Цели.
Образовательная: формирование навыков безотрывного письма; формирование умения определять грамматические признаки частей речи в тексте, формирование умений применять полученные знания на практике.
Развивающая: развивать навыки устной и письменной речи, фонематический слух, орфографическую зоркость, активную мыслительную деятельность, навыки грамматического письма; интеллектуальные способности младших школьников, а также развитие познавательной активности творческих способностей.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, прививать любовь к русскому фольклору.
Задачи урока.
Задачи на развитие умений на уроке: определять собственное отношение к проблеме и аргументировать свою точку зрения.
Задачи развития навыков на уроке: формировать навык построения доказательных рассуждений.
Образовательная задача: формировать у учащихся умения выделять главное, делать выводы на основе анализа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, магнитофон с записью песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”, раздаточный материал, ватман с изображением сказочного, заколдованного леса.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
ХОД УРОКА
Интрига урока.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочное путешествие за тридевять земель, в тридесятое царство, в королевство Грамматики. Нелегко нам будет туда попасть, много препятствий встретится на пути. А помогать их преодолевать трудности нам поможет любящая порядок принцесса данного королевства – Морфология. Итак, в путь!
(Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”)
Слайд 4
большой – маленький
сухой – ?
глубокий – ?
старый – ?
гладить – ?
твердый - ?
У: Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Д: К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м.
Большой – маленький |
старый - молодой |
Сухой – мокрый |
гладить - мять |
Глубокий – мелкий |
твердый – мягкий |
У: Ребята, давайте попросим принцессу Морфологию показать, правильно ли мы справились с первым заданием.
Слайд 4 ( проверка по щелчку)
У: Значит, мы будем писать букву м. Но почему не звучит волшебная музыка, оповещающая нас о том, что путь открыт. Кто догадался? ( Выслушиваются варианты ответов детей).
Слайд 5
Нам надо определить порядок следования букв в этом ряду: мло омл лом
Д: Последняя буква в каждой ячейке становится первой.
У: Попросим принцессу Морфологию показать, правильно ли мы определили порядок следования букв.
(слайд)
У: Путь свободен, снова в путь!
(звучит фонограмма песни).
Слайд 6
Ребята, нам снова не пройти. У нас на пути заколдованный лес, чтобы волшебные деревья расступились, мы должны разгадать шифр. Внимательно посмотрите на данный шифр
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
А |
М |
Н |
О |
Р |
К |
В |
У |
2 |
С |
Г |
Д |
Я |
Л |
Ч |
Ц |
Т |
и на ключ к нему: 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1
Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано?
Д: Зашифровано слово солома
У: Принцесса Морфология, покажи нам, правильно ли мы разгадали ключ?
Слайд 7
У: Что такое солома?
Д: Солома – это стебли пшеницы, ржи и других злаковых растений.
У: Но если стебли стоят на корню, с колосьями, то это еще не солома. Как же получается солома?
(Солома получается после обмолота зерен.)
У: Что же такое солома? Скажите полностью.
Д: Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.
У: Найдите слово солома в орфографическом словарике. Напишите его, поставьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание?
Д: Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной О. Ее надо запомнить. (Дети записывают слово в тетрадь.)
У: Ребята, нам пора в путь.
(Звучит фонограмма)
У: Мы почти у цели! Но что это?
Слайд 8
Семеро одну соломину поднимают.
Не солома красит гумно, а зерно
Лежит на соломе, а говорит с ковра.
Не подкладывай к огню солому.
Дома и солома съедобна.
Привыкает корова и ко ржаной соломе.
Соломиной не подопрешь хоромины.
У: Ребята, прочтите написанное. Как можно назвать эти предложения, одним словом?
Д: Пословицы.
У: Какие слова в данных словах вам незнакомы? (учитель объясняет значение новых слов)
Объясните смысл каждой пословицы (осуществляется работа по выявлению смысла пословиц)
Среди написанных пословиц найдите те, смысл которых задается, определением какими-либо качествами соломы. Если вы верно ответите, то принцесса Морфология поможет нам расчистить путь.
Д: Из пословицы. Семеро одну соломину подымают можно понять, что солома легкая.
