Цель:
- закрепить знание нумерации чисел от 1 до 8, состава этих чисел, умение выполнять вычисления, сравнивать числа;
- закреплять умение составлять выражения по рисункам, соотносить целый отрезок к его части; развивать речь, внимание, память, мыслительные операции;
- воспитывать чувства взаимопомощи, толерантности, интерес к предмету.
Оборудование:
- модель компьютера,
- листы с названием программ компьютера,
- магнитная доска,
- модели отрезков,
- перфокарты,
- магнитофон,
- кассета с записью "голоса" компьютера,
- "домики" состава числа 8: (двухквартирные и трехквартирные), подарки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Уч. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Поприветствуйте их.
Д. -Здравствуйте!
Вдруг стук в дверь. Входит почтальон.
П. -Это 1- "Б"? Распишитесь в получении посылки.
Уч. - Какой посылке?
П. - Вам прислали компьютер.
Уч. - А где же он?
П. - Компьютер уже установлен. Пользуйтесь на здоровье!
Уч. - Ребята давайте проверим (открывает доску)
- Посмотрите, действительно ЭВМ. И уже включена программа
"Калькулятор"
- Кто знает, что такое калькулятор?
Д. - Это счетная машина.
II. Актуализация опорных знаний.
Уч. - Компьютер уже посчитал числовые выражения, которые я для вас приготовила. Давайте проверим.
- 8 - 7 = 4
- 5 + 2 = 6
- 6 - 3 = 2
- 4 + 4 = 7
Уч. - Ничего не понимаю. А вы ребята?
Д. - Наверно, компьютер испорчен
(звучит голос из компьютера)
- Приветствовать Вас
Я рада друзья!
Играть и считать без Вас мне нельзя.
Но вирус прокрался в системы мои,
Он все перепутал, все числа запутал,
Программу сломал и не хочет уйти.
Вам нужно проверить программы скорей.
Считайте, ребята, считайте точнее.
Пусть ум и внимание помогут в пути
Вам вирус опасный
Скорее найти.
Уч. - Все ясно. Сейчас машина может выдавать только математические задания, тесты. Нам нужно самим посчитать все эти задания, пройти по программам компьютера и найти там вирус. Нам предстоит провести настоящее математическое расследование.
Итак, вперед. Расследование началось!
(звучит таинственная музыка)
1. Устный счет
Уч. - Настоящий сыщик Шерлок Холмс начинал
расследование с того, что приводил все свои мысли
в порядок.
Мы сделаем так же.
- Посчитаем устно.
- У доски будут работать 2 сыщика. Нужно заселить домики числа 8.
II. Фронтальный опрос
1. Какое число стоит после 3, 14,19
2. Какое число стоит перед 6, 18,20
3. Какое число меньше 17 и 19, 13 и 15, 10 и 12.
4. Назовите числа от 1 до 8 в порядке возрастания, убывания.
Уч. - Проверим, как ребята заполнили домики числа 8.
(ребята высказывают мнения)
III. Закрепление пройденного материала
Уч. - Начнем проверять программы по порядку: программа
1. "Умный магнитофон"
На магнитофон записаны задания математического диктанта.
Уч. - Ребята, вам нужно послушать задания и записать ответы в столбик. Повторите задание. (Один ученик у доски)
1) из 4 вычесть 2;
2) 1 да З;
3) первое слагаемое 4, второе слагаемое 2;
4) увеличить 5 на 3.
Уч. - Какие это числа ?
Д. - Это четные числа.
Уч. - В каком порядке они записаны?
Д. - В порядке возрастания.
Уч. - Добавьте к этим числам ещё одно слагаемое так, чтобы сумма была равна 8.
Проверка.
- 2 + 6
- 4 + 2
- 4 + 4
- 8 + 0
Уч. - В этой программе вируса нет. Будем искать дальше.
Следующая программа называется
2. "Зашифрованное слово"
Уч. - откройте учебники с.14.
Посмотрите № 1.
Что нам нужно сделать?
Д. - Нам нужно найти значение выражений.
Уч. - Молодцы!
Уч. - Пожалуйста, читайте выражения по-разному.
Но мы не просто будем находить ответ, а рядом с цифрой поставим буквы. Комментированная работа.
Д. - К четырём прибавить два, получиться шесть.
Уч. - Какая буква около цифры 6?
Д. - Буква "О".
- 4 + 2 = 6 О
- 8 - 1 = 7 Т
- 4 + 3 = 7 Т
- 8 - 2 = 6 О
- 4 + 4 = 8 Д
- 8 - 3 = 5 Х
Уч. - Какую закономерность вы заметили?
Д. - Второе слагаемое уменьшилось на 1 и сумма уменьшилась на 1.
Вычитаемое увеличилось на 1 , а разность уменьшилось на 1.
- 6 - 5 = 1 Н
- 7 - 5 = 2 И
- 8 - 5 = З Е
Уч. - Молодцы! Теперь надо расшифровать запись. Вот ключ.
(на доске вывешивается ключ к шифру)
6 7 8 6 5 1 2 7 3 о т д о х н и т е
Уч. - Подставьте буквы и прочитайте слово
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать, отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим, голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Уч. Поднимаем руки класс - Уч. Повернулась голова -
Уч. Руки вниз 1 вперед смотри -
Уч. Руки в стороны пошире развернули на :
Уч. С силой их к плечам прижать
Уч. Низко, низко надо сесть -
Уч. Встать скорее нужно всем.
Уч. Сядем и усталость сбросим
Д. Это раз. Д. Это два.
Д. Это три.
Д. Четыре.
