Основные цели урока:
1) сформировать способность к фиксированию понятия “равные фигуры”, к фиксированию умения нахождения равных фигур ;
2) повторить соотношения между количественными характеристиками частей и целого; в пределах 9;
3) тренировать мыслительные операции: сравнение и аналогия.
Демонстрационный материал:
1) рисунки двух ключей (лист А-4):
2) рисунок Страны Геометрических фигур (лист А-4):
3) набор геометрических фигур:
4) набор цифр и знаков
5) эталон сложения, вычитания (урок 11);
6) эталон числа один (урок 17);
7) эталон числа 2:
8) черный и красный фломастеры;
9) карточка для запоминания состава числа два:
10) образец выполнения самостоятельной работы (№ 2 стр. 36):
11) 5 листов А-4 с изображением мешков (один мешок – целое, четыре мешка – части);
12) образец выполнения графического диктанта:
Раздаточный материал:
1) геометрическое лото;
2) 5 мешков на листах А-4;
3) набор цифр и знаков действий;
4) карточки с изображением эталонов сложения, вычитания;
5) эталон числа 1;
6) эталон числа 2 в конверте
7) половина листа А-4;
8) цветные карандаши;
9) файловые папки с расчерченными на клетки листами (урок 17);
10) образец оформления рабочей тетради:
Ход урока
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие в Страну Геометрических фигур.
Но чтобы попасть в эту страну, вам надо открыть две волшебные двери. А эти двери открываются при помощи двух волшебных ключиков. Что поможет вам получить эти ключики?
-Какие знания и умения могут вам пригодится по дороге в Страну Геометрических фигур?
Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем счастливого пути.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель:
1) повторить соотношения между частью и целым;
2) актуализировать представления о количестве как свойстве предметов и способе сравнения групп предметов;
3) зафиксировать затруднение – отсутствие согласованного способа обозначения числа два.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Счет до 20 и обратно
- Счет от 7 од 12, от 16 до 9
- Назовите последующее число 8. Как получить последующее число?
- Назовите предыдущее числа 6. Как получить предыдущее число?
- Назовите соседей числа 14
- Какое число стоит между 5 и 7?
- Какое число стоит справа от 12, слева от 17?
- Найдите разность чисел 9 и 2. Придумайте числовое выражение с таким значением.
- Что вы можете рассказать о числе 9?
- Игра “День – ночь”: 5+2-1-3+4+2 (9)
- Дополните задачи и составьте к ним выражения:
а) Было 7 белых котят и 1 черный котенок.
б) Было 9 яблок. Съели 2 яблока.
2) Найдите по числовому отрезку сумму чисел 9 и 4. Какое равенство получилось? (9+4=13). Какие еще равенства можно составить из чисел 9, 4, 13? (4+9=13)
3) Сравните фигуры по форме, цвету и размеру:
4) Сравните с помощью знаков = и ?
5) На парте у каждого ученика лежит раздаточный материал: большой и маленький красный квадрат, большой и маленький зеленый круг, большой и маленький желтый прямоугольник ,два одинаковых синих треугольника.
Задание:
-Ребята, по каким признакам различаются фигуры? (цвет, форма, размер)
-Сейчас вы должны подобрать по парам по две фигуры, в которых меняется только один признак- размер.Так как фигур четное количество, то все они должны быть разбиты на пары.
Дети самостоятельно работают за партами.
-Кто все сделает, поднимите руку.
3. Постановка проблемы.
Цель:
- выявить место и причину затруднения – отсутствие согласованного варианта обозначения числа 2;
Организация учебного процесса на этапе 3:
-Смогли ли вы разбить все фигуры на пары? (Нет.)
-В чем вы испытали затруднение? (Синие треугольники одинаковые по цвету, форме и по размеру.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
-Как вы можете доказать, что эти фигуры одинаковые по размеру? (Путем наложения одной фигуры на другую.)
-Как бы вы назвали фигуры, которые совпадают между собой по цвету, форме и размеру? (Предлагаются детьми различные варианты ответов и выбирается понятие “равные фигуры”.)
-Так как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (“Равные фигуры”.)
