Цель урока: воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий.
Задачи урока:
- знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917г;
- продолжать обучение навыками самостоятельного сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками;
- вызвать интерес к данной странице истории России.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: документы, учебник, сд-диск (История России 20в., ч.1, КЛИО СОФТ).
План урока
- Последний этап кризиса власти.
- Политическая, социально-экономическая ситуация в стране осенью 1917г.
- Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.
- Оценка Октябрьской революции и её значение.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Беседа.
В начале урока учащиеся отвечают на вопросы:
- В чем причина корниловского мятежа?
- Почему мятеж был подавлен?
- Каковы последствия мятежа?
3.Рассказ учителя.
1.Последний этап кризиса власти.
Керенский, стремясь преодолеть возникший в результате мятежа правительственный кризис, создает 1 сентября 1917 г. новый орган власти - Совет пяти или Директорию, без участия кадетов, которые благодаря большевистской пропаганде воспринимались народом как пособники “корниловщины”.
Документ №1
Персональный состав Директории (сентябрь)
Министр-председатель Керенский А.Ф., эсер
Министр внутренних дел Никитин А.М., меньшевик
Министр иностранных дел Терещенко М.И., беспартийный
Военный министр Верховский А.И., беспартийный
Морской министр Вердеревский Д.Н., беспартийный
В этот же день, идя навстречу требованиям левых сил, Керенский А.Ф. объявил Россию 1 сентября1917 г. республикой.
Перед лидерами меньшевиков и эсеров встала реальная проблема: С какими силами идти на сотрудничество? С кадетами или большевиками создать новое коалиционное правительство? Этот вопрос решался на Демократическом совещании 14 сентября. После долгих обсуждений было принято решение: создать коалиционное правительство с кадетской партией.
Документ №2
Состав третьего коалиционного Временного правительства
( сентябрь-октябрь)
Министр-председатель Керенский А.Ф., эсер
Министр внутренних дел Никитин А.М., меньшевик
Министр иностранных дел Терещенко М.И., беспартийный
Военный министр Верховский А.И., беспартийный
Морской министр Вердеревский Д.Н., беспартийный
Министр юстиции Малянтович П.Н., меньшевик
Министр торговли и промышленности КоноваловА.И., прогрессист
Министр путей сообщения Ливеровский А.И., беспартийный
Министр земледелия Маслов С.Л.., эсер
Министр финансов Бернарцкий Н.В., радикал.демок.
Министр просвещения Салазкин С.С., кадет
Министр труда Гвоздев К.А., меньшевик
Министр продовольствия Прокопович С.Н., бесспартийн.
Министр государственного призрения Кишкин И.М.., кадет
Министр почт и телеграфов Никитин А.М., меньшевик
Государственный контролер Третьяков С.Н., прогрессист
Обер-прокурор Карташов А.В., кадет
4.Аналитическая работа с документами.
2.Политическая, социально- экономическая ситуация в стране.
Прочитать документ и охарактеризовать обстановку в стране по плану:
- политическая ситуация;
- экономическая ситуация;
- социальная ситуация;
- психологическая ситуация.
Документ №3
Создание нового кабинета министров со старым партийным составом не смогло стабилизировать политическую ситуацию, которая все более усугублялась по мере усиления экономического кризиса в стране.
Нараставший паралич экономики России был вызван продолжавшейся войной, расходы на которую “съедали” более 80% бюджетных денег. В то время из-за недостатка топлива и сырья закрывались предприятия. Выпуск промышленной продукции сократился только за один год (с 1916 по 1917г.) почти на 36%. Быстро росла инфляция. Реальная плата рабочих снижалась. В расстройство пришел железнодорожный транспорт. Острое недовольство население городов вызвали продовольственные трудности.
Отчаявшись восстановить дезорганизованный товарооборот между городом и деревней с помощью повышения твердых цен на хлеб. Временное правительство все больше прибегало к административным мерам: введение хлебной монополии, карточек на продукты ( в марте- июне) и даже попытки вооруженных реквизиций хлеба (осенью). Однако из-за слабости правительственной власти и эти меры не принесли желаемых результатов. В конце августа хлебный паек в Москве и Петрограде был сокращен до 200г в день. На 5 октября запасов муки на фронтах оставалось на 6-15 дней, в Петрограде (на 14 октября)- на 7-8 дней. В подобной ситуации резко усилилось недовольство масс. Общее число бастующих в сентябре- октябре по сравнению с весной увеличилось в 7,7 раз и составило 2,5 млн человек. Резко упала производственная дисциплина и производительность труда, что еще больше усугубило экономическую ситуацию. Нарастала волна крестьянских выступлений, захват ими помещичьих земель, разгром усадеб, неповиновение властям. Усилился национальный сепаратизм, разваливавший страну. Критическим было положение на фронте. Немцы захватили Моонзундские острова, оттеснили Балтийский флот в Финский залив. Угроза Петрограду становилась все более реальной. Ненависть и озлобление переполнили страну.
Ситуация в стране становилась критической. Поэт А.Блок в поэме “Двенадцать” дал картину надвигающейся революции, показал её стихию, те слои, которые готовы совершить социальный переворот. Прочитать отрывки из поэмы и ответить на вопросы.
Документ №4
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую РусьМы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови-
Господи благослови!Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!Отмыкайте погреба-
Гуляет нынче голытьба!
- О каком социальном слое пишет поэт? Кто встает в революционные шеренги?
а) рабочий класс, б) люмпенство, в) крестьянство
- На какое развитие событий был настроен “человек с ружьем”?
- Почему ружье “могло с легкостью выстрелить”?
- Комментарии учителя.
Осенью сложились предпосылки новой революции: недоверие Временному правительству; экономический кризис; массовая безработица; дезертирство; разгул преступности. В сложившейся ситуации большевики стали готовиться к захвату власти.
- Просмотр CD-диска .
3.Подготовка и проведение вооруженного восстания.
Сообщение учащегося о Троцком Л.Д.
7.Обобщение.
4.Оценка Октябрьской революции и её значение.
Документ №5
Оценка Октябрьской революции современниками и историками.
А.И.Деникин. “Очерки русской смуты”:
“Власть падала их слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла предъявить свои права на тяжелое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговор стране, народу и революции”.
Н.Верт. “История Советского государства”
“В условиях организационного вакуума осени 1917года, когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой…Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков…”
М.Геллер, А.Некрич. “Утопия у власти”.
“Октябрьский переворот был завершен…Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников”.
События Октября оцениваются по-разному. Одни считают, что большевики спасли Россию, другие, наоборот, погубили русскую государственность. И всё-таки эти события имеют особое значение, как для нашей истории, так и для мировой. Впервые большевики попытались на практике применить теорию построение социалистического общества.
Колоссальная роль отводится личности лидера большевиков В.И.Ленину.
8.Закрепление материала.
- Как большевики пришли к власти?
-Почему большевики смогли взять власть? Самостоятельно записать не менее 5 причин.
Д/з: параграф 12-13, подготовиться к контрольной работе.