ЦЕЛИ: уточнить представление детей о лесе и его обитателях, воспитание любви к природе и животным.
ГЕРОИ:
- ЛЕСОВИЧОК;
- ЗАЯЦ;
- МЕДВЕДЬ;
- КУКУШКА;
- ЛИСА;
- БЕЛКА;
- ВОЛК.
ХОД УРОКА
ЛЕСОВИЧОК (входит):
Здравствуйте! Ребята, вы меня узнали? Да, ребята, я ЛЕСОВИЧОК. Я не простой ЛЕСОВИЧОК, а добрый, и к тому же волшебник. А знаете, где я живу? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. У меня есть волшебная палочка. При помощи этой волшебной палочки я покажу вам все лесные богатства.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ.
Ребята, я думаю, вы знаете, как надо себя вести в лесу? (Ответы детей). Например: зверюшек не обижать, деревья зря не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник.
Ну что, в путь! (звучит музыка)
Девочка читает на фоне музыки:
Здравствуй, лес,
Дремучий лес.
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои! (входят животные и птицы)
ЛЕСОВИЧОК:
Вместе со мной к вам в гости пришли мои друзья. Вы их знаете? Кто это? Они тоже пойдут с нами в лес.
ФИЗМИНУТКА.
Дети одевают рюкзаки, идут (топают ногами), перепрыгивают через ручей (прыгают), поднимаются в гору, спускаются с горы.
ЛЕСОВИЧОК:
Ребята, мой лес красив во все времена года. А сколько книг написано о природе, о лесе? Какие вы читали книги? Один замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ:
Чем же именно дорог нам лес? Почему мы дружим с лесом? Для чего он людям нужен? (Ответы детей).
Например:
1 ученик: Лес – это наше богатство.
2 ученик: Лес - это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
3 ученик: Лес – это дом для зверей и птиц.
4 ученик: Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
5 ученик: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
ЛЕСОВИЧОК:
Ребята, дом у меня в лесу имеет три этажа. Какие? (Ответы детей).
- Травы, кустарники, деревья.
Ребята, с весны и до поздней осени у меня в лесу на полянах цветет много цветов. Какие цветы?
Дети отвечают.
ПОДСНЕЖНИК
Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.
ЛАНДЫШ
Родился ландыш
В майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит,
И этот звук услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Когда цветут цветы? (Весной).
А какие еще цветы можно увидеть весной?
ОДУВАНЧИК
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Он заметный, золотой,
Постарел и стал седой,
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел. (Летом)
ЛЕСОВИЧОК:
А какую пользу приносят растения? (Пчелы собирают нектар – мед, лекарственные растения: ромашка, подорожник, зверобой, ландыш майский).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ:
Не рвать больших букетов. Занесены в Красную книгу: ландыш, купальница (рассказ учителя о Красной книге).
ЛЕСОВИЧОК:
К растениям относятся не только цветы, но и деревья.
ЕЛЬ
Я – ель. Я прихожу к вам под Новый год. Обычай украшать елку пришел давно. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой они приносили ветки. Я живу 150 – 200 лет.
КЛЕН
Я – клен. Я гость парков и улиц городов. У клена крепкая древесина, ее применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. А также делают некоторые музыкальные инструменты.
БЕРЕЗА
Я – береза. Я полюбилась русскому народу. Про меня сложено много песен, стихов, загадок. Какие стихи вы знаете? Из березы делают мебель, лыжи, много сувениров. А береста? Это готовая природная бумага.
ДУБ
Я – дуб. В старину дуб шел на строительство кораблей, на изготовление мебели, паркета. А если несколько листочков дуба положить в банку с солеными огурцами, то они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
ЛЕСОВИЧОК:
Что еще делают из древесины? (Бумагу, спички и т.д.)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ:
Сбор макулатуры.
ЛЕСОВИЧОК:
А какие птицы, звери, насекомые живут в лесу? (Ответы детей).
Например:
КУКУШКА
У нее необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними за несколько дней.
СОВА
Уничтожает грызунов.
ДЯТЕЛ
Его называют лесным доктором.
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
Уничтожает малярийных комаров.
ЛИСА
Уничтожает грызунов.
ВОЛК
Уничтожает больных животных и т.д.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ.
Зверофермы, где разводят животных (ценный мех).
ЛЕСОВИЧОК:
А какие вы знаете загадки о лесе и его обитателях?
Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее …. (лиса)В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка)
ВИКТОРИНА
- Из какого дерева делают спички? (Осина)
- Какое дерево применяется при изготовлении лыж? (Береза)
- У каких деревьев листья осенью красные? (Осина, клен)
- Какие деревья делают сладкий сок? (Береза, клен)
- Какое дерево зимой и летом одним цветом? (Ель)
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Литература
- Заходер Б.В. Стихи. Издательство “Слово”. – М., 2003.
- Рассказы, стихи для детей. – Тула: Приокское книжное издательство, 1987.
- Маршак С.Я. Голос в лесу. – М.: Просвещение, 1995.