Урок по теме "Пустыня. Живительная сила воды"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомь учащегося с растительным и животным миром пустыни и их приспособляемость к недостатку влаги.

Задачи: 1.Выявить значение воды для живых организмов пустыни. Особенности их строения и питания. Выявить взаимосвязи между растительным сообществом при наличии или отсутствии воды.

2. Развивать умение работать с различными источниками информации, отбирать нужный материал, пользоваться самостоятельно добытыми знаниями, связывать и сопоставлять.

3. Воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение к собеседнику, умение слышать и слушать другого, не повторяя и не перебивая.

Оборудование:

  • таблица на доске
  • карта природных зон
  • картинки (рисунки)
  • карточки со словами
  • видеоинформация.

Ход урока

1.ОРГ. МОМЕНТ

Прозвенел звонок, начался урок.
Спинки ровно, рот закрыт,
Носик дышит – не сопит.
Тишина сейчас у нас – тихо сел наш дружный класс.

2.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ

Давайте обратимся к словам известного поэта.

Закон природы велик! Он вечный двигатель вселенной.
Открытия учёным он сулит, дерзайте, юные, всё будет непременно.

Сегодня на уроке мы тоже должны сделать свои открытия.

3.ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

-Допустимо ли существование всего живого без воды?

-Какой можно сделать вывод? (существование жизни на Земле без воды невозможно)

-А что делать, если её недостаточно?

-А знаете ли вы места на Земле, где воды совсем мало?

Звучит фонограмма песни “Учкудук” группы Ялла

- Горячие солнце, горячий песок
Горячие губы – воды бы глоток.
В горячей пустыне не видно следа
Скажи караванщик, когда же вода?

4.РАБАТА ПО ГРУППАМ

- Сегодня мы должны выяснить, что представляет собой пустыня. Отправляемся в путешествие.

(Ребята самостоятельно готовили материал к уроку, работая по группам. Каждая группа работала по определённой теме) см. Приложение 1.

-Первая группа рассказывает о природных условиях, географическом положении и климате пустыни . Делая вывод ,они заполняют первую колонку таблицы. см. Приложение 2.

-Почему в пустыне очень жаркий климат?

- Пустыни бывают разные. Большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни. Но откуда в пустынях песок? (Когда-то на месте пустынь были горы. Они со временем разрушились. Песок это продукт разрушения горных пород.)

Особенности климатических условий наложили отпечаток и на растительный мир. Об этом нам расскажет вторая группа. Делая вывод ,они заполняют вторую и третью колонку таблицы. см. Приложение 2.

- Всегда ли пустыня имеет унылый вид? (весной она покрыта яркими цветущими растениями..)

- Почему это происходит? Почему в этой природной зоне, где мало воды, такое разнообразие растений? (капля воды может перевернуть жизнь в пустыне)

На первый взгляд пустыня лишена животных. Так ли это? Мы узнаем, прослушав третью группу. Делая вывод ,они заполняют четвёртую и пятую колонку таблицы. см. Приложение 2.

Если к жизни в пустыне приспособились растения и животные, то человек сможет там жить?

Слушаем четвёртую группу. Делая вывод ,они заполняют шестую колонку таблицы. см. Приложение 2.

Люди с давних пор осваивают пустыню. Вторжение человека в природный мир пустыни привело к ряду экологических проблем. Об этом нам расскажет пятая группа. Делая вывод ,они заполняют седьмую колонку таблицы. см. Приложение 2.

5. ИТОГ УРОКА

- Вот и закончилось наше путешествие по пустыне. В начале урока она нам представлялась пустой и безжизненной, а сейчас богата и разнообразна. Мы дома, а пустыня всё так же далеко, где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна, опалённая солнцем.

А сейчас предлагаю посмотреть видеофильм о типичной пустыне Сахара. (показ видеозаписи “Чудеса природы. Сахара”)

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

На выбор учащихся. 1) Сочинение “Один день в пустыне”.

2) Составить кроссворд по теме “Пустыня”.

Опорные слова к таблице. ПРИЛОЖЕНИЕ 3