащихся о механических и электрических колебаниях с единой точки зрения;
Воспитывающая: воспитание дисциплинированности при выполнении экспериментального задания, положительного отношения к знаниям;
Развивающая: развитие умения единого математического подхода для количественного описания колебательных процессов различной природы при решении задач; развитие самостоятельности мышления, умение работать с дополнительной литературой, овладение экспериментальными умениями при постановке опытов.
Тип урока: комбинированный (решение задач, выполнение практической работы).
Подготовительный этап: знание основных уравнений, зависимостей по данной теме (теоретический блок по теме находится у каждого ученика в виде лекции - конспекта)
Учитель физики: Современная физика рассматривает колебания различной природы с единой точки зрения. И в последнее время выделился особый раздел - физика колебаний, который занимается исследованием вибраций машин и механизмов, ее выводы лежат в основе электротехники переменных токов и радиотехники.
Но казалось бы, что же общего между колебаниями маятников и разрядом конденсатора через катушку индуктивности?
Ученик: Мы знаем, что механические и электромагнитные колебания подчиняются совершенно одинаковым количественным законам.
Учитель физики: И это действительно так, если интересоваться не тем, что колеблется (груз на пружине или электрический ток в цепи), а тем, как совершаются колебания. Сегодня на примерах решения задач разной степени сложности мы еще раз убедимся в сходных физических закономерностях колебаний различной природы. Кроме того, содержание некоторых задач соответствует реальным техническим, радиотехническим проблемам. Решая их, вы освоите закономерности колебательных процессов в различных колебательных системах. Это позволит сделать более надежной и содержательной связь фундаментальных физических законов и особенностей функционирования современной техники.
Вспомним основные характеристики и виды колебательного движения (показ слайдов презентации с комментариями учащихся). Теоретический блок по теме находится у каждого ученика в виде лекции - конспекта на столе. Им можно пользоваться при ответах на вопросы и решении задач. Начнем с решения задач на уравнения гармонических колебаний.