Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Рассматривание обуви"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: Продолжать закреплять знания детей о весенней и летней обуви. Учить вычленять признаки: цвет; материал, из которого изготовлена обувь и ее составные части. Учить правильно составлять рассказы по плану, используя простые и сложные предложения. Воспитывать желание бережно обращаться с обувью и содержать ее в порядке.

Обогащение словаря: Кожаная, резиновая, межсезонная, пара обуви, голенище.

Активизация словаря: Носок, пятка, подошва, пряжка, каблук.

Индивидуальная работа: Привлечь к беседе малоактивных детей.

Предшествующая работа: Прослушивание на музыкальных занятиях произведение Чайковского «Времена года». При одевании и раздевании (в повседневной жизни) рассматривать обувь. Дидактические игры «Опиши предмет», «Оденем куклу на прогулку». Чтение стихов «Вот какой рассеянный». Картинны времен года: осень, лето С.Я. Маршак. Материал: сапоги, кожаные, резиновые, туфли.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня наше занятие называется «рассматривание обуви». А что такое обувь? (Ответ детей).

Вдруг раздается стук в дверь и тут появляется персонаж «рассеянный с улицы Бассейной».

Рассеянный с улицы Бассейной:

Что за станция такая,
Дибуны или Ямская?
Может это Ленинград?

Воспитатель: Что вы, что вы – это детский сад.

Рассеянный с улицы Бассейной (кричит):

Что за шутки.
Еду я вторые сутки.

Воспитатель: Ребята, да кто это такой к нам пожаловал? Узнали вы его или нет?

Дети (смеются): Да, это рассеянный с улицы Бассейной.

Воспитатель: Интересно, а почему вы смеетесь, что в нем вам кажется странным или смешным?

Дети: Он смешно одет. На одной ноге резиновый сапог, а на другой – кожаный.

Воспитатель: Обратите внимание, во что он обут.

Дети: На нем разная обувь. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной.

Воспитатель: Скажите, а разве вы не знаете, что нужно обувать парную обувь и по сезону?

Рассеянный с улицы Бассейной: Да, я не знал, даже не знаю какое сейчас время года, да и ребята, наверное, тоже не знают.

Воспитатель: Да, нет рассеянный с улицы Бассейной. Ребята знают, какое сейчас время года и тебе помогут. Поможем ребята разобраться?

Дети: Да, поможем! Сейчас на улице осень.

Воспитатель: Правильно. Я хочу сейчас вам всем загадать загадку. Послушайте.

В ясный день сидим мы дома.
Если дождик мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам,
Станет солнышко сиять
Нам под вешалкой стоять.

О чем эта загадка? Правильно, о резиновых сапогах. Какие они?

Дети: Резиновые.

Воспитатель: Значит из чего они сделаны?

Дети: Из резины.

Воспитатель: Когда мы обуваем резиновые сапоги?

Дети: Когда идет дождь, на улице лужи и грязь.

Воспитатель: Подумайте, а почему не кожаные?

Дети: Кожаные промокнут, а резиновые нет.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Поясняю – резиновые сапоги носят в дождливую погоду, слякотную погоду, когда на улице идет дождь, много луж. Ребята, подумайте, а в какое время года бывает такая погода?

Дети: Осенью и весной.

Воспитатель: Правильно, осенью идут дожди, а весной тает снег, образуются много луж и ручейков. Такое время года называют межсезонье. А обувь, которую носят осенью и весной называют межсезонной. (Индивидуальные и хоровые ответы.) А сейчас давайте еще раз рассмотрим рассеянного с улицы Бассейной. У него на одной ноге резиновый сапог, а на другой кожаный. Скажите, чем они похожи, что у них одинаковое?

Дети: У сапог есть подошва, носок, пятка, голенище, их обувают на ноги.

Воспитатель: А теперь посмотрите на них и найдите, чем отличаются сапоги?

Дети: Одни сапоги кожаные, другие – резиновые; одни – межсезонные, другие – зимние; одни – черные, другие – синие.

Воспитатель: Ну, что рассеянный с улицы Бассейной, теперь ты понял, что нужно обувать парную обувь и по сезону?

Рассеянный с улицы Бассейной: Да спасибо, ребята! Без вас мне было бы очень тяжело разобраться во всем. А сейчас я все понял и сразу обую парную, резиновую обувь. А на улице сегодня как раз идет дождь и кругом лужи. Спасибо вам, ребята! Мне пора, до свидания!

Воспитатель: Ребята, а я для вас приготовила сюрприз! Но только его нужно найти. Давайте поиграем в игру «Тепло-холодно».

Дети находят красивую коробку, перевязанную красной лентой с большим красным бантом.

Воспитатель: Как вы думаете, что там? (Ответы детей).

Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадаете.

Всегда играем вдвоем
Похожи, как братья
Мы за обедом – под столом,
А ночью под кроватью.

Дети: Туфли.

Воспитатель: Правильно, это туфли. Посмотрите на них, какого они цвета?

Дети: Красные.

Воспитатель: Что у них есть?

Дети: Подошва, носок, пятка.

Воспитатель: А еще что есть?

Дети: Ремешок, пряжка.

Воспитатель: Пряжка железная, на нее застегивают, чтобы они не спадали с ноги. Когда их носят?

Дети: Летом. Это летняя обувь.

Воспитатель: Ребята, кто расскажет все про туфли?

Дети составляют рассказ по плану.

  1. Что это?
  2. Какие они?
  3. Для чего они нужны?

Дети: Это туфли. Они красные, блестящие. У них есть подошва, носок, пятка, ремешок и пряжка. Туфли носят летом, это летняя обувь.

Воспитатель: А сейчас поиграем! Перед вами висят две картинки. На одной изображена осень, а на другой лето. Сейчас послушайте музыку и определите, к какой картинке вам нужно подбежать (музыкальный руководитель играет сначала дождливую музыку, а потом выглянуло солнышко).