Урок математики в 1-м классе. Программа Л.Г. Петерсон

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепить знание нумерации чисел от 1 до 8, состава этих чисел, умение выполнять вычисления, сравнивать числа;
  • закреплять умение составлять выражения по рисункам, соотносить целый отрезок к его части; развивать речь, внимание, память, мыслительные операции;
  • воспитывать чувства взаимопомощи, толерантности, интерес к предмету.

Оборудование:

  • модель компьютера,
  • листы с названием программ компьютера,
  • магнитная доска,
  • модели отрезков,
  • перфокарты,
  • магнитофон,
  • кассета с записью "голоса" компьютера,
  • "домики" состава числа 8: (двухквартирные и трехквартирные), подарки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Уч. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Поприветствуйте их.

Д. -Здравствуйте!

Вдруг стук в дверь. Входит почтальон.

П. -Это 1- "Б"? Распишитесь в получении посылки.

Уч. - Какой посылке?

П. - Вам прислали компьютер.

Уч. - А где же он?

П. - Компьютер уже установлен. Пользуйтесь на здоровье!

Уч. - Ребята давайте проверим (открывает доску)

- Посмотрите, действительно ЭВМ. И уже включена программа

"Калькулятор"

- Кто знает, что такое калькулятор?

Д. - Это счетная машина.

II. Актуализация опорных знаний.

Уч. - Компьютер уже посчитал числовые выражения, которые я для вас приготовила. Давайте проверим.

  • 8 - 7 = 4
  • 5 + 2 = 6
  • 6 - 3 = 2
  • 4 + 4 = 7

Уч. - Ничего не понимаю. А вы ребята?

Д. - Наверно, компьютер испорчен

(звучит голос из компьютера)

- Приветствовать Вас
Я рада друзья!
Играть и считать без Вас мне нельзя.
Но вирус прокрался в системы мои,
Он все перепутал, все числа запутал,
Программу сломал и не хочет уйти.
Вам нужно проверить программы скорей.
Считайте, ребята, считайте точнее.
Пусть ум и внимание помогут в пути
Вам вирус опасный
Скорее найти.

Уч. - Все ясно. Сейчас машина может выдавать только математические задания, тесты. Нам нужно самим посчитать все эти задания, пройти по программам компьютера и найти там вирус. Нам предстоит провести настоящее математическое расследование.

Итак, вперед. Расследование началось!

(звучит таинственная музыка)

1. Устный счет

Уч. - Настоящий сыщик Шерлок Холмс начинал расследование с того, что приводил все свои мысли в порядок.
Мы сделаем так же.

- Посчитаем устно.

- У доски будут работать 2 сыщика. Нужно заселить домики числа 8.

II. Фронтальный опрос

1. Какое число стоит после 3, 14,19

2. Какое число стоит перед 6, 18,20

3. Какое число меньше 17 и 19, 13 и 15, 10 и 12.

4. Назовите числа от 1 до 8 в порядке возрастания, убывания.

Уч. - Проверим, как ребята заполнили домики числа 8.

(ребята высказывают мнения)

III. Закрепление пройденного материала

Уч. - Начнем проверять программы по порядку: программа

1. "Умный магнитофон"

На магнитофон записаны задания математического диктанта.

Уч. - Ребята, вам нужно послушать задания и записать ответы в столбик. Повторите задание. (Один ученик у доски)

1) из 4 вычесть 2;

2) 1 да З;

3) первое слагаемое 4, второе слагаемое 2;

4) увеличить 5 на 3.

Уч. - Какие это числа ?

Д. - Это четные числа.

Уч. - В каком порядке они записаны?

Д. - В порядке возрастания.

Уч. - Добавьте к этим числам ещё одно слагаемое так, чтобы сумма была равна 8.

Проверка.

  • 2 + 6
  • 4 + 2
  • 4 + 4
  • 8 + 0

Уч. - В этой программе вируса нет. Будем искать дальше.

Следующая программа называется

2. "Зашифрованное слово"

Уч. - откройте учебники с.14.

Посмотрите № 1.

Что нам нужно сделать?

Д. - Нам нужно найти значение выражений.

Уч. - Молодцы!

Уч. - Пожалуйста, читайте выражения по-разному.

Но мы не просто будем находить ответ, а рядом с цифрой поставим буквы. Комментированная работа.

Д. - К четырём прибавить два, получиться шесть.

Уч. - Какая буква около цифры 6?

Д. - Буква "О".

  • 4 + 2 = 6 О
  • 8 - 1 = 7 Т
  • 4 + 3 = 7 Т
  • 8 - 2 = 6 О
  • 4 + 4 = 8 Д
  • 8 - 3 = 5 Х

Уч. - Какую закономерность вы заметили?

Д. - Второе слагаемое уменьшилось на 1 и сумма уменьшилась на 1.

Вычитаемое увеличилось на 1 , а разность уменьшилось на 1.

  • 6 - 5 = 1 Н
  • 7 - 5 = 2 И
  • 8 - 5 = З Е

Уч. - Молодцы! Теперь надо расшифровать запись. Вот ключ.

(на доске вывешивается ключ к шифру)

6 7 8 6 5 1 2 7 3
о т д о х н и т е

Уч. - Подставьте буквы и прочитайте слово

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать, отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим, голову поднимем выше
И легко, легко подышим.

Уч. Поднимаем руки класс -

Уч. Повернулась голова -

Уч. Руки вниз 1 вперед смотри -

Уч. Руки в стороны пошире развернули на :

Уч. С силой их к плечам прижать

Уч. Низко, низко надо сесть -

Уч. Встать скорее нужно всем.

Уч. Сядем и усталость сбросим

Д. Это раз.

