Введение
Данная работа содержит дидактические игры по предмету "Живой мир" и предназначена для учащихся первого класса с умеренной степенью умственной отсталости.
Содержание всех заявленных дидактических игр определяется программой. Все они подобраны и систематизированы в соответствии с планом педагогической работы, расположены в порядке ус ложнения игровых ситуаций и правил (См. Приложение 1). Некоторые игры, ранее описанные в литературе, адаптированы к этим детям. Другие - мною разработаны.
Задача этого труда - помочь педагогическим работникам, обучающим данную категорию детей, в организации учебного процесса по изучению живого мира.
Игра "Я на уроке в первый раз"
Цель. Закрепить представления детей о правилах поведения на уроке, упражнять детей в действиях, соответствующих требованиям Правил для учащихся.
Оборудование. Кукла в ученической форме.
Ход игры. Слышится стук в дверь. Учитель вводит куклу. Она здоровается с учителем и ребятами (за куклу, изменяя голос, говорит учитель). Педагог знакомит с новой ученицей и усаживает на свободное место за партой. Просит детей рассказать и по возможности показать новой ученице правила поведения на уроке.
Игра "Что нам нужно для учебы"
Цель. Закрепить представления школьников о названии и назначении учебных принадлежностей. Учить правильно, произносить слова.
Оборудование. Кукла Буратино, портфель, в котором лежат учебные и не учебные вещи (на усмотрение учителя).
Ход игры. Учитель знакомит детей с куклой Буратино. Потом, переводит взгляды детей на портфель Буратино. Под руководством педагога, дети рассматривают и называют содержимое портфеля. Отбирают предметы нужные для учебы. Объясняют, как этот предмет используется в процессе обучения.
Игра "Осень"
Цель. Закрепить представления детей о признаках осени. Учить показывать действиями и проговаривать признаки осени, подражая педагогу.
Оборудование. Картинки с изображением отдельных признаков осени.
Ход игры. Учитель показывает картинки с признаками осени. Дети, подражая ему, показывают движения и проговаривают то, что изображено (См. Приложение 2). Аналогично можно провести игры: "Зима", "Весна", "Лето".
Игра "Осенние листья"
Цель. Формировать представления у детей о разноцветных осенних листьях.
Оборудование. Бумага желтого, красного, зеленого цвета.
Ход игры. Детям раздается цветная бумага. Вспоминается цвет осенних листьев. Педагог предлагает сделать осенние листья из бумаги, разорвав их на кусочки. Показывает, как медленно падают они с деревьев. И после чего, каждый ребенок повторяет предложенный образец действия в речевом сопровождении.
Игра "Овощи"
Цель. Закрепить знания о назначении овощей.
Оборудование. Стихотворение Ю. Тувима. Маски с изображением овощей. Предметная картинка с изображением кастрюли.
Ход игры. Учитель исполняет роль ведущей. Дети в масках (овощи).
Ведущая:
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!
(При перечислении овощей дети выходят).
Ведущая:
Вот овощи спор завели на столе -
Что лучше, вкусней и нужней на земле.
Дети: (Называют себя).
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла. Ох!
Ведущая: (Изображает действия в соответствии с текстом).
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала.
Дети: (Называют себя и подходят к изображению кастрюли).
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!
Ведущая:
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке.
Дети: (Называют себя). Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла. Ох!
Дети: (Хором). И суп овощной оказался не плох!
Игра "Овощи"
Цель. Закрепить знания детей в названии овощей.
Оборудование. Муляжи овощей, корзина.
Ход игры. Учитель предлагает детям сходить в огород за овощами. (Берет в руки корзину).
Со словами:
В огород мы пойдем.
Овощей там нарвем. (Дети шагают на месте, имитируя поход на огород)
Далее учитель обращается к кому-нибудь:
Ты зайди в огород
И морковку сорви.
Ребенок выполняет просьбу. Приносит муляж моркови, кладет его в корзину со словами:
Я зашел в огород
И морковку принес.
