Цель: Познакомь учащегося с растительным и животным миром пустыни и их приспособляемость к недостатку влаги.
Задачи: 1.Выявить значение воды для живых организмов пустыни. Особенности их строения и питания. Выявить взаимосвязи между растительным сообществом при наличии или отсутствии воды.
2. Развивать умение работать с различными источниками информации, отбирать нужный материал, пользоваться самостоятельно добытыми знаниями, связывать и сопоставлять.
3. Воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение к собеседнику, умение слышать и слушать другого, не повторяя и не перебивая.
Оборудование:
- таблица на доске
- карта природных зон
- картинки (рисунки)
- карточки со словами
- видеоинформация.
Ход урока
1.ОРГ. МОМЕНТ
Прозвенел звонок, начался урок.
Спинки ровно, рот закрыт,
Носик дышит – не сопит.
Тишина сейчас у нас – тихо сел наш дружный класс.
2.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ
Давайте обратимся к словам известного поэта.
Закон природы велик! Он вечный двигатель
вселенной.
Открытия учёным он сулит, дерзайте, юные, всё
будет непременно.
Сегодня на уроке мы тоже должны сделать свои открытия.
3.ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
-Допустимо ли существование всего живого без воды?
-Какой можно сделать вывод? (существование жизни на Земле без воды невозможно)
-А что делать, если её недостаточно?
-А знаете ли вы места на Земле, где воды совсем мало?
Звучит фонограмма песни “Учкудук” группы Ялла
- Горячие солнце, горячий песок
Горячие губы – воды бы глоток.
В горячей пустыне не видно следа
Скажи караванщик, когда же вода?
4.РАБАТА ПО ГРУППАМ
- Сегодня мы должны выяснить, что представляет собой пустыня. Отправляемся в путешествие.
(Ребята самостоятельно готовили материал к уроку, работая по группам. Каждая группа работала по определённой теме) см. Приложение 1.
-Первая группа рассказывает о природных условиях, географическом положении и климате пустыни . Делая вывод ,они заполняют первую колонку таблицы. см. Приложение 2.
-Почему в пустыне очень жаркий климат?
- Пустыни бывают разные. Большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни. Но откуда в пустынях песок? (Когда-то на месте пустынь были горы. Они со временем разрушились. Песок это продукт разрушения горных пород.)
Особенности климатических условий наложили отпечаток и на растительный мир. Об этом нам расскажет вторая группа. Делая вывод ,они заполняют вторую и третью колонку таблицы. см. Приложение 2.
- Всегда ли пустыня имеет унылый вид? (весной она покрыта яркими цветущими растениями..)
- Почему это происходит? Почему в этой природной зоне, где мало воды, такое разнообразие растений? (капля воды может перевернуть жизнь в пустыне)
На первый взгляд пустыня лишена животных. Так ли это? Мы узнаем, прослушав третью группу. Делая вывод ,они заполняют четвёртую и пятую колонку таблицы. см. Приложение 2.
Если к жизни в пустыне приспособились растения и животные, то человек сможет там жить?
Слушаем четвёртую группу. Делая вывод ,они заполняют шестую колонку таблицы. см. Приложение 2.
Люди с давних пор осваивают пустыню. Вторжение человека в природный мир пустыни привело к ряду экологических проблем. Об этом нам расскажет пятая группа. Делая вывод ,они заполняют седьмую колонку таблицы. см. Приложение 2.
5. ИТОГ УРОКА
- Вот и закончилось наше путешествие по пустыне. В начале урока она нам представлялась пустой и безжизненной, а сейчас богата и разнообразна. Мы дома, а пустыня всё так же далеко, где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна, опалённая солнцем.
А сейчас предлагаю посмотреть видеофильм о типичной пустыне Сахара. (показ видеозаписи “Чудеса природы. Сахара”)
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
На выбор учащихся. 1) Сочинение “Один день в пустыне”.
2) Составить кроссворд по теме “Пустыня”.
Опорные слова к таблице. ПРИЛОЖЕНИЕ 3