Д. Это два.

Д. Это три.

Д. Четыре.

Д. Это пять!

Д. Это шесть!

Д. Это семь!

Д. Это восемь

- Принимаемся за следующую программу. В этой вирус не обнаружен.

3. "Отрезок"

Уч. - Посмотрим на № 4. Что изображено?

Д. - Это отрезок, разделенный на несколько частей.

Уч. - Правильно. Что такое отрезок?

Д. - Отрезок - это часть прямой, ограниченный с двух сторон.

Уч. - Нам нужно заполнить пропуски и найти

соотношения между частью и целым.

У доски работает 1 ученик.

(на магнитной доске выполнена такая же модель как и в учебнике, у ребенка есть возможность убирать или добавлять части отрезка, тем самым, наглядно увидеть зависимость между частью и целым)

 img2.gif (1553 bytes)

Последние две записи ребята выполняют сами.

Проверка:

  • а = б + в + с + д
  • а - б = в + с + д
  • а - г - д = б + в
  • а - б - в - д = г

Уч. - Соединим красные квадратики между собой.

Какая фигура получается?

Д. - Это треугольник.

Уч. - Какие ещё геометрические фигуры вы знаете?

Д. - Квадрат, круг, трапеция, ромб, прямоугольник.

Уч. - Какие геометрические тела вы запомнили?

Д. - Цилиндр, куб, конус, пирамида, параллелепипед, шар.

Уч. - Чем отличается друг от друга геометрические фигуры и тела?

Д. - Фигуры плоские, а тела объемные.

Уч. - Вы очень хорошо справились.

Но и тут вируса нет. Возможно, он опережает нас.

Поищем его в другой программе.

4. " Реши сам"

Уч. - Эту программу вы выполните в парах. На столах у вас перфокарты. Вам нужно сделать 4 задания и вписать ответы в пустые карточки. Будьте внимательны. Работая дружно и сообща, вы получите отличный результат.

I. Выбери правильный ответ.

Г

а) 4 + 4 = 7

б) 5 + 3 = 7

в) 8 - 3 = 4

г) 4 + 4 = 8

II. Какая ракета не полетит?

Л

III. Найди ошибку.

А

а) 8 < 5 + 1

б) 8 > 5 + 1 А

IV. Посчитай треугольники.

З

Проверка:

Уч. Прочитайте, какое слово получилось, если сложить буквы в кружочках?

Д. - Глаз.

Уч.- Вы выполнили задания правильно.

Состав, какого числа вы повторили?

Д.- Состав числа 8.

Уч. - Молодцы! Это не просто слово.

Компьютер напоминает, что нужен отдых глазам.

Проведем зарядку для глаз и пальчиков.

1. Решетка

(Дети не плотно сцепляют руки в замок, вытягивают получившуюся "решётку" на уровне глаз на 10см вперёд и смотрят сквозь пальцы попеременно, то на пальчики, то на учителя).

2. "Письмо носом"

- напишите цифры:1, 4, 8,

буквы: а, у, к.

3. Для пальчиков:

- За лесами (дети ставят ладошки "домиком")

- За морями (сцепляют руки в замок и выполняют волнообразные движения)

- За железными столбами (ставят локти на парту, руки подняты вертикально)

Стоит в поле теремок (снова ладошки соединяют "домиком")

На дверях висит замок (сцепляют руки в замок)

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали (не расцепляя руки похлопать в ладоши)
Покрутили, покрутили (покрутить)
Потянули, потянули (потянуть)

И открыли. (руки расцепить).

5. Следующая программа называется

"Графика"

Уч. Графика - это рисунок с помощью линии.

Посмотрите на № 6.

Чем мы займемся?

Д. - Мы допишем выражения, опираясь на ломаные линии.

Уч. - Что такое ломаная линия?

Д. - Это линия, которая состоит из нескольких звеньев и они не находятся на одной прямой.

Уч. - Правильно. Работу мы начнем вместе

Уч. - Какое выражение можно составить, учитывая количество звеньев ломаной каждого цвета?

Д. - 2 + 6 = 8

Уч. - Молодцы! Примените переместительный закон сложения, что получиться?

Д. - 6 + 2 = 8

Уч. - Подберите подходящий рисунок.

(Ученики по очереди комментируют свой выбор).

Уч. - Осталось последняя программа.

Возможно, нам удастся найти заполучить вирус в ней.

6 " Сравнение"

Уч. - Найдите № 5. Нам нужно сравнить выражения.

Эту работу мы будем выполнять самостоятельно по вариантам.

1 - я строка для I - варианта

2-я строка для II - варианта

Приступайте.

Проверка.

I - в

  • 8 > 6
  • 3 - 2 < 7
  • 8 - 4 < 4 + 3

II - в 4 < 8

  • 5 + 3 = 8
  • 7 + 1 = 2 + 6

Уч. Мы просмотрели все программы нашего компьютера. Увы, но наши вычисления не помогли найти вирус.

IV. Итог урока.

Уч. - Давайте вспомним все, чем мы сегодня занимались. Состав какого числа мы повторили?

Д.- Мы повторяли состав числа 8.

Уч.- Быть может, отгадка кроется в этом?

(Учитель подходит к экрану компьютера и нажимает кнопку с цифрой 8. Она откидывается, из нее выпадает человечек- вирус на пружинке.)

(Звучит голос компьютера.)

Ура! Машина спасена!
Спасибо вам, ребята.
Вы потрудились все сполна
За это вам награда!

Уч. - Поздравляю всех сыщиков с удачным расследованием.

- Всем кто сегодня помог считать нашему компьютеру, кто хорошо работал, ЭВМ дарит таблицы сложения.

Урок окончен. До свидания.