Цель:
Оборудование: ПК, ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон, портрет А.С.Пушкина, рисунки к сказкам, тест "время глагола".
Ход урока
Организационный момент урока.
- Все готовы? Слайд 1.
Всё в порядке?
Нам пора начать урок.
Пусть урок пойдёт Вам впрок.
На уроке не ленитесь,
А старайтесь и трудитесь!
Вводная беседа учителя.
- А урок сегодня наш, ребята, будет необычным. Он будет сказочным и поэтичным.
- Как и всякая сказка, урок начнётся с волшебства.
- Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет: (магнитофон - шум моря)
- В каком произведении, какого автора встречается такая картина?
("Сказка о царе Салтане:" А.С.Пушкин.) портрет А.С.Пушкина
- Вспомните эти строчки:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
- А вот и наш парусник. Слайд 2.
- Какие ещё сказки А.С.Пушкина вы знаете?
- Но чтобы плыть, нужно разгадать кроссворд. Слайд 3.
- Для начала откройте тетради, запишите число, классная работа.
Словарная работа.
- Я читаю отрывок из произведения А.С.Пушкина, а вы договариваете пропущенное мною слово, записываете его, объясняя орфограммы.
(Эта работа выполняется на интерактивной доске)
1. Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой:2. Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.3. Царь Дадон к шатру спешит:
Что за страшная картина
Перед ним его два сына:4. Море вздуется бурливо,
Закипит, подымит вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге -
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.5. Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далёк:
Восвояси на восток.6. Вот въезжает в город он:
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы:
- Слова, какой части речи мы записали? Докажите.
- Какие ещё части речи мы знаем?
- Прочитайте, что у нас получилось в выделенном столбике. (глагол)
- Кто сформулирует тему урока?
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о глаголе.
Работа над темой.
1. Задание на развитие внимания. Слайд 4.
- Посмотрите на таблицу и выпишите буквы русского алфавита.
в | s | J | Е |
р | N | к | I |
f | с | т | R |
а | v | W | ь |
- Из букв составьте и запишите слово.
- Какое слово у вас получилось? (Сверкать) Слайд 5.
- Что оно обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Какой частью речи будет являться?
- В какой форме записано слово?
- Как эту форму назвать по-другому?
- Что вы знаете об этой форме глагола?
-Что обозначает это слов? Назовите его лексическое значение.
Сверкать -
1.Ярко сиять переливчатым светом.
2.Блестеть, выражая сильные чувства, страсть.
3. Выражать, обнаруживать какие-нибудь яркие качества.
- Посмотрите, слово имеет три значения. Как называются такие слова?
2. Запишите отрывок. Слайд 6.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет:
- Найдите глаголы и подчеркните их двумя чертами.
- Что обозначает глагол?
- В какой момент речи происходит действие в отрывке?
- Значит, в каком времени употреблены глаголы? Укажите над глаголами.
- Сколько времён у глагола? Назовите их.
- Как отличить одно время от другого?
Физминутка. Слайд 7.
- Вы наверно устали?
- Давайте встанем и отдохнём. Я называю глагол, а вы показываете действие, которое он обозначает.
- Готов?!
Иду, бежали, хлопают, потянулись, выпрямились, тихонько сели.
- Кто был внимательным? В каком времени я употребила глаголы?
3. Распределительный диктант. Слайд 8.
- Выпишите глаголы в три столбика, распределяя их по временам.
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена,
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
- Давайте проверим, что вы записали.
- Какая особенность у глаголов прошедшего времени? Выделите его.
- Как изменяются глаголы прошедшего времени?
- Определите, в каком числе и роде наши глаголы.
- Как мы будем называть окончания глаголов прошедшего времени?
(родовыми)
- А какие окончания мы называем личными? Почему?
- Выделите окончания глаголов.
4. Запишите предложение. Слайд 9.
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
- Найдите глагол. Какие орфографические задачи вы можете решить и объяснить? Выделите их.
5. "Вспомни сказки!" Слайд 10.
- Впишите в предложения подходящие по смыслу глаголы, укажите время, лицо, число, род, если можно.
Старик _________ неводом рыбу, старуха _________ свою пряжу.Ветер весело _________, судно весело ____________. 1-2 уч-ка
Коль ты старый человек, дядей ____________ нам навек. выполняют
Тест "Время глагола"
(ловил, пряла; шумит, бежит; будешь)
Итог урока. Слайд 11.
- Вот и завершилось наше сказочное плавание.
- Подведём теперь итог.
Чем сегодня занимались?
В чём немного затруднялись?
Вам понравился урок?
Пусть урок пойдёт вам впрок!
Учитель ставит и комментирует отметки за работу на уроке.
Домашнее задание.
Стр. 42, упр. 334 тетрадь - задачник.
Список литературы.
- Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник для 3 класса. В 2 ч. /М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
- Журнал "Начальная школа". №6. 1984 г.
- Сказки А.С.Пушкина.