Цели:
- способствовать стимулированию творческой активности учителя и ученика на уроке и во внеурочное время.
- способствовать созданию учителем образовательной модели по развитию творческого потенциала учащихся.
Функции педсовета: информационные, мотивационно0целевые.
Оборудование: мультимедийный аппарат, экран, музыкальный центр, подсвечники, конверты с творческим заданием, клей, чистые листы бумаги, аудиокассеты, ручки.
Ход педсовета
1. Фрагмент литературной гостиной, посвященной творчеству С.Есенина - ответственная педагог дополнительного образования, руководитель литературной студии "Золотое слово" - Максимова Т. Н.
/После фрагмента на экране появляется эпиграф/ /Слайд №1/
Каждый ребенок способен созидать и творить.
"Ребенок - это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить"
Добрый день уважаемые коллеги!
Действительно, просмотрев фрагмент литературной гостиной, мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок способен созидать и творить, дарить нам взрослым минуты счастья. И собрались мы с вами сегодня обсудить очень важную проблему: как же сделать так, чтобы каждый ребенок нашел возможность развить и проявить свои способности в какой-либо сферах как учебной, так и внеучебной деятельности? Ведь когда мы видим радостные глаза детей, сами ощущаем счастье. И тема нашего педсовета /Слайд №2/
Стимулирование творческой активности учащихся на уроке и во внеурочное время как условие развития способностей школьника.
В современной психологии существует две точки зрения на творчество:
Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).
Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту.
В Большой советской энциклопедии творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Почему всегда в обществе, а особенно сейчас, остается востребованность творческой личности? Потому что мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний.
Орёл Т.А. - Сейчас мы проведем игру "Собери картинку". На столе в каждой группе лежат: конверт, лист бумаги, клей и ручка. Вы открываете конверт, выкладываете содержимое из конверта, собираете картинку и наклеиваете ее на чистый лист бумаги. Итак, приступаем к работе. /работа в группе/
Орёл Т.А. - Проверим, получилась "модель" и разная: веселая, грустная, равнодушная, злая, безразличная, хмурая. Как из этого "модуля" получить полноценную личность? Впишите эти качества в образные части тела? Время на эту работу 2-3 минуты. /работа в группе/ (Звучит музыка)
Орёл Т.А. - А теперь внимание на экран, перед вами тоже "модуль" человека. Ученые считают, что Личность должна обладать следующими характерными качествами.
/Слайд № 3/
Орёл Т.А. - Сравните полученный вами "модуль" с данным образцом. В какой из групп есть большее совпадение с данным образцом?
/Ответы учителей/
Орёл Т.А.:
Вывод: - Можно абстрактно рассуждать о том, какой должна быть личность, и результаты игры показали, что мнения разные. Модель такого выпускник предлагают нам стандарты образования, но возможно ли это?
Все люди индивидуальны и стандартов быть просто не может, но стремиться к воспитанию именно такой личности мы должны, при этом учитывать, что каждый ребенок индивидуален - это свеча, зажженная на Земле
Садыкова З.Ф. - Воспитание духовно-нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал в условиях окружающего социума и в быстроменяющемся мире на основе поэтапного развития творческих способностей, читательской культуры, воображения учащихся - в этом суть описываемого опыта работы педагога. Таким образом, деятельность педагога направлена на выполнение социального заказа общества. Обучение ребенка в школе ведется с 7 лет до 18. В современных исследованиях об эффективных методах обучения и воспитания, учащихся все более утверждается мысль о развитии творческой личности, обладающей таким культурным потенциалом, который бы открыл ей возможность свободного выбора в дальнейшей многогранной деятельности.
Для того чтобы эффективно развивать творческие способности учащихся на уроках и во внеурочное время, педагогу приходится уделять много внимания самосовершенствованию и самообразованию, подготовке к урокам и внеклассным формам работы. Чем старше возраст учащихся, тем больше трудозатраты. По мере собственно формирования опыта трудозатраты уменьшаются. Огромная трата психологических, временных, моральных и материальных сил и энергии окупаются конечным результатом.
Многое изменилось в системе образования со времени нашего прихода в школу. Теперь на первый план выходит не формирование ЗУНов, а воспитание и развитие творческой, духовно-нравственной и социально-адаптированной личности, способной применить свои знания и опыт в реальных условиях существующего мира.
В условиях современной жизни школа должна представлять собой своеобразную лабораторию сотрудничества детей и взрослых, а содержание образования отражать общие целевые ориентиры ученика и учителя. Этому способствует личностно-ориентированная парадигма образования, идея обучения по выбору, с применением современных педагогических технологий.
Современный урок - это урок духовного равноправия, на котором ученики не иллюстрируют заранее подготовленную учителем схему, а вместе с ним, а иногда и вопреки ему, сами постигают истину. Именно такой подход определяет тонус, настрой дальнейших отношений ученика и учителя.
Современный учитель должен обладать педагогической культурой, глубокой эрудицией, заниматься самосовершенствованием, уважать личность ученика. И только в такой атмосфере сотворчества можно давать детям качественное образование.
/Слайд №4/
Орёл Т.А. - а сейчас проведем мастер-класс, каждая группа в течение 5 минут должна подобрать такой вид задания на 1-2 минуты, который был бы направлен на развитие творческих способностей учащихся. При этом ваша группа - учителя, а все остальные - ученики: способные и неспособные, заинтересованные и незаинтересованные вашим предметом.
(Подсказка - создание нестандартной ситуации, задание - поиск, творческое задание или задание на дом).
Время пошло. (Звучит музыка)
Орёл Т.А. - начинаем наш урок. /Группы демонстрируют задания/
Садыкова З.Ф. - Молодцы, справились, получилось домашнее задание. "Учениками" было интересно себя почувствовать и выполнять задания?
