Пояснительная записка
В начальной школе на уроках и во внеклассной работе дети получают нравственные знания и представления, для закрепления которых отводится очень мало времени. Поэтому возникла необходимость введения уроков этической грамматики, на которых дети оказываются в разных жизненных ситуациях и учатся решать их.
Цель курса: освоение детьми норм нравственности.
Задачи курса:
- пополнение и систематизация этических норм;
- развитие навыков анализа и самоанализа.
Формы работы:
- индивидуальные,
- групповые,
- индивидуальные.
Содержание: система этического воспитания, включает в себя следующие компоненты:
1) предмет "этическая грамматика" - с 1 по 4 класс,1 раз в неделю;
2) ежедневное общение учителя с учащимися для построения нравственных взаимоотношений в школьном коллективе;
3) внеурочная деятельность с этической направленностью (театрализованные представления, решение этических задач, анализ и самоанализ ситуаций и т. п.)
Таким образом, уроки этической грамматики являются важной составляющей этического воспитания школьников.
Рабочая программа
Программа "Этическая грамматика" для начальной школы содержит следующие разделы:
1.Основные понятия этики.
2. Внешний вид человека.
3. Здоровье.
4. Праздники в нашей жизни.
5. Поведение в школе.
6. Книги.
7. Семья.
8. Общение.
При составлении программы учитывались возрастные особенности детей младшего школьного возраста, например, проблемы первого года обучения, подготовка к переходу в среднюю школу ..Достаточное количество времени рекомендуется отводить заданиям творческого характера: разыграть ситуацию, придумать сказку, стихотворение: Имеют значение вопросы школьного этикета: одежда школьника, речь и т. д.Уроки этической грамматики должны быть построены так, чтобы они готовили детей ко взрослой жизни ( укреплять здоровье, беречь семью и пр.).Этические навыки будут развиваться у учащихся только в случае развития их оценочной деятельности, навыков самооценки, которые ребята должны приобрести на уроках этической грамматики .Предполагается использование на уроках этической грамматики межпредметных связей с "Литературным чтением", "Музыкой" и др.
При составлении данной программы использовался опыт МОУ СОШ № 34 г.Ставрополь (директор Л.И.Лаврентьева).
Примерное тематическое планирование уроков этической грамматики в начальных классах
Этическая грамматика.
1 класс.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. |
Введение. Понятие "Этика". Этика - наука о морали. "Этика". "Этикетка" Как я выгляжу. Этикет на уроке. Что такое хорошее поведение. Добро и зло в сказке. Праздничный этикет. Обязанности ученика. Семья. Обязанности дома. Что значит быть здоровым. Что такое вежливость. Моя мама. День рождения. Мой класс. Учусь общению. Книги в моей жизни. Поступки героев. |
1 1 4 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 4 4 |
Итого | 30 |
Этическая грамматика.
2 класс.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. |
Азбука этики. Кто я? Как я выгляжу. Я на уроке. Я в школе. Я дома. Я личность. Отношение к старшим. Отношение к учителю. Взаимоотношения в классе. Друг и товарищ. Добро и зло. Речевой этикет. Праздничный этикет. Мои любимые игры. Мои любимые книги. Я среди людей. |
1 1 2 2 3 3 1 2 1 2 1 2 4 3 2 2 2 |
Итого | 34 |
Этическая грамматика.
3 класс.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. |
Азбука этики. Как я выгляжу. Я и мои друзья. Я и мои роли. Речевой этикет. Устав - основной закон школы. Человек и его имя. Родословная. Я познаю себя и других. Моральная оценка и самооценка. В библиотеке. Этикет в общественных местах. Праздничный этикет. Культурный человек. Общение в игре. Культура общения. |
2 2 2 3 3 2 1 2 2 2 1 2 3 3 2 2 |
Итого | 34 |
Этическая грамматика.
4 класс.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. |
Азбука этики. Этикет в школе. Устав - основной школьный закон. Я среди друзей. Я в своей семье. Этикет в общественных местах. Чувства, настроение, характер. Природа, здоровье, привычки. Этикет в одежде. Речевой этикет. Я. Моя школа. Моя семья. Моя родина. Что такое нравственность? Общение с книгой. Общение в игре. Праздничный этикет. Формы моральной оценки и самооценки. |
1 2 1 2 2 3 2 2 1 3 2 2 2 3 3 3 |
Итого | 34 |
Данная программа была апробирована автором в начальных классах МОУ Рождественской средней общеобразовательной школы Фировского района Тверской области (директор Е. Ф. Соловьева).
Приведем примеры уроков этической грамматики.
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Праздничный этикет.
- ФОТО ПРАЗДНИЧНЫЙ ЭТИКЕТ
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2. День именинника.
- ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Школьный этикет
- ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Если хочешь быть здоров:
- ФОТО ЗДОРОВЬЕ
- ПРИЛОЖЕНИЕ 5.Охранять природу - значит охранять Родину.
- ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Праздник осени
- ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Новогодний праздник в начальной школе.
- ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Путешествие на корабле "Мама"
- ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ФОТО НРАВСТВЕННЫЙ МИР СКАЗОК