ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
- полное название программы: Спортивно-туристский лагерь «Саянские тропы»
- автор программы: Козьма В. А.; МОУ «Видимская сош»; учитель физической культуры, руководитель секции туризма.
- учреждение, заявившее программу: МОУ «Видимская средняя общеобразовательная школа»
- цель программы: Популяризация активного летнего отдыха и оздоровления, совмещенного с тренировочным процессом, у детей, занимающихся в секции туристского многоборья; обучение основам безопасности жизнедеятельности в полевых условиях; изучение природы родного края, бережного отношения к ее богатствам ; самореализация подростков в условиях автономного существования туристского коллектива.
- образовательная область, в которой реализуется программа: Физическая культура, естествознание, обществознание
- специализация (профиль) программы: Передвижной лагерь горно-пешего туризма.
- возраст и категория школьников, для которых предназначена программа: учащиеся 12- 16 лет, занимающиеся в секции туризма 1-2 года, предоставивших справку о состоянии здоровья и согласие родителей на участие в работе полевого лагеря
- краткая информация об опыте работы по данной программе: Секция туризма работает в школе 20 лет. Участники данного объединения прошли 19 походов. Туристы школы неоднократные победители районных и областных соревнований.
- география использования: Восточные Саяны
- педагогический и инструкторский состав: 3 человека (руководитель, зам. руководителя, медик)
Пояснительная записка
Программа летнего палаточного лагеря предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма под руководством руководителя таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью - окружающей природной и социальной средой.
Многолетний опыт проведения палаточных лагерей убедил педагога в определенном положительном влиянии туристических условий проживания на развитие личности ребенка. Результаты из года в год показываю, что туристский образ жизнедеятельности, при правильной её организации, способствует расширению кругозора детей, отлично воспитывает их волевые качества. Активное участие в деятельности подобного рода позволяет растущему человеку безболезненно решить целый рад проблем, связанных с его самопознанием, самоутверждением и самовыражением, что очень важно для достойного и разностороннего развития личности в современных условиях жизни общества и каждого человека в частности.
В туристическом походе все друг с другом связаны, друг от друга зависят. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогики обстановка - ответственной взаимозависимости. В походе видно, как поразительно меняется психология взаимоотношений: как только интересы коллектива попадают в зависимость от действий каждого отдельного человека, коллектив становится непримиримым к недостаткам., требовательным. Здесь следует отметить ещё и такую немаловажную деталь, как возможность в туристском лагере своевременно диагностировать отклонения в развитии личности подростка. Этому способствует атмосфера взаимодоверия и взаимопонимания. Ребенок учится соотносить свои поступки, потребности с благополучием своих товарищей. Так понимание общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков.
Участие в походе позволяет ребятам ознакомиться с новыми географическими объектами Российской Федерации, более внимательно изучить свой край, повысить спортивное мастерство, получить профессиональную ориентацию для работы в сфере туризма.
За период проведения похода туристы приобретут качественные практические навыки по технике туризма, ориентированию на местности, использованию туристического снаряжения, оказанию первой медицинской помощи, выживания в неблагоприятных природных условиях. Жизнь на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение чёткого режима и постоянная, спортивная тренировка физически закаляют ребят. В совместном труде, в общих переживаниях походных событий рождаются товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к товарищам. Всё это делает туризм не только приятным видом активного отдыха, но и прекрасным средством воспитания.
Цель: Популяризация активного летнего отдыха и оздоровления, совмещенного с тренировочным процессом у детей, занимающихся в секции туристского многоборья; обучение основам безопасности жизнедеятельности в полевых условиях; изучение природы родного края, бережного отношения к ее богатствам ;самореализация подростков в условиях автономного существования туристского коллектива.
Задачи:
- Привлечь подростков к занятию туризмом
- Укрепить здоровье, закалить, привить навыки личной гигиены, нормы самообслуживания и общественно полезного труда
- Организация познавательного досуга
- Повышение туристско-спортивного мастерства, выполнение спортивных разрядов
- Привитие навыков экологического поведения и природоохранительной деятельности.
- Развитие географического кругозора, ознакомление подростков с природно-экономическими различиями районов России, культурно- бытовыми традициями населения.
- Обучение навыкам выживания в природных условиях, оказания доврачебной помощи, приобретение опыта спасательных работ. Практическое применение знаний, полученных по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