Вывод: - Вы убедились, что творческие задания побуждают интерес к познанию. В данный момент мы наблюдаем сотворчество и сотрудничество учителя и ученика. Но следует учитывать, что творческие проявления в любой, в том числе и познавательной деятельности носят уникальный субъективный характер.
Орёл Т.А. - Творческий подход могут неожиданно для педагога проявлять учащиеся любого уровня. Способный ученик чаще бывает способен в любых видах деятельности. А как быть с учеником, который не проявляет интерес к учебе? По мнению ученых, уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.
А где может проявить ребенок эти способности, как не на занятиях в объединениях по интересам? Конечно, массовая школа не имеет возможности "штучно" работать, но в нашей школе ситуация иная. Нам дана возможность вовлечь большее количество детей в занятиях по интересам.
/Слайд № 5 с данными об учащихся и объединениях ШДО/
Орёл Т.А. - Объединения по интересам, это не дополнительная работа по отработке отдельных тем по предмету, а способность ученика реализовать свои творческие наклонности.
/Слайды с занятий ШДО с 6-18/
Орёл Т.А. - Одним из направлений работы ШДО является исследовательская деятельность учащихся и учителей в НОУ "Уникум". /Слайд № 19-22/. Состав педагогов практически не меняется. В прошлом году было - 18% учителей занимались с учащимися исследовательской работой, в этом году - 20%.
- Учащиеся начального и среднего звена с удовольствием посещают объединения по интересам. Но чем старше они становятся, тем сложнее учителю вести внеклассную работу, т.к. главными ориентирами становятся развитие интеллектуальных, эмоциональных качеств учащихся, формирование их мировоззрения и эстетического сознания. Проведенные ранее опросы психологом старшеклассников показали, что не менее 50% учащихся занимались бы исследовательской работой, хотели бы принимать участие в различных интеллектуальных конкурсах и играх. Но, увы, реализовать эту идею ученик не может. И порою в этом, как это не печально, виноваты мы с вами. Способный ребенок найдет выход из ситуации, а как быть такому ученику: /Слайд № 23/. Такие ученики есть в нашей школе, как им помочь? Подумайте в группе и ответ запишите на листочке, время - 2 мин.
- Итак, как бы вы хотели помочь такому ученику? (Ответы групп)
Садыкова З.Ф.
Вывод: - Только лишь безусловная вера в добрые начала, заложенные в каждом ребенке, может дать положительные результаты. Важно помнить, что очень важно создать детям ситуацию успеха. А именно - во внеурочной деятельности, за счет "штучной" работы педагога, психолога из года в год и рады мы за тех, которые, как слепые котята, долго, путем проб и ошибок нашли свой путь и способ состояться. И тут работает народная мудрость и истина "чем больше вложено, чем "дороже" для нас достается их хотя бы и скромный успех, тем больше он нами ценится". И самое главное, чтобы пребывание ребят в стенах нашей школы должно принципиально изменить систему внутренних ценностей и жизненных установок. Это и есть момент истины, смысл педагогической деятельности, мера профессионального удовлетворения
Орёл Т.А. - Ребенок идет с желанием туда, где ему интересно и его ждут, примут и поймут. Общаясь с такими людьми, ребенок получает заряд энергии и желание творить, ему здесь комфортно. /Слайды 24 - 38/ Кто-то из мудрецов сказал: "Одно из самых необходимых качеств педагога - это чувство юмора. Педагог без чувства юмора представляет собой реальную угрозу для детей. Юмор для ребенка означает дружелюбие и отсутствие страха, а также дружеское расположение со стороны взрослого: Юмор - это один из бесценных даров, чаще всего отсутствующих в воспитании детей:Отсутствие юмора в классе объясняется тем, что он выполняет роль своеобразного уравнителя. По мнению социологов, многим учителям кажется, что если они будут смеяться вместе с детьми, то потеряют к себе уважение. И все же наилучшие учителя те, что смеются вместе с детьми, наихудшие смеются над ними: Если человек не способен смеяться над собой. То он умирает раньше своей физической смерти. Кто-то когда-то написал, что большинство людей умирает в возрасте сорока лет, а хоронят их после семидесяти. Должно быть, мудрец имел в виду людей, лишенных чувства юмора".
Оказывается лишь 47% россиян обладают чувством юмора.
Вывод педсовета: - На наш взгляд, любой урок или внеклассное мероприятие "удобно" для учителя, когда создана комфортная обстановка, когда создана ситуация творческого самовыражения, самореализации учащихся. А это "удобно" и ученикам! И стимулирует познавательную деятельность интересный урок; интересное занятие создает для учащихся новый стимул к учению, повышает интерес ребят к предмету, воспитывает самостоятельность и творческое мышление. И каждому из вас, уважаемые коллеги, мы хотим прочитать Памятку учителю по Ш.А.Амонашвили. /Слайд № 39/
Памятка учителю по Ш.А.Амонашвили
- Будь осторожен!
- Не ошибись!
- Не вреди!
- Дари себя детям!
- Постоянно ищи в детях богатство его души!
- Будь терпелив в ожидании чуда
- И будь готов для встречи с ним в ребенке!
(В исполнении вокальной студии прозвучит песня "Хорошее настроение")
Орёл Т.А. - Сегодня у нас есть возможность побывать на практическом занятии у одного из творческих педагогов - это Абызова Т.А., но также хотим поблагодарить всех, кто оказал помощь в проведении этого занятия.
(Слово Абызовой Т.А. - разговор о чае, о его пользе и свойствах)
Чаепитие - лечебный чай трех видов и пирог (творчество объединений "Юный биолог" и "Рукоделие").