Комбинированный урок по теме "Лес – наше богатство"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ: уточнить представление детей о лесе и его обитателях, воспитание любви к природе и животным.

ГЕРОИ:

  1. ЛЕСОВИЧОК;
  2. ЗАЯЦ;
  3. МЕДВЕДЬ;
  4. КУКУШКА;
  5. ЛИСА;
  6. БЕЛКА;
  7. ВОЛК.

ХОД УРОКА

ЛЕСОВИЧОК (входит):

Здравствуйте! Ребята, вы меня узнали? Да, ребята, я ЛЕСОВИЧОК. Я не простой ЛЕСОВИЧОК, а добрый, и к тому же волшебник. А знаете, где я живу? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. У меня есть волшебная палочка. При помощи этой волшебной палочки я покажу вам все лесные богатства.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ.

Ребята, я думаю, вы знаете, как надо себя вести в лесу? (Ответы детей). Например: зверюшек не обижать, деревья зря не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник.

Ну что, в путь! (звучит музыка)

Девочка читает на фоне музыки:

Здравствуй, лес,
Дремучий лес.
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои! (входят животные и птицы)

ЛЕСОВИЧОК:

Вместе со мной к вам в гости пришли мои друзья. Вы их знаете? Кто это? Они тоже пойдут с нами в лес.

ФИЗМИНУТКА.

Дети одевают рюкзаки, идут (топают ногами), перепрыгивают через ручей (прыгают), поднимаются в гору, спускаются с горы.

ЛЕСОВИЧОК:

Ребята, мой лес красив во все времена года. А сколько книг написано о природе, о лесе? Какие вы читали книги? Один замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ:

Чем же именно дорог нам лес? Почему мы дружим с лесом? Для чего он людям нужен? (Ответы детей).

Например:

1 ученик: Лес – это наше богатство.

2 ученик: Лес - это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

3 ученик: Лес – это дом для зверей и птиц.

4 ученик: Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

5 ученик: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

ЛЕСОВИЧОК:

Ребята, дом у меня в лесу имеет три этажа. Какие? (Ответы детей).

- Травы, кустарники, деревья.

Ребята, с весны и до поздней осени у меня в лесу на полянах цветет много цветов. Какие цветы?

Дети отвечают.

ПОДСНЕЖНИК

Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.

ЛАНДЫШ

Родился ландыш
В майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит,
И этот звук услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.

Когда цветут цветы? (Весной).

А какие еще цветы можно увидеть весной?

ОДУВАНЧИК

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Он заметный, золотой,
Постарел и стал седой,
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел. (Летом)

ЛЕСОВИЧОК:

А какую пользу приносят растения? (Пчелы собирают нектар – мед, лекарственные растения: ромашка, подорожник, зверобой, ландыш майский).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ:

Не рвать больших букетов. Занесены в Красную книгу: ландыш, купальница (рассказ учителя о Красной книге).

ЛЕСОВИЧОК:

К растениям относятся не только цветы, но и деревья.

ЕЛЬ

Я – ель. Я прихожу к вам под Новый год. Обычай украшать елку пришел давно. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой они приносили ветки. Я живу 150 – 200 лет.

КЛЕН

Я – клен. Я гость парков и улиц городов. У клена крепкая древесина, ее применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. А также делают некоторые музыкальные инструменты.

БЕРЕЗА

Я – береза. Я полюбилась русскому народу. Про меня сложено много песен, стихов, загадок. Какие стихи вы знаете? Из березы делают мебель, лыжи, много сувениров. А береста? Это готовая природная бумага.

ДУБ

Я – дуб. В старину дуб шел на строительство кораблей, на изготовление мебели, паркета. А если несколько листочков дуба положить в банку с солеными огурцами, то они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

ЛЕСОВИЧОК:

Что еще делают из древесины? (Бумагу, спички и т.д.)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ:

Сбор макулатуры.

ЛЕСОВИЧОК:

А какие птицы, звери, насекомые живут в лесу? (Ответы детей).

Например:

КУКУШКА

У нее необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними за несколько дней.

СОВА

Уничтожает грызунов.

ДЯТЕЛ

Его называют лесным доктором.

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ

Уничтожает малярийных комаров.

ЛИСА

Уничтожает грызунов.

ВОЛК

Уничтожает больных животных и т.д.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ.

Зверофермы, где разводят животных (ценный мех).

ЛЕСОВИЧОК:

А какие вы знаете загадки о лесе и его обитателях?

Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее …. (лиса)

В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка)

ВИКТОРИНА

  1. Из какого дерева делают спички? (Осина)
  2. Какое дерево применяется при изготовлении лыж? (Береза)
  3. У каких деревьев листья осенью красные? (Осина, клен)
  4. Какие деревья делают сладкий сок? (Береза, клен)
  5. Какое дерево зимой и летом одним цветом? (Ель)

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Литература

  1. Заходер Б.В. Стихи. Издательство “Слово”. – М., 2003.
  2. Рассказы, стихи для детей. – Тула: Приокское книжное издательство, 1987.
  3. Маршак С.Я. Голос в лесу. – М.: Просвещение, 1995.