Цели:
Оборудование:
- для учителя: экран, компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией
- на столах у учащихся: вырезанные из бумаги треугольник и круг (круг больше треугольника), фигуры В и С слайда № 6, квадрат со стороной 1 см, листы в клеточку и конверты для каждого ученика.
Оформление доски: записана дата, "Классная работа", пример для устного счета, обозначенного в плане - конспекте *.
Ход урока
I. Организация класса
II. Устный счет
-Начинаем нашу работу с гимнастики ума - устного счета.
Слайд № 1.
Вычисли:
70 - 24 | 78 - 14 | 56 : 7 |
96 - 20 | 92 - 15 | 36 : 6 |
75 + 5 | 25 + 25 | 24 : 24 |
80 + 13 | 32 : 4 | 7 х 9 |
Слайд № 2.
Назови меньшее число: 21, 24, 36, 45, 49, 33, 54.
Назови множители остальных чисел.
Пример записан на доске.
Соедини стрелками:
3 ? 8 4
? 5 24
24 : 6 35
? 7 8
48 : 6 42
Слайд № 3. Вычисли
Задача. Чему равен периметр прямоугольника со стороной 3 см ?
Какие могут быть стороны у прямоугольника с таким периметром?
Предполагаемый ответ ученика. (Периметр равен 12 см. Стороны могут быть 4 и 2, 5 и 1.)
III. Новый материал
-Ребята, на сегодняшнем уроке вы узнаете, как можно сравнивать фигуры, что такое площадь и как измеряется площадь различных фигур. Посмотрите на рисунок (слайд № 4). Что на нем изображено?
Предполагаемый ответ ученика. На нем изображены треугольники, круги, четырехугольники, квадраты.
-Все фигуры одинаковые по размеру?
Предполагаемый ответ ученика. Нет.
-Назовите самую большую фигуру и самую маленькую фигуру.
Предполагаемый ответ ученика. Самая большая фигура - это прямоугольник, самая маленькая - круг.
-Когда мы говорим о величине фигуры (большая, маленькая), что мы у них сравниваем? Как вы думаете?
Предполагаемый ответ ученика. Площадь.
-Когда мы говорим о величине фигур, говорим о том, какая фигура больше, а какая меньше, мы сравниваем их площади.
У вас на партах лежат треугольник и круг. Докажите, что площадь треугольника меньше площади круга. Что для этого надо сделать?
Предполагаемый ответ ученика. Наложить одну фигуру на другую.
Дети накладывают фигуры друг на друга, сравнивают, делают вывод.
-Посмотрите на рисунок (слайд № 5), что можно сказать о площадях этих фигур? Какие самые большие? Какие самые маленькие?
Дети сравнивают фигуры.
Предполагаемый ответ ученика. Треугольник больше круга. Круг больше квадрата. Прямоугольник больше квадрата, круга и треугольника.
-А как по-другому можно сказать, используя новое понятие "площадь"?
Предполагаемый ответ ученика. Площадь треугольника больше площади круга, площадь квадрата больше площади круга, площадь прямоугольника больше площади квадрата, круга и треугольника.
-Покажите площадь тетради, учебника, парты. Площадь какого из перечисленных предметов самая маленькая, самая большая? Почему так решили?
-Назовите в классе предметы, которые имеют площадь.
Предполагаемый ответ ученика. Стол, стены, пол, доска, стенды, дверь, окно.
-А теперь посмотрите на другой рисунок (слайд № 6). Можно ли фигуры В и С сравнить наложением одной фигуры на другую?
Предполагаемый ответ ученика. Нет.
-На ваших партах найдите фигуры В и С. Попробуйте наложить одну на другую. Как же сравнить площади фигур, если наложение одной фигуры на другую нам не помогает? Что можно сделать с этой фигурой?
Предполагаемый ответ ученика. Разбить фигуру на клеточки - маленькие квадратики.
(Слайд № 7) -Что предлагаете сделать дальше?
Предполагаемый ответ ученика. Сосчитать квадратики.
-Давайте попробуем сосчитать квадратики. Сколько клеточек в каждой фигуре?
Дети считают, отвечают на вопрос.
-Теперь сравните площади этих фигур. Площади каких фигур равны?
Предполагаемый ответ ученика. А и D.
(Слайд № 8) -Даны два прямоугольника. Сосчитайте, чему равны площади прямоугольников.
Дети считают клеточки в каждом прямоугольнике, называют полученные данные.
-У нас один и тот же прямоугольник. С одной стороны на нем поместилось 48 клеточек, с другой - 12. Но 48 неравно 12. Значит, площади не равны. Как же так? Ведь это один и тот же прямоугольник. Подумайте, почему так получилось?
Предполагаемый ответ ученика. Разные квадратики, разные единицы измерения.
-Правильно. Прямоугольник сначала разбили на маленькие квадратики, а потом - на квадратики большего размера. Давайте введем единицу измерения площади. Договоримся, как и ученые, называть квадрат, сторона которого 1 см , квадратным сантиметром (слайд № 9).
1 см2
Физкультминутка.
Практическая работа.
-Начертите прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см. Какие свойства прямоугольника вы знаете?
Дети называют известные им свойства прямоугольника.
-Чтобы площадь прямоугольника
Уметь вычислять,
Надо важное правило знать.
Это правило мы попробуем вывести сами. Площадь обозначается буквой S. В каких единицах измеряется площадь?
Предполагаемый ответ ученика. В квадратных сантиметрах.
-Разделите прямоугольник на квадраты со стороной 1 см. Сколько полос в прямоугольнике? Сколько всего квадратов?
Учащиеся делают вывод.
-Не обязательно прямоугольник разбивать на квадраты, можно измерить ширину и длину. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину (слайд № 10).
S = a * b
-Что нужно знать, чтобы найти площадь прямоугольника?
Предполагаемый ответ ученика. Длину и ширину.
-Выполним задания. Вычислить площадь и периметр фигур. (Слайд № 11).
Игра "Отправь письмо" (самостоятельная работа). Учитель читает задания, учащиеся выполняют на листах. Листы с выполненными заданиями вкладывают в конверт. Конверт отправляют учителю.
-Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. Определите, чему равна его площадь.
-Начертите два квадрата. Сторона одного квадрата равна 3 см, другого - 4 см. На сколько квадратных см площадь одного меньше площади другого?
-Начертите три различных прямоугольника. Но учтите, что площадь каждого из них должна равняться 12 см2.
-Вложите листы с выполненными заданиями в конверты. На следующем уроке определим, чей ряд лучший.
IV. Закрепление
-Наш урок подошел к концу. Вам понравился урок? Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Как можно сравнить площади фигур? В каких единицах измеряется площадь? Как обозначается площадь?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
V. Домашнее задание
С.55, № 3, № 4.
Литература:
- Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. Москва "ВАКО", 2005