Д. Это пять!
Д. Это шесть!
Д. Это семь!
Д. Это восемь
- Принимаемся за следующую программу. В этой вирус не обнаружен.
3. "Отрезок"
Уч. - Посмотрим на № 4. Что изображено?
Д. - Это отрезок, разделенный на несколько частей.
Уч. - Правильно. Что такое отрезок?
Д. - Отрезок - это часть прямой, ограниченный с двух сторон.
Уч. - Нам нужно заполнить пропуски и найти
соотношения между частью и целым.
У доски работает 1 ученик.
(на магнитной доске выполнена такая же модель как и в учебнике, у ребенка есть возможность убирать или добавлять части отрезка, тем самым, наглядно увидеть зависимость между частью и целым)
Последние две записи ребята выполняют сами.
Проверка:
- а = б + в + с + д
- а - б = в + с + д
- а - г - д = б + в
- а - б - в - д = г
Уч. - Соединим красные квадратики между собой.
Какая фигура получается?
Д. - Это треугольник.
Уч. - Какие ещё геометрические фигуры вы знаете?
Д. - Квадрат, круг, трапеция, ромб, прямоугольник.
Уч. - Какие геометрические тела вы запомнили?
Д. - Цилиндр, куб, конус, пирамида, параллелепипед, шар.
Уч. - Чем отличается друг от друга геометрические фигуры и тела?
Д. - Фигуры плоские, а тела объемные.
Уч. - Вы очень хорошо справились.
Но и тут вируса нет. Возможно, он опережает нас.
Поищем его в другой программе.
4. " Реши сам"
Уч. - Эту программу вы выполните в парах. На столах у вас перфокарты. Вам нужно сделать 4 задания и вписать ответы в пустые карточки. Будьте внимательны. Работая дружно и сообща, вы получите отличный результат.
I. Выбери правильный ответ.
Г
а) 4 + 4 = 7
б) 5 + 3 = 7
в) 8 - 3 = 4
г) 4 + 4 = 8
II. Какая ракета не полетит?
Л
III. Найди ошибку.
А
а) 8 < 5 + 1
б) 8 > 5 + 1 А
IV. Посчитай треугольники.
З
Проверка:
Уч. Прочитайте, какое слово получилось, если сложить буквы в кружочках?
Д. - Глаз.
Уч.- Вы выполнили задания правильно.
Состав, какого числа вы повторили?
Д.- Состав числа 8.
Уч. - Молодцы! Это не просто слово.
Компьютер напоминает, что нужен отдых глазам.
Проведем зарядку для глаз и пальчиков.
1. Решетка
(Дети не плотно сцепляют руки в замок, вытягивают получившуюся "решётку" на уровне глаз на 10см вперёд и смотрят сквозь пальцы попеременно, то на пальчики, то на учителя).
2. "Письмо носом"
- напишите цифры:1, 4, 8,
буквы: а, у, к.
3. Для пальчиков:
- За лесами (дети ставят ладошки "домиком")
- За морями (сцепляют руки в замок и выполняют волнообразные движения)
- За железными столбами (ставят локти на парту, руки подняты вертикально)
Стоит в поле теремок (снова ладошки соединяют "домиком")
На дверях висит замок (сцепляют руки в замок)
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали (не расцепляя руки похлопать в ладоши)
Покрутили, покрутили (покрутить)
Потянули, потянули (потянуть)
И открыли. (руки расцепить).
5. Следующая программа называется
"Графика"
Уч. Графика - это рисунок с помощью линии.
Посмотрите на № 6.
Чем мы займемся?
Д. - Мы допишем выражения, опираясь на ломаные линии.
Уч. - Что такое ломаная линия?
Д. - Это линия, которая состоит из нескольких звеньев и они не находятся на одной прямой.
Уч. - Правильно. Работу мы начнем вместе
Уч. - Какое выражение можно составить, учитывая количество звеньев ломаной каждого цвета?
Д. - 2 + 6 = 8
Уч. - Молодцы! Примените переместительный закон сложения, что получиться?
Д. - 6 + 2 = 8
Уч. - Подберите подходящий рисунок.
(Ученики по очереди комментируют свой выбор).
Уч. - Осталось последняя программа.
Возможно, нам удастся найти заполучить вирус в ней.
6 " Сравнение"
Уч. - Найдите № 5. Нам нужно сравнить выражения.
Эту работу мы будем выполнять самостоятельно по вариантам.
1 - я строка для I - варианта
2-я строка для II - варианта
Приступайте.
Проверка.
I - в
- 8 > 6
- 3 - 2 < 7
- 8 - 4 < 4 + 3
II - в 4 < 8
- 5 + 3 = 8
- 7 + 1 = 2 + 6
Уч. Мы просмотрели все программы нашего компьютера. Увы, но наши вычисления не помогли найти вирус.
IV. Итог урока.
Уч. - Давайте вспомним все, чем мы сегодня занимались. Состав какого числа мы повторили?
Д.- Мы повторяли состав числа 8.
Уч.- Быть может, отгадка кроется в этом?
(Учитель подходит к экрану компьютера и нажимает кнопку с цифрой 8. Она откидывается, из нее выпадает человечек- вирус на пружинке.)
(Звучит голос компьютера.)
Ура! Машина спасена!
Спасибо вам, ребята.
Вы потрудились все сполна
За это вам награда!
Уч. - Поздравляю всех сыщиков с удачным расследованием.
- Всем кто сегодня помог считать нашему компьютеру, кто хорошо работал, ЭВМ дарит таблицы сложения.
Урок окончен. До свидания.