Игра продолжается. Дети по просьбе педагога приносят другие овощи.
Игра "Овощи и фрукты"
Цель. Закрепить умения детей классифицировать и называть овощи и фрукты.
Оборудование. Картинка с изображением сада и огорода, картинки из серии "Овощи и фрукты".
Ход игры. Дети достают предметные картинки и называют то, что на них изображено. Определяют, где растет.
Игра "Птицы"
Цель. Учить узнавать птиц по словесному описанию.
Оборудование. Картинки из серии "Птицы".
Ход игры. На доске вывешиваются картинки с изображением птиц. Педагог вызывает кого-либо, приводит краткое описание одной из птиц и просит ее найти на картинке.
Игра "Что есть у птиц"
Цель. Закрепить знания у детей о строении тела птиц.
Оборудование. Отдельные картинки, где изображены части тела птиц.
Ход игры. Учитель показывает картинки с изображением частей тела птицы. Дети, подражая ему, показывают действия, которые совершаются этими частями тела, словесно сопровождая
(См. Приложение 3).
Игра "Помогите, пожалуйста!"
Цель. Воспитывать бережное отношение к природе, желание помочь птицам зимой.
Оборудование. Маски птиц (воробья, дятла, синицы).
Воробей:
Дятел:
Синица:
|
Дети:
Дети:
Дети:
|
Игра "Помоги домашним (диким) животным"
Цель. Расширить и уточнить значение слов, связанных с названием домашних (диких) животных и с образом их жизни.
Оборудование. Трафареты с изображением домашних (диких) животных. Картинка с изображением дома, сарая, конуры (леса, куста, берлоги, дупла).
Ход игры. Дети по очереди достают трафареты с изображением домашних (диких) животных, называют их и помогают найти животному свой дом. Если ребенок при ответе допускает ошибку, то учитель призывает на помощь других детей.
Игра "Покорми животных"
Цель. Обогащать и уточнять представления о самих животных, о том, чем они питаются.
Оборудование. Картинки из серии "Домашние (дикие) животные". Мелкие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, кости, ветки с листьями, капусты, моркови...
Ход игры. Учитель кратко описывает какое-либо животное. Дети отгадывают. Затем, учитель предлагает из мелких картинок выбрать ту, которая соответствует пище животного.
Игра "Кто, как кричит"
Цель. Упражнять в умении соотносить речевой звук с животным.
Оборудование. Ширма, игрушки (кошка, собака, птичка, петух и т.д.).
Ход игры. Педагог ставит на стол ширму и сообщает, что за ширмой будет домик для зверей. Предлагает детям внимательно послушать, кто их зовет из домика и произносит звукоподражание какого-либо животного. При правильном ответе детям демонстрируется это животное. При не правильном ответе детям также демонстрируется это животное и предлагается совместно произнести звукоподражание.
Игра "Загадки Мудрого портфеля"
Цель. Уточнить представления о значении учебных принадлежностей.
Оборудование. Портфель, в котором находятся учебная книга, карандаш, тетрадь.
Ход игры. В класс входит Мудрый портфель. Он приветствует детей, знакомится с каждым ребенком. В процессе беседы он сообщает детям то, что он знает загадки обо всем, что есть в школе и предлагает детям отгадать некоторые из них.
Отгадывая загадку, дети четко проговаривают слово-отгадку. Мудрый портфель расспрашивает о нужности данных учебных вещей в процессе обучения.
Игра "Путешествие по школе"
Цель. Ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании. Формировать представления о назначении различных помещений.
Оборудование. Нет.
Ход игры. Учитель предлагает отправиться в путешествие по школе. Вид транспорта выбирается по желанию детей. Ученики посещают библиотеку, столовую, учительскую, кабинет трудового обучения, спортивный зал, мед кабинет. На каждой остановке ребят радушно встречают хозяева: библиотекарь, повар, завуч и т.д. Они рассказывают, как называется это помещение, какое в нем оборудование, как им пользоваться, каких правил должны придерживаться ученики. Возвращаясь в класс, дети делятся впечатлениями.
