Урок математики в 3-м классе "Площадь фигуры. Квадратный сантиметр"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить детей с площадью фигуры и способами сравнения площадей;
  • вывести правило вычисления площади прямоугольника квадратным
  • сантиметром как единицей площади; научить пользоваться этой единицей
  • измерения, совершенствовать вычислительные навыки, приучать к
  • аккуратности при выполнении чертежей.

Оборудование:

  • для учителя: экран, компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией
  • на столах у учащихся: вырезанные из бумаги треугольник и круг (круг больше треугольника), фигуры В и С слайда № 6, квадрат со стороной 1 см, листы в клеточку и конверты для каждого ученика.

Оформление доски: записана дата, "Классная работа", пример для устного счета, обозначенного в плане - конспекте *.

Ход урока

I. Организация класса

II. Устный счет

-Начинаем нашу работу с гимнастики ума - устного счета.

Слайд № 1.

Вычисли:

70 - 24 78 - 14 56 : 7
96 - 20 92 - 15 36 : 6
75 + 5 25 + 25 24 : 24
80 + 13 32 : 4 7 х 9

Слайд № 2.

Назови меньшее число: 21, 24, 36, 45, 49, 33, 54.

Назови множители остальных чисел.

Пример записан на доске.

Соедини стрелками:

3 ? 8 4

? 5 24

24 : 6 35

? 7 8

48 : 6 42

Слайд № 3. Вычисли

Задача. Чему равен периметр прямоугольника со стороной 3 см ?

Какие могут быть стороны у прямоугольника с таким периметром?

Предполагаемый ответ ученика. (Периметр равен 12 см. Стороны могут быть 4 и 2, 5 и 1.)

III. Новый материал

-Ребята, на сегодняшнем уроке вы узнаете, как можно сравнивать фигуры, что такое площадь и как измеряется площадь различных фигур. Посмотрите на рисунок (слайд № 4). Что на нем изображено?

Предполагаемый ответ ученика. На нем изображены треугольники, круги, четырехугольники, квадраты.

-Все фигуры одинаковые по размеру?

Предполагаемый ответ ученика. Нет.

-Назовите самую большую фигуру и самую маленькую фигуру.

Предполагаемый ответ ученика. Самая большая фигура - это прямоугольник, самая маленькая - круг.

-Когда мы говорим о величине фигуры (большая, маленькая), что мы у них сравниваем? Как вы думаете?

Предполагаемый ответ ученика. Площадь.

-Когда мы говорим о величине фигур, говорим о том, какая фигура больше, а какая меньше, мы сравниваем их площади.

У вас на партах лежат треугольник и круг. Докажите, что площадь треугольника меньше площади круга. Что для этого надо сделать?

Предполагаемый ответ ученика. Наложить одну фигуру на другую.

Дети накладывают фигуры друг на друга, сравнивают, делают вывод.

-Посмотрите на рисунок (слайд № 5), что можно сказать о площадях этих фигур? Какие самые большие? Какие самые маленькие?

Дети сравнивают фигуры.

Предполагаемый ответ ученика. Треугольник больше круга. Круг больше квадрата. Прямоугольник больше квадрата, круга и треугольника.

-А как по-другому можно сказать, используя новое понятие "площадь"?

Предполагаемый ответ ученика. Площадь треугольника больше площади круга, площадь квадрата больше площади круга, площадь прямоугольника больше площади квадрата, круга и треугольника.

-Покажите площадь тетради, учебника, парты. Площадь какого из перечисленных предметов самая маленькая, самая большая? Почему так решили?

-Назовите в классе предметы, которые имеют площадь.

Предполагаемый ответ ученика. Стол, стены, пол, доска, стенды, дверь, окно.

-А теперь посмотрите на другой рисунок (слайд № 6). Можно ли фигуры В и С сравнить наложением одной фигуры на другую?

Предполагаемый ответ ученика. Нет.

-На ваших партах найдите фигуры В и С. Попробуйте наложить одну на другую. Как же сравнить площади фигур, если наложение одной фигуры на другую нам не помогает? Что можно сделать с этой фигурой?

Предполагаемый ответ ученика. Разбить фигуру на клеточки - маленькие квадратики.

(Слайд № 7) -Что предлагаете сделать дальше?

Предполагаемый ответ ученика. Сосчитать квадратики.

-Давайте попробуем сосчитать квадратики. Сколько клеточек в каждой фигуре?

Дети считают, отвечают на вопрос.

-Теперь сравните площади этих фигур. Площади каких фигур равны?

Предполагаемый ответ ученика. А и D.

(Слайд № 8) -Даны два прямоугольника. Сосчитайте, чему равны площади прямоугольников.

Дети считают клеточки в каждом прямоугольнике, называют полученные данные.

-У нас один и тот же прямоугольник. С одной стороны на нем поместилось 48 клеточек, с другой - 12. Но 48 неравно 12. Значит, площади не равны. Как же так? Ведь это один и тот же прямоугольник. Подумайте, почему так получилось?

Предполагаемый ответ ученика. Разные квадратики, разные единицы измерения.

-Правильно. Прямоугольник сначала разбили на маленькие квадратики, а потом - на квадратики большего размера. Давайте введем единицу измерения площади. Договоримся, как и ученые, называть квадрат, сторона которого 1 см , квадратным сантиметром (слайд № 9).

1 см2

Физкультминутка.

Практическая работа.

-Начертите прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см. Какие свойства прямоугольника вы знаете?

Дети называют известные им свойства прямоугольника.

-Чтобы площадь прямоугольника

Уметь вычислять,

Надо важное правило знать.

Это правило мы попробуем вывести сами. Площадь обозначается буквой S. В каких единицах измеряется площадь?

Предполагаемый ответ ученика. В квадратных сантиметрах.

-Разделите прямоугольник на квадраты со стороной 1 см. Сколько полос в прямоугольнике? Сколько всего квадратов?

Учащиеся делают вывод.

-Не обязательно прямоугольник разбивать на квадраты, можно измерить ширину и длину. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину (слайд № 10).

S = a * b

-Что нужно знать, чтобы найти площадь прямоугольника?

Предполагаемый ответ ученика. Длину и ширину.

-Выполним задания. Вычислить площадь и периметр фигур. (Слайд № 11).

Игра "Отправь письмо" (самостоятельная работа). Учитель читает задания, учащиеся выполняют на листах. Листы с выполненными заданиями вкладывают в конверт. Конверт отправляют учителю.

-Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. Определите, чему равна его площадь.

-Начертите два квадрата. Сторона одного квадрата равна 3 см, другого - 4 см. На сколько квадратных см площадь одного меньше площади другого?

-Начертите три различных прямоугольника. Но учтите, что площадь каждого из них должна равняться 12 см2.

-Вложите листы с выполненными заданиями в конверты. На следующем уроке определим, чей ряд лучший.

IV. Закрепление

-Наш урок подошел к концу. Вам понравился урок? Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Как можно сравнить площади фигур? В каких единицах измеряется площадь? Как обозначается площадь?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

V. Домашнее задание

С.55, № 3, № 4.

Литература:

  • Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. Москва "ВАКО", 2005