Название темы урока вывешивается учителем на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) определить способ нахождения равных фигур;
2) зафиксировать новое знание на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- На магнитной доске прикреплены фигуры. Детям предлагаются найти равные фигуры .Сначала ученики выбирают равные фигуры визуально, затем накладывают их друг на друга, чтобы они совместились. Дети самостоятельно делают вывод: “Равными фигурами являются те фигуры, которые можно совместить наложением”.
- На доске прикрепляется зеленый, красный и синий квадрат.
Задание:
-Сравнить наложением зеленый и красный квадраты. (Они равные.)
-Сравнить красный и синий квадраты. (Они тоже равные.)
Вопрос:
-Что можно сказать о зеленом и синем квадратах? (Они равные.)
Дети делают вывод:
“Если первая фигура равна второй, а вторая- третьей, то первая фигура тоже равна третьей”.
-Итак, ребята, мы с вами заработали первый ключ. Теперь нам надо получить второй золотой ключ. А сможем мы его получить только в том случае, если научимся сравнивать фигуры, начерченные в тетрадке, где невозможен для применения метод наложения. Как же быть в таком случае?
Учитель показывает модели двух фигур, разбитых на клетки.
Вопрос:
-Как вы думаете, как можно сравнить эти фигуры? (Разные варианты ответов учеников, выявляется верный- путём подсчета количества клеток.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение нахождения равных фигур путём зрительного соотнесения;
Организация учебного процесса на этапе 6.
Ребята, мы с вами получили два волшебных ключа и теперь смело можем путешествовать по стране Геометрии.
1)№1стр.36
Задание: найти равные фигуры и раскрасить их одним цветом.
Проверка по образцу с помощью кальки, выявление и разбор ошибок. Комментирование выполнения заданий.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) проверить сформированность представления о равных фигурах;
2) тренировать способности к самоконтролю и самооценке.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№2 стр.36
Ученики самостоятельно определяют задание и выполняют его. Самопроверка. Комментирование детей о том, поняли ли они тему урока, где испытали трудность, как вышли из затруднительного положения. Самоанализ.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым, к сложению частей и удалению части;
2) тренировать способность к ориентации на тетрадном листе и выполнению действий по команде.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1)№3 стр.36
Один из учеников объясняет задание, класс выполняет с комментированием.
2)№ 4, 5 стр. 37
Задание объясняется учителем, дети самостоятельно его выполняют, взаимопроверка и взаимооценка по парам.
3)Работа в тетрадках. (повторение состава “9”)
Задание:
Отгадать загадки, записав в тетрадках решение. Совместный разбор с комментированием.
Есть у Нади 5 тетрадей.
Папа девочке их дал.
Дал и Ире он четыре.
Ты б тетради подсчитал. (5+4=9)
-В шкафу стояло девять чашек.
Одну из них взяла Наташа.
Теперь уж сколько чашек там?
Подумай и ответишь сам. (9-1=8)-Два гуся летят над нами,
Два других за облаками,
Пять спустились за ручей.
Сколько было всех гусей? (2+2+5=9)-В кружку сорвала Марина
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (9-5=4)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Что нового узнали сегодня в стране Цифирии? (Как обозначать число два с помощью точек и цифрой.)
- Покажите на эталоне.
- Как иначе называют два предмета? (Пара.)
- Кто научился писать цифру два? (Дети поднимают руки.)
- Что подтверждает ваши слова? (Верно выполненное первое задание в самостоятельной работе.)
- Что еще узнали о числе два? (Как составить число два.)
- Расскажите. (К одному прибавить еще один.)
- Кому из вас в нашем путешествии удалось побывать в учебной деятельности? Докажите.
- Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях в тетради точку цветным карандашом:
красная точка – активно работал с классом, у меня все получалось;
желтая точка – работал с классом, допустил 1-2ошибки;
зеленая точка - работал с классом, допустил 3-4 ошибки;
синяя точка – не включался в работу класса.
- Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны весь урок и помогали нам открывать новые знания. (Учитель называет имена детей.)
-Что нового узнали сегодня на уроке? (понятие “равные фигуры”)
-Какими способами можно доказать, что фигуры равны? (путём наложения фигур и подсчета клеток)
-Продолжите фразу:
“Если первая фигура равна второй, а вторая равна третьей, значит…” (первая фигура равна третьей фигуре).
- Желаете ли вы продолжить работу по нахождению равных фигур?
-Оцените сами свою работу на уроке. Самооценка детьми собственной деятельности при помощи светофоров с комментированием.