Игра "Собери"
Цель. Закрепить знания у детей о строении тела домашних (диких) животных, птиц.
Оборудование. Разрезанная на части картинка с изображением птицы (домашней и дикой), животного (домашнего и дикого).
Ход игры. Учитель предлагает детям собрать картинку птицы, животного из разрезанных деталей. (Ведется фронтальная работа).
Игра "Насекомые осенью"
Цель. Совершенствовать знания детей о жизни насекомых осенью.
Оборудование. Маски насекомых (кузнечика, бабочки, жука, паука).
Ход игры. На роли насекомых (кузнечика, бабочки, паука, жука) назначаются дети. Остальные дети с учителем, обращаясь к кузнечику:
Давай, кузнечик, вместе
Попрыгаем, попрыгаем?
Кузнечик отвечает:
Детки, некогда скакать.
Нужно домик мне искать!
Дети вспоминают, где зимует кузнечик. (В земле, в стадии куколки).
Дети (хором) обращаются к бабочке:
Бабочка-красавица, вместе полетаем?
Плавно, плавно крылышками помашем?
Бабочка:
Детки, некогда летать.
Нужно домик мне искать.
Аналогично вспоминают, где зимуют бабочки. (В щели дерева, в щели здания).
Дети (хором) обращаются к жуку:
Жук, жучок, старичок,
Поиграй, хоть ты, дружок?
Жук:
Детки, некогда жужжать.
Нужно домик мне искать.
Демонстрируется домик для зимовья жука. (Под корой дерева).
Дети (хором) обращаются к пауку:
Шестилапый паучок,
Поплетем сачок?
Паук:
Детки, некогда вязать.
Нужно домик мне искать.
Демонстрируется домик для зимовья паука. (В щели дерева, в щели любого здания.)
Игра "Оденем куклу"
Цель. Учить детей учитывать при выборе одежды сезонные изменения в природе.
Оборудование. Кукла; четыре комплекта одежды на разные времена года.
Ход игры. Учитель повторяет с детьми признаки текущего времени года и предлагает им помочь одеть куклу по сезону.
Игра "Деревья зимой"
Цель. Формировать представления детей о том, что зима имеет белый цвет.
Оборудование. Макет дерева, вата.
Ход игры. Дети рассматривают деревья. После обобщений наблюдений детей, им предлагается украсить макет дерева заменителем снега, ватой. Учитель следит за работой детей, по необходимости помогает.
Игра "Узнай"
Цель. Учить определять на вкус, на ощупь овощи, фрукты.
Оборудование. Свежие овощи, фрукты.
Ход игры. Учитель предлагает детям поиграть в интересную игру. Вызывая ребенка по одному к себе, она закрывает ему глаза платком и предлагает достать из мешка овощ или фрукт. Достав предмет, ребенок ощупывает его, пробует на вкус и называет. Игра продолжается.
Игра "Насекомые весной"
Цель. Закрепить знания у детей о жизни насекомых осенью.
Оборудование. Маски насекомых (кузнечика, бабочки, жука, паука). Рисунок с изображением дерева, на котором помечены домиками места зимовья насекомых.
Ход игры. Учитель предлагает разбудить насекомых, которых они отправили зимовать в игре "Насекомые осенью". Один из учеников подходит к наглядности, стучит в дверцы домика и говорит такие слова:
Наступила весна.
Просыпаться пора.
Учитель открывает дверцу домика, достает макет куколки, из куколки кузнечика, голосом кузнечика обращается к детям:
Давайте, детки, вместе по травушке попрыгаем.
Давайте, детки, вместе травушку покушаем.
(Дети выполняют действия в соответствии с просьбой кузнечика). Аналогичная работа проводится, когда дети стучатся в домик к бабочке, жуку, пауку.
Обращение бабочки к детям:
Давайте, детки, вместе плавно полетаем.
Давайте, детки, вместе нектар пособираем.
Обращение жука к детям:
Посидим со старичком,
Пожужжим о том, о сем.