Д: В пословице. Не подкладывай к огню соломы говорится о том, что солома хорошо горит
Д: Пословица. Привыкает корова и ко ржаной соломе говорится о том, что ржаная солома для животных не самая лучшая, наверное, вкуснее пшеничная солома.
Д: Из пословицы. Соломиной не подопрешь хоромины ясно, что солома ломкая, хрупкая, непрочная
У: Теперь из четырех только что названных пословиц выберите ту, в которой имеются существительное, прилагательное, глагол, предлог. Напишите ее.
(Дети зачитывают свои варианты.)
Если мы правильно ответили, то перед нами появится во всей красе Королевство Грамматики.
Слайд 9
Изучение нового материала
У: А сейчас мы отправляемся на экскурсию по королевству Грамматики. Экскурсия будет очень познавательная, а проводить ее будет наша старая знакомая принцесса Морфология.
Слайд 10
Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Д: Наша речь состоит из слов.
У: Обратите внимание на это живописный уголок королевства, что вы здесь видите?
Д: Предложение.
Слайд 11
Легкий морозец к вечеру затягивал звездами лужицы.
У: Принцесса Морфология сможет продолжить дальше свою экскурсию, если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.
Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова в предложении.
У: А давайте проверим.
У: Какое слово в предложении осталось не названым?
Д: Не названо слово к.
У: Что вы о нем можете сказать?
Д: К – это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.
У: Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи. Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи. Как определить , к какой части речи относится то или иное слово?
Д: Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.
У: Обобщите то, что вы узнали во время нашего рассуждения.(Дети обобщают)
У: Принцесса Морфология предлагает составить схему к изученной теме “Части речи”.
Слайд 12
Группа детей работает у доски с предложенными “Частями речи”.
Вариант схемы
У: Мы много трудились, пора и отдохнуть.
Физкультминутка
Закрепление:
У: Принцесса Морфология предлагает продолжить экскурсию.
Слайд 13
Б…реза, пч…ла, ле…кий, м…лина
Р…чистый, р…ка, п…лезный
Раз…яснить, д…н…сти, н…п…вать, р…з…ба
Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой из них лишнее. Напишите. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.
Если мы правильно справились с заданием, то принцесса покажет нам самое интригующее место в своем королевстве.(слайд)
У: А вот и это место в королевстве, Здесь целая свита принцев и принцесс не могут справиться с заданием, которое им задали король королевства могущественный Язык и его королева – мудрая Грамматика.
Слайд 14
На(…) ник те(…) рож
Ку(…) ол по(…) ок
За(…)ец
У: Вставьте вместо точек слово, состоящее из трех букв так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками.
У: Проверти, друзья, правильно ли вы помогли свите королевства решить данную головоломку.
(Проверка по щелчку)
Слайд 14
У: Много интересного мы с вами повидали за время путешествия. Много препятствий было на пути. Принцесса Морфология была верным спутником и помощником нам в нашем нелегком путешествии. Приготовила она нам и подарок, но забрать мы можем его только в том случае, если правильно справимся с последним заданием.
Слайд 15
Небо –птица, р…ка - …
Ч…ловек – губы, слон - …
За…ц – к…пуста, свинья - …
Белый – ч…рный, утренний -…
(Проверка по щелчку)
У: Давайте проверим, ребята, достанется ли нам подарок от принцессы Морфологии
Слайд 16
У: Молодцы! Вы с заданием справились. А вот и обещанный приз!(можно сделать слайд с фейерверком, а можно раздать детям призы)
Д/з Задание по вариантам.
К данным согласным добавьте нужное количество букв а. Поставьте их среди написанных букв так, чтобы получилось слово
М м |
п р д |
Р к |
м р к |
с р |
к р н |
Р м |
с л т |
С т к н |
б р б н |
К л с с |
к р н д ш |
Литература
- Г.А. Бакулина “Интеллектуальное развитие младших школьников”
- С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина “Современный урок”
- В. Волина “Веселая грамматика”
- 5000 забавных изображений. Смешные картинки для всех.// WWW. CD BOOM.COM.