Раздел: "А.С.Пушкин и музыка".
Цель урока: на примере симфонической картины "Три чуда" из оперы Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" показать, как музыка выражает сущность литературного образа.
Педагогическая идея урока: "Запомнить в музыке можно только то, что поняо и эмоционально прочувствовано".
Задачи.
- Образовательная: формирование представления об изобразительных и выразительных возможностях музыки, литературы и живописи на примере произведений искусства.
- Воспитательная: вызвать у учащихся интерес к взаимному общению на основе интереса к искусству, осознать коммуникативную роль искусства, возбудить чувство сопереживания.
- Развивающая: совершенствование певческих и исполнительских навыков, активизация эмоционального отклика на музыку, развитие умения содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.
Тип урока: урок введения в тему.
Жанр урока: урок-беседа с использованием ролевой игры.
Форма урока: трехчастная.
Методы.
- Метод драматургии урока как урока искусства.
- Метод создания "композиции" в форме диалога, раскрывающего интонационно-образное содержание музыкального искусства, музыкальных произведений.
- Метод использования широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
- Метод использования наглядности.
Материально-техническое обеспечение урока:
магнитофон, телевизор, синтезатор, видеомагнитофон, видеокассеты "Сказка о царе Салтане" ,аудиокассета музыки Н. Римского-Корсакова (симфоническая картина из оперы "Сказка о царе Салтане" "Три чуда"), портреты А.С.Пушкина и Н. Римского-Корсакова, репродукции картины Врубеля "Царевна Лебедь", русские народные инструменты.
Структура урока.
1 Экспозиция урока: погружение в тему урока, формулировка проблемы.
2 Разработка проблемы.
Слушание музыки: симфоническая картина "Три чуда" из оперы Н.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане":
- эпизод "город Леденец" - дать характеристику выразительным средствам,
- сравнение с народной песней "Во саду ли, в огороде", пение с использованием ритмопластики,
- разучивание хора "Не в саду, не в огороде" из оперы "Сказка о царе Салтане".
- слушание эпизода "Белка", дать характеристику выразительным средствам музыки, сравнить с хором и народным пением,
- игра на народных инструментах импровизированных " Вариаций",
- слушание эпизода "Богатыри", анализ музыки, просмотр видеофрагмента,
- слушание эпизода "Царевна Лебедь" с просмотром видеофрагмента, анализ музыки, воплощение образа Царевны Лебедь в картине И.Врубеля.
- исполнение песни Е. Птичкина "Сказки гуляют по свету".
3 Реприза. Заключительная часть. Подведение итогов (в форме кроссворда).
Выводы урока.
Ход урока
У-Добрый день, ребята! Посмотрите внимательно на эти два портрета кисти О.Кипренского и В.Тропинина. Кто на них изображен?
Д - А.С. Пушкин.
У - Назовите известные вам сказки русского поэта А.С. Пушкина.
Д - "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о попе и о работнике Балде", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Руслан и Людмила".
У - Сегодня у нас в гостях одна из пушкинских сказок. Но наша сказка - необычная, волшебная. Ее перевел на музыкальный язык известный русский композитор Н. Римский-Корсаков. Это значит, что главным действующим лицом в этой сказке будет музыка. Давайте ей дадим слово и послушаем музыкальный фрагмент, а затем ответим на вопрос, какую сказочную картину нарисовал композитор?
Д - Варианты ответов. Сказочный город. Праздничный перезвон колоколов, залпы пушек, оживление толпы ит.д.
У - Действительно эта картина сказочного города. Вот так ее описывает поэт А.С. Пушкин:
"Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами.
Стены с частыми зубцами.
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Лишь ступили за ограду, оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон.
К ним народ на встречу валит,
Хор церковный бога хвалит,
Город новый, златоглавый,
Пристань с крепкою заставой.
Разом пушки запалили,
В колокольни зазвонили :."
Ребята, вы узнали эту сказку?
Д - "Сказка о царе Салтане".
У - Какую удивительно красочную картину описал стихами поэт А.С.Пушкин! Слово сразу рождает определенный образ. Остров, златоглавые церкви - вы их сразу представляете в своем воображении. Но ведь у музыки есть свой неповторимый музыкальный язык. Что помогает композитору достичь изобразительности и выразительности в музыке? Как мы еще иначе называем музыкальный язык?
Д - Музыкальная интонация, средства музыкальной выразительности.
У - А из каких семи элементов она состоит? Вспомним волшебный цветок (на доске изображение цветка ).
Учитель работает над повторением средств музыкальной выразительности: ритмом, мелодией, аккомпанементом, регистром, тембром, ладом, динамикой. Именно с помощью музыкальной интонации композитор доносит до нас содержание музыкального произведения, характер музыкальных образов. И нам без слов становится все понятно. Итак, у нас с вами наметилась проблема. Можно ли пересказать "Сказку о царе Салтане" на музыкальном языке так, чтобы точно обрисованные образы персонажей передали пушкинскую атмосферу "сказочных чудес"? Ведь симфоническая картина, написанная композитором Римским-Корсаковым и звучащая перед последним действием оперы, не случайно называется "Три чуда".
У - Вернемся к музыкальной теме сказочного города Леденец. Откройте хрестоматию стр.38.Композитор рисует музыкой хрустальный трезвон колокольчиков. Какой регистр используется?
Д - Высокий.
У - Дайте характеристику мелодии. Как она звучит: плавно или отрывисто?
Д - Отрывисто.
У - Для создания красочного сказочного колорита композитор использует инструменты с яркими тембрами: арфа, колокольчики, флейта- пикколо.
Скажите, а лад в мелодии меняется? (играет фрагмент).
Д - Сначала минор, потом мажор.
У - Отрывистое, арпеджированное звучание мелодии создает эффект раскачивания, а перемена мажора и минора - переливание и блеск.
А какова динамика первой части эпизода?
Д - Р, тихо.
У - Пиано придает отдаленность звучания колокольчиков.
Скажите, а что изображает внезапный резкий аккорд в очень низком регистре по сюжету пушкинской сказки?
Д - Залп пушки.
У - После орудийного залпа, по сказке Пушкина, толпа людей устремляется к пристани встречать гостей, и начинают звонить большие колокола . Что использует композитор для создания этой картины? Какие средства музыкальной выразительности?
Д - Динамика крещендо ,f f f, звучат все регистры, захватывая большой диапазон звучания.
У - А в оркестре, какие группы музыкальных инструментов подсоединяются?
Д - Струнные, деревянно-духовые.
У - А что происходит с музыкой в финале сцены?
Д - Музыка внезапно перестает звучать.
У - Почему композитор так резко и неожиданно обрывает звучание музыки, не доводя ее до логического окончания, создав чувство оцепенения и удивления?
Д - Не могут ответить.
У - Может на этот вопрос нам ответит музыка? (звучит эпизод "Белка").
Как вы думаете, какое чудо изображает композитор в этом эпизоде и почему?
Д - Белка. Отвечают, почему так решили.
У - С помощью, каких выразительных средств рисует композитор сказочный персонаж?
Д - staccato , флейта- пикколо, высокий регистр, прыгающая интонация, танцевальный характер.
У - Аккомпанемент гобоев и струнных играют специальным приемом pizzicato.
Какой инструмент напоминают звучание этих пустых квинт?
Д - Балалайка, домбра.
У - Это придает теме скоморошичий, шутливый характер. Мелодия звучала один раз или повторяется?
Д - Повторяется.
У - Тема неизменна, а что менялось?
Д - Аккомпанемент.
У - Как называется форма, в которой повторяется тема и наполняется каждый раз новым содержанием?
Д - Вариации.
У - А какую народную песню использует композитор, вы узнали ее?
Д - " Во саду ли в огороде".
У - А почему Римский-Корсаков взял именно эту песню для создания образа белки и активно использовал достаточно редкие инструменты для традиционного оркестра флейту- пикколо, ксилофон? Ответ на это вопрос мы можем найти в стихах А.С.Пушкина: "Белочка при всех золотой грызет орех (ксилофон, щелкающий звук), изумрудец вынимает (челеста, хрустальное прерывистое звучание), а скорлупку собирает, кучки равные кладет и с присвисточкой поет (флейта- пикколо) "Во саду ли, в огороде".
Давайте мы с вами вспомним эту русскую народную песню и сравним ее с произведением композитора Римского-Корсакова. Какой у нее характер?
Д - Веселый, танцевальный.
Вокальная работа с песней. Обратить внимание на ровные восьмые, неторопливость. Использовать при исполнении ритмопластику, танцевальные движения русского народного танца, а также исполнительные возможности учеников, игра в ансамбле, домбра.
У - Тема мелодии нар. песни проста, неприхотлива, ровное движение восьмыми. В обработке Римского-Корсакова она окрашивается новой интонацией: скачущей, прыгающей, танцевальной, высоким регистром звучания. Композитор украсил мелодию затейливыми узорами, изменил слегка ритмический рисунок, ввел партию ксилофона и флейты- пикколо. Все это дало возможность с помощью народной песни удивительно тонко и убедительно нарисовать музыкальный образ белки - первого чуда симфонической картины Римского-Корсакова.
Тему белки мы можем услышать и в хоре гостей из оперы " Сказка о царе Салтане", которую мы разучивали на прошлом уроке. Давайте вспомним.
Вокальная работа. Обращается внимание на ритм, характер, исполнение, паузы, динамику. Подчеркнуть, что аккомпанемент бережно поддерживает смысл музыкального образа белки, рисуя то щелканье орехов, то переливание изумрудов, то грозный характер дьяка.
У - В какой форме написан хор "Не в саду не в огороде"?
Д - Это - вариации.
У - А сейчас я хочу, чтобы мы вместе попробовали, используя народные музыкальные инструменты, сымпровизировать вариации на тему: "Во саду ли в огороде". Работа по партиям: ударные, духовые, струнные, затем сведение вместе.
Вернемся к симфонической картине композитора Римского-Корсакова. Послушайте музыкальную тему второго чуда, (учитель играет богатырскую тему). Кого нам нарисовала эта тема?
Д - Богатырей.
У - А какой характер у этой музыки?
Д - Мужественный, волевой, решительный.
У - А что изображает аккомпанемент?
Д - Море.
У - Спокойное или бурлящее?
Д - Бурлящее.
У - Давайте вспомним, какими изображает поэт А.С. Пушкин богатырей в своей сказке:
"Море вздуется бурливо,
Океан подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор
Скажите, а музыкальный образ богатырей и поэтический созвучны друг другу по характеру?
Д - Да.
У - Давайте послушаем ,как богатырская тема проходит в симфоническом оркестре, (звучит фрагмент "богатыри" под видеопоказ фрагмента мультфильма"Сказка о царе Салтане").
Какие инструменты исполняют богатырскую тему?
Д - Медно-духовые инструменты.
У - Блестящий хор валторн и тромбонов исполняет мужественную богатырскую тему, а образ бурлящего моря изображают быстрые пассажи струнных и деревянных духовых, а свист ветра - хроматическая гамма гобоев и флейт в высоком регистре.
У - Когда затихла "Буря", веселая фанфара возвестила о третьем чуде - подскажите каком?
Д - Царевне- Лебеди.
У - Обратимся к сказке А.С. Пушкина:
"За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит"
Послушайте музыкальную тему "Царевны - Лебедь", какая она по характеру?
Д - Нежная, красивая, ласковая.
У - А какой музыкальный инструмент играет эту тему в оркестре ( наиграть тембр гобоя)?
Д - Гобой.
У - Эта мелодия как-бы "выплывает" на фоне аккомпанемента ( учитель играет фрагмент). Что нам рисуют аккорды вступления, какую картину?
Д - Моря.
У - Безмятежного, спокойного моря. Мелодия царевны Лебедь вобрала в себя интонацию народных песен, развиваясь и изменяясь. В финале симфонической картины она звучит мощно в исполнении струнных и духовых инструментов - как гимн красоте, добру. Это кульминация всей симфонической картины. Слушаем, (звучит музыка на фоне видеофрагмента).
К образу Царевны Лебедь обращались не только поэты и композиторы, но и художники. Посмотрите на картину Врубеля "Царевна- Лебедь". Скажите, какой видит Царевну художник?
Д - Нежной, хрупкой, беззащитной.
У - Скажите, а картина Врубеля по характеру созвучна музыке Римского-Корсакова?
Д - Да.
У - А теперь мы вернемся к проблеме, которую наметили в начале урока.
Можно ли пересказать сказку о царе Салтане на музыкальном языке так, чтобы точно обрисованные образы персонажей передали пушкинскую атмосферу "сказочных чудес"? Обладает ли музыка выразительностью и изобразительностью?
Д - Музыка может передать выразительность литературных образов и изобразить окружающую обстановку.
У - А сейчас откройте учебники стр.51. Можно отнести симфоническую картину
"Три чуда" из оперы Н. Римского-Корсакова к жанру музыкальной живописи?
Д - Можно.
У - А что композитору для этого необходимо?
Д - Музыкальная интонация, средства музыкальной выразительности.
У - А каких составляющих интонации не хватает в учебнике? Продолжите список.
Д- Динамика, темп, мелодия, ритм.
У - Прочтите вопрос в конце раздела.
Дети читают.
У - Эти задания мы выполним в форме кроссворда - теста, Они у вас лежат на партах. Вам надо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов, и тогда в центре по горизонтали вы прочтете имя главного героя пушкинской сказки. Дети работают с кроссвордом.
И финальным аккордом нашего урока может прозвучать песня Е.Птичкина "Сказки гуляют по свету". Вокально-хоровая работа. Подведение итогов, оценки.