Обращение паука к детям:
Дети, свяжем сачок
И поймаем мошку.
Игра "Узнай и раскрась"
Цель. Усовершенствовать знания детей о первых весенних растениях; об осенних цветах.
Оборудование. Картинки с изображением первых весенних, осенних цветов.
Ход игры. Дети узнают и называют первые весенние (осенние) цветы. Разукрашивают их по образцу.
Игра "У кого, какой "ребенок""
Цель. Учить называть детенышей диких и домашних животных.
Оборудование. Предметные картинки из серии "Дики (домашние) животные их детеныши".
Ход игры. Учитель демонстрирует по одной картинке из группы "Дикие (домашние) животные". Дети называют этих животных и находят у кого, какой "ребенок".
Игра "Возвращение перелетных птиц"
Цель. Формировать представление у детей о том, что весной улетевшие птицы в теплые края возвращаются. Воспитывать у них желание помочь птицам.
Оборудование. Маски птиц; предметные картинки: дерево, дом, гнезда, скворечник.
Ход игры. Учитель выбирает на роль ласточки, скворца, грача детей.
Начинает игру словами:
Весна, весна на улице! Весенние деньки:
Слышно щебетание перелетных птиц.
Ребенок в маске грача, обращается к детям:
Я черный, проворный, кричу "карр", червякам я враг.
Кто я?
Дети: Грач. ( Под руководством учителя дети вспоминают, где грач строит себе гнездо).
Учитель с детьми обращаются к грачу:
Вот лесок тебе.
Строй гнездо себе.
Ребенок в маске грача выбирает из наглядного материала изображение гнезда и прикрепляет на дерево, изображенное на картинке. Следом по аналогии прилетает скворец, ласточка.
Скворец обращается с такой загадкой:
На шесте дворец, во дворце певец.
А зовут меня?
Дети со словами:
Вот скворечник тебе.
Строй гнездо себе.
Ласточка обращается к детям:
Прилетаю к вам с теплом, путь, поделав длинный.
Леплю домик под окном из травы и глины.
Дети: Вот и дом тебе. Строй гнездо себе.
Игра "Покажи как"
Цель. Закрепить знания детских зимних забав.
Оборудование. Картинки предметные (сани, лыжи, коньки).
Ход игры. Учитель, читает стихи. Дети показывают, как они катаются на санях, лыжах:
Учитель:
На коньках скольжу по льду
Вот так:(Дети показывают).
На санях лечу с горы
Вот так:(Дети показывают).
На лыжах по снегу я еду
Вот так:(Дети показывают).
Игра "Ждем скворцов"
Цель. Формировать желание заботиться о братьях меньших, птицах.
Оборудование. Стихотворение Е.Тихеевой "Скворечник".
Ход игры. Учитель читает стихотворение. Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Учитель:
Сбил-сколотил
Скворечницу отец. (Руки сжать в кулаки, бить кулак о кулак).
Лети-прилетай
В скворечницу скворец. (Руки в стороны, опускать и поднимать их).
Живи да поживай,
Песни распевай, (Ладонь расположить под прямым углом, все пальцы сжать и ним подводить и отводить большой палец, имитируя движения клюва птицы).
Яйца клади, (Соединить большой и указательный пальцы, имитируя форму яйца).
Скворчат выводи. (Обхватить все пальцы правой руки левой ладони и ими шевелить словно птенцы в гнезде).
Литература
1. Бгажнокова И.М Обучение детей с выраженными нарушениями интеллета. Программно-методические материалы.- М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2007.
2. Житкова Л. М. Учите детей запоминать. М., 1985.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
4. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: По-собие для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение, 1983.
5. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.
6. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992.
7. Психология: Учебное пособие для начальной школы /Под ред. проф. И.В. Дубровиной. - М., 1998.
8. Раз, два, три, четыре, пять - мы идем играть. М., 1995.
9. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. Выпуск 2. Учебно-методическое пособие. М., Центр педагогического образования, 2007.
10. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
11. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя дет.сада - М: Просвещение, 1991.
12. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998.