В словаре С.И. Ожегова слово "одаренность" означает все равно, что "талантливость". Считаю, что от рождения каждый ребенок талантлив, независим, инициативен, активен, настойчив, уверен в себе. Но все эти качества можно при определенных условиях развить и получить желаемый результат, а можно просто-напросто загубить.
По этому поводу хочется вспомнить один институтский случай, который многому меня научил. В нашем Омском педагогическом институте им. М. Горького работала в восьмидесятые годы Пашкова Надежда Николаевна и вела математический анализ. Ее обширные и глубокие знания, а именно методы работы, давали нам, студентам, все основания ставить ее по уровню квалификации на одно из первых мест, хотя она не имела ученой степени.
Однажды, в первую неделю нового семестра Надежда Николаевна, объявила, что в этом семестре на практикуме по математическому анализу каждый должен решить самостоятельно восемь задач. Студенты обязаны постепенно их "сдать", то есть рассказать свое решение устно и ответить на вопросы по теории. Срок ограничивался концом семестра.
Сдаешь раньше, получаешь "зачет" и от практикума свободен. Как мы радовались этому! Были просто в восторге: одолеть восемь задач за четыре месяца - это же ерунда! Мы с большой охотой дали учителю обещание: "Сделаем".
Время шло. Каждый начал думать над своей задачей. Списать было не у кого, ибо все задачи разные. Постепенно, по мере продвижения вперед мы стали понимать серьезность работы: задачи были сложные, требовали кропотливой работы с учебником. Мы стали засиживаться в библиотеке. Сначала искали решение в книгах, но почти не находили. Тогда пришлось штудировать теоретический материал, разбирать решения подобных задач. В конце концов, справлялись со своими. Помню, как я ломала голову над одной задачей два месяца, а решение ее мне пришло в голову в троллейбусе, когда я возвращалась из института домой. Все-таки справилась! Какую радость победы я тогда испытала!
Надежда Николаевна нам помогала советами, подсказывала, но никогда за нас сама не решала.
Прошли годы. Я учитель с двадцатилетним стажем. Но еще не стерта острота впечатлений от этой, организованной учителем, работы.
По-моему, это было как раз то, что нужно сегодня.
Так уж сложилось, что за период моей школьной жизни на моем пути математических вундеркиндов, учащихся - звезд, победителей олимпиад высокого уровня, то есть, кто школьной программой овладевает "играючи", и их аппетит требует все новой и новой пищи, практически не было.
Мои ученики - это старшеклассники с врожденной старательностью.
Наблюдения показывают, что они либо развиваются, преодолевая "препятствия", и становятся лучшими, либо "опускают руки", признав себя неспособными ни к чему.
Потому передо мной стоят непростые задачи, не "упустить" ребенка, а помочь ему вырасти:
- активизировать его познавательную деятельность;
- повысить интеллектуальный уровень;
- в какой-то степени удовлетворить профессиональный интерес;
- развить творческие способности и познавательный интерес;
- расширить кругозор в различных областях науки и техники;
- овладеть навыками самостоятельной работы.
Считаю, что значительную часть поставленных задач учитель может решить на уроке. Ведь именно на уроке учащиеся проводят большую часть времени. Урок-инструмент в руках учителя, а если он интегрированный ... Интеграция дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научных знаний по дисциплинам, усиливает межпредметные связи, расширяет сферу получаемой информации, подкрепляет мотивации обучения.
Так уж случилось, что имею опыт по проведению интегрированных уроков с учителем химии:
- 9 класс (математика - химия) "Использование систем линейных уравнений при решении химических задач"
-10 класс физика (химия) "скорость" (на этом уроке учащиеся в процессе рассуждений, примеров решения задач убеждаются, что все явления, происходящие в природе, вокруг нас, характеризуются скоростью, а физика и химия - две науки, соединенные между собой, что одна без другой в совершенстве жить не могут)
-11 класс (алгебра - химия) "Производная, как математическое понятие и ее значимость для других наук"
Оказывается, как много можно узнать, если выйти за рамки школьного учебника, а значит укрепить свои способности, "подпитать" свой дар
Следующим этапом работы с учащимися является написание ими научных работ. В нашей школе уже десятый год, а именно с 1998 года, работает научное общество учащихся "Ньютон". Я и мои ученики активно принимаем участие в его работе со дня основания. За прошедшие годы было написано немало работ. Вот их тематика:
1998 - 1999 учебный год
1. "Тест - как одна из форм сдачи экзамена по физике в 9 классе"
2. "Разработка методических рекомендаций учителям начальных классов по развитию вычислительных навыков"
1999 - 2000 учебный год
1. "Исследование влажности воздуха в школе и влияние ее на здоровье учащихся"
2. "Рентгеновские лучи в медицине"
3. "Комплексные числа и действия над ними"
4. "Математика и экономика"
2001 - 2002 учебный год
"Реклама - вечный двигатель"
"Решение уравнений"
2005 - 2006 учебный год
"Числа - это боги"
"Игра - серьезное дело"
"Экспонента е вокруг нас"
"Золотое сечение"
Практически все написанные работы на районном уровне занимают призовые места. Прежде всего, для написания работ я просто-напросто "приглядываю" ребят, которые хотели бы сотрудничать и общаться со мной, ждали наших встреч.
Более чем убеждена, что самостоятельный выбор учащимися темы не всегда оправдан, так школьники не обладают достаточным опытом, берут непосильные для них темы, не могут ясно сформулировать круг решаемых проблем.
Потому в начале учебного года я сама (а возможно при помощи родителей) подбираю и формулирую конкретные темы, с учетом уровня знаний, умений, навыков. Далее обговаривается план работы, литература, сроки написания. Очень ценю, если ученик предлагает, что-то свое, оригинальное. Так, например, при выполнении работы "Золотое сечение" ученики 10 класса самостоятельно проверили, как золотое сечение проявляется при построении храма в нашем поселке.
При написании работ огромную помощь оказывают родители. Они вместе с детьми читают литературу, находят соответствующий материал в Интернете, ездят в город Омск в библиотеку им. А.С. Пушкина, помогают печатать саму работу, приходят послушать своих детей на школьную и районную конференции, проявляя тем самым заботу, внимание, неравнодушие: в общем, налицо тесный контакт семьи школы и ученика.
Следующий этап работы с одаренными детьми - это подготовка и участие их в олимпиадах различного уровня. Знакомство с олимпиадными заданиями и их прорешивание происходят на занятиях факультативов. А может быть просто, увидев в ребенке способность индивидуально подходить к решению типовой задачи, предлагаю ему решить нестандартные задачи, стараюсь вовлечь в сферу олимпиадных задач, предлагаю решать их дома. И всегда убеждаю ребенка, что он имеет право на успех и всегда вдохновляет.
Вот уже год работаю в тест классах с учащимися 10-11 классов, организованных центром образовательных инициатив при Омском Государственном Педуниверситете. Имею свидетельство об окончании курсов по тестовой методике. С каждым годом тесты составляются более качественно, направленными на подготовку выпускников к ЕГЭ. Бесспорным фактом является то, что ребята, занимающиеся в тест-классе, хорошо сдают экзамен. Данная форма работы позволяет систематизировать их деятельность и даже решается вопрос о выборе профессии. Практически ежегодно ребята участвуют в районных интеллектуальных марафонах, на заданиях которых можно найти ответ, используя различную дополнительную литературу, опять же приучая себя к постоянному поиску. Всегда помня известную пословицу "Без труда не вынуть рыбку из пруда".
Традиционным моментом является в нашей школе проведение математических декад, где активизируется работа на всех параллелях. Но поскольку я работаю в старшем звене. В большинстве своем десятиклассники и одиннадцатиклассники ведут огромную работу по подготовке общешкольных тематических вечеров. Находят интересный материал, подбирают форму проведения, готовят наглядности. А когда вечер проходит, какую радость успех они испытывают. В качестве примера предлагаю разработку тематического вечера.
В заключение хочу сказать, что любая творческая работа - это полезное занятие, служащее, способом самореализации имеющихся, но может быть еще не раскрытых ранее способностей ребят.
Задача каждого учителя - организовать эту работу, благодаря ей открыть в своем ученике только его неповторимую грань, постараться отшлифовать ее как алмаз, который засияет "сиянием человеческого таланта", и это сияние принесет человеку личное счастье.
Не зря говорят, что учитель как путеводная звезда, как маяк во тьме. Он всегда рядом, как верный друг. Испытывает огромное удовлетворение от малейшего результата своих воспитанников.
Математический вечер
Ребята! Сегодняшний вечер посвящён самой древней и самой юной, вечно молодой науке - математике. Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие качества личности, как логическое мышление, целеустремлённость, сильную волю устойчивое внимание, сосредоточенность, хорошую память, умение логически мыслить, сравнивать, сопоставлять, классифицировать способность к творчеству и научной фантазии, чувство предвидения, умение прикидывать и оценивать результаты, работоспособность, чёткость в суждениях и выводах, находчивость и смекалку, чувство юмора.
Уместно напомнить цитаты: "В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей" и "Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых", так сказал Л. Магницкий. Во многих современных профессиях нужны математические знания: агроному и инженеру, рабочему и доярке, космонавту и дипломату, продавцу и кассиру. Даже домохозяйке - для ведения домашнего хозяйства, для ремонта квартиры, для посещения магазина, почты, телеграфа и т.д.
И отныне ежедневно
Вместе будем непременно
Математику прославлять
И почёт ей воздавать
(Песня "Гимн математике" на слова "Учат в школе")
Уравнения решать, радикалы вычислять
Интересная у алгебры задача
Интегралы добывать
Дробь делить и умножать
Постараешься - придёт к тебе удача
Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигура, то тела не разберёшься
Аксиомы так важны
Теоремы так нужны
Их учи и результата ты добьёшься
Все науки хороши
Для развития души
Их и сами все вы знаете, конечно,
Для развития ума математика нужна
Это было, это будет, это вечно.
На уроке физкультуры мы выполняем упражнения для развития тела. Математика, физика, геометрия - это уроки гимнастики ума. Давайте потренируем свой мозг.
Для участия в математическом конкурсе приглашаются 3 команды 9, 10, 11 классов. Просим занять свои места. Ребята, посовещайтесь и назовите свои команды.
Ребята! На экране вы видите вопросы, на столе листок под № 1. Напротив соответствующего номера записываете верный ответ. За верный ответ - 1 балл. На выполнение задания - 3 минуты. Кто выполнит задание - быстро несёт к столику жюри. За правильность и быстроту добавляется 1 балл.
1 лист:
- 1 процент от 1 тыс. рублей?
- Наименьшее натуральное число.
- Сколько граней у неочинённого карандаша?
- Как называется вторая координата точки?
- Какое число обращается в бесконечность без всяких математических действий?
- Найти корень уравнения (любое).
- Как разделить 18 на 2 половины, чтобы получилось 10?
- Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости?
(В этот момент задание болельщикам)
Ребята! Отгадайте загадку. Верный ответ - 5 баллов.
Я приношу с собою боль,
В лице - большое искаженье,
А (ф) на (п) заменишь коль,
То превращусь я в знак сложения.
(Флюс на Плюс)
Ребята, следующее для вас задание! Разгадать кроссворд:
- Абсолютная величина числа.
- График квадратичной функции.
- Теорема, не требующая доказательства.
- : определения функции.
- Бином :
За полностью разгаданный кроссворд вы получаете 5 баллов. За отдельно правильные ответы по одному баллу. Время - 3 минуты.
В это время задание болельщикам. Болельщики, отгадайте математическую шараду. За верный ответ - 5 баллов. И сразу подумайте какой команде вы их подарите!
Привычное слово кудлатой наседки
Поставьте на первое место
На месте втором, посмотрите-ка - нота,
Важна для любого оркестраНа третьем одна одинокая буква
Пятнадцатая в алфавите.
Один из волос на мордашке котёнка
На месте четвертом.
А сейчас жюри даём время для подсчёта баллов. А для всех - музыкальная пауза!
(На мотив "Зайка моя")
Плюсик ты мой, я - твой минус
Косинус - ты, я - твой синус,
Ты аксиома, я - теорема.
Следствие - ты, а я - лемма.
Припев:
Я ночами плохо сплю
Математику Я так люблю
Математику я так давно, давно люблю
Я и днём теперь не сплю
Я и вечером не сплю
Всё учу, учу, учу, учу, учу.
Знание ты, я шпаргалка
Если ты нуль, то я палка
Ты ордината, то я абсцисса,
Ты уголок, я биссектриса
Математика моя.
Частное ты, я делитель
Ты знаменатель, я числитель
Ты мой кружок, я твой сектор
Ты модуль мой, я твой вектор
Математика моя
Сумма моя, а я разность
Дольная ты, а я кратность
Гипотенуза ты, а я твой катет
Терминов нам с тобой хватит
Математика моя.
Предоставим слово жюри. Спасибо! Ребята! Следующее задание.
На экране вы сейчас последовательно увидите названия песен. А учитель музыки напомнит мотив каждой песни. Ваша задача: написать напротив каждой песни фразу, в которой будет математический термин.
- "Учат в школе"
- "Вместе весело шагать"
- "Крокодил Гена"
- "В траве сидел кузнечик"
- "Там вдали за рекой"
- "Жили у бабуси"
За верную фразу получаете 1 балл. Время 2 минуты.
Ребята - болельщики! Общеизвестно кто ничего не замечает, тот ничего не изучает, кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
Ребята, я более чем уверена, что вы не знаете, какую теорему, изучаемую в школе называют "теоремой невесты". Или знаете? Нет! Тогда попробуйте назвать её с помощью подсказок:
- это одна из важнейших теорем курса геометрии,
- она используется на каждом шагу при решении задач,
- учёный, сформулировавший эту теорему родился на острове Самосе,
- в строительной практике египтяне использовали так называемый "египетский треугольник" - треугольник со сторонами 3, 4 и 5.
Если кто-то сразу назовет теорему Пифагора, то спросить, а почему её так называют?
Ответ: Эта теорема получила название "теоремы невесты" у математиков арабского Востока за сходство чертежа с пчёлкой, бабочкой, что по гречески называлось нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертёж, перевёл слово "нимфа" как "невеста", а не "Бабочка".
Итак, последнее задание. На экране для вас опять вопросы. За каждый по баллу.
Верна ли запись: (выбрать запись).
- 12 человек обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий? 12х11: 2=66
- Какой стол устойчивее на 3 или 4 ножках? (на трёх, так как 3 точки всегда задают единственную плоскость)
- Какие три числа при умножении и сложении дают один и тот же результат. 1х2х3=6, 1+2+3=6.
- Наименьшее семизначное число? 1000000.
- В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании (сто).
(На выполнение задания 3 минуты.)
Ребята-болельщики! Всем известны пословицы или поговорки, в которых используются числительные (семеро одного не ждут; один в поле не воин; старый друг лучше новых двух) А какие знаете вы? За каждую названную пословицу или поговорку 3 балла и какой команде вы их дарите.
Ребята! А жаль, что вы знаете так мало пословиц и поговорок. В них заключена вековая мудрость русского народа и числовые данные придают им более яркий смысл. Вот они: один человек две шапки не носит; один глаз, да и тот на Арзамас; сшито на одного, так на двоих не полезет; глядит, ровно семерых проглотил, а восьмым поперхнулся; одно яйцо два раза не высидишь; одним днём лето не опоздало.
Итак, жюри подводит итоги.
За высокими горами
За синими морями
В тридевятом государстве
Живёт прекрасная страна - МАТЕМАТИКА.
Музыкальная пауза. Песня "Коммунальная квартира"
Эх страна моя родная
Край загадок и чудес
Где ещё такое счастье
Где ещё такой прогресс
Под одной огромной крышей
И просторней и светлей
Ни к чему нам дом отдельный
Вместе будет веселей
Припев:
Это математики, математики квартира
Это математики, математики страна.По утрам шурша листами,
Собирается народ,
Пифагор штаны стирает,
Эйлер интеграл берет,
Гаусс корни извлекает,
Ньютон делает бином,
Кто-то оси расставляет,
Архимед сидит с числом.
К вечеру им всем не спится,
В логарифмы Бриг глядит,
Брадис возится с таблицей,
Измеряет мир Евклид,
Сам Безу там без остатка
Делит сложный многочлен,
Ни к чему нам дом отдельный
Вместе будет веселей.
Слово жюри для награждения. Выходят ведущие и певцы и говорят по строчке:
Все: О горе тому, кто не знает математики!
- Кто так и не смог научиться считать
- Кто синус от косинуса не различит
- Кто дроби не сможет в лицо угадать
Все: Этот предмет - королева наук у нас
- Она так точна и сложна
- Но если друзья мы будем их знать
- То будет жизнь не так уж сложна.
Спасибо за внимание.
Литература.
- Алгебра. Открытые уроки. С.Н.Зеленская г.Волгоград 2004.
- Отдыхаем с математикой. М.А.Иченская г.Волгоград 2008.
- Математика. Открытые уроки. И. "Учитель" г.Волгоград 2007.