Цели:
- Образовательные: сформировать у учащихся представление о семье; подвести к выводу, что семья - это группа родственников, живущих вместе.
- Развивающие:
- развивать навыки сравнительного анализа, развитие эстетических чувств, устной речи, мышления, внимания;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение работать в группах;
- продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их в слух;
- Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи;
- создание условий для полноценного межученического диалога;
- обеспечить тесную связь обучения с жизнью.
Оборудование: интерактивная доска, мяч.
Ход урока
1. Организационный момент.
На интерактивной доске появляется слайд №1 (См. Приложение)
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Ребята, посмотрите внимательно на фотографии.
- Что изображено на них?
- Что общего?
- Что их всех объединяет?
(Ответы детей: на всех фотографиях изображены семьи)
- Как вы думаете, о чем сейчас будем говорить?
(разговор пойдёт о семье)
- А как вы понимаете, что такое "семья"?
Слайд №2 (См. Приложение)
Семья - это:(учащиеся выражают своё мнение).
3. Открытие новых знаний.
Сейчас каждый из вас высказал своё мнение, как он понимает слово "семья".
Слайды №3-5 (См. Приложение)
- А вот в толковом словаре Ожегова С. И. записано так:
1.Семья это группа родственников, живущих вместе.
А можно ли назвать, что это семья? (на 4 слайде фотография класса "школьная семья")
Семья - это не только группа родственников, но и мы с вами тоже "семья".
- А почему нас можно назвать семьёй? (у нас общее есть дело и общие интересы)
Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.
- Подумайте, а кого ещё можно назвать семьёй?
Фронтальный опрос.
В природе тоже существуют семьи. У животных есть семьи, у растений и т.д.
4. Актуализация имеющихся знаний.
Слайд №6 (См. Приложение)
Учащиеся выходят к доске и электронным маркером соединяют картинку с подходящими по смыслу карточками. Затем проверка результатов.
- Давайте поможем малышам найти свою семью.
Телёнок жеребёнок щенок Собака бык корова Лошадь конь пёс
Слайд №7 (См. Приложение)
- Посмотрите внимательно и решите, кто попал не в свою семью?
Кот кошка утёнок котёнок Гусь гусыня гусеница гусёнок
Учащиеся выходят к доске, вычеркивая электронным маркером лишнее слово.
5. Физкультминутка.
Слайд № 8 (См. Приложение)
С музыкальным сопровождением.
Учитель бросает мяч кому- либо из учеников, называя при этом слово. Учащийся ловит мяч и произносит уменьшительно-ласкательную форму того же слова.
Игра с мячом "Образуй новое слово".
Мама, брат, сестра, бабушка, дед, папа.
6. Закрепление материала.
Слайд № 9(См. Приложение)
(Работа в группах.)
- А сейчас поработаем в группах. Надо каждой группе пройти по лабиринту выбрать свой путь, придумывая рассказ о жизни семьи.
(Проверка выполненной работы) .Группа, справившаяся с работой раньше остальных идёт к доске и показывает путь, рисуя его электронным маркером.)
- Все ли семьи выбрали одинаковый путь? (Ответы детей: пути у всех семей разные, потому что семьи не похожи друг на друга)
Слайд № 10 (См. Приложение)
- Как вы видите - нет одинаковых семей. У каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения.
- А какие традиции или обычаи есть в вашей семье? (рассказы учащихся о своей семье)
7. Самостоятельное применение знаний.
Слайд № 11 (См. Приложение)
Учащиеся электронным маркером вписывают в кроссворд правильные ответы.
Вы сейчас рассказывали о маме и папе.
- А как ещё называют других членов семьи? Мы узнаем, разгадав кроссворд.
По горизонтали:
1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (сестры)
2. Отец папы (дедушка).
3. Мама-жена, а папа-(муж)
4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (братья)
- Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (семья)
- А как одним словом назовём всех членов семьи? (родственники)
Слайд № 12 (См. Приложение)
Про семью много сложено стихов, пословиц, поговорок.
- Я предлагаю вам сейчас собрать пословицу.
Счастье не птица - само не прилетит.
Учащиеся подходят к интерактивной доске и маркером расставляют цифры, в каком порядке должна стоять пословица. Проверка.
Слайд № 13 (См. Приложение)
Есть такое выражение "семейное счастье".
- А как вы понимаете это выражение - "семейное счастье"? (учащиеся высказывают своё мнение)
На доске появляются слова:
- мир
- взаимопонимание
- добро
- любовь
- уважение
- дружба
- улыбка
А все вместе взятое одним словом - семья.
Каждый человек должен гордиться своей семьёй. И Вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками. В народе говорят: "Вся семья вместе, так и душа на месте".
8. Итог урока.
В народе говорят: "Вся семья вместе, так и душа на месте".
- Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо? (ответы детей: уважать, любить друг друга и т.д.)
9. Рефлексия.
Слайд № 14 (См. Приложение). У ребят на столах лежат листочки с заготовками.
Я предлагаю вам сейчас нарисовать настроение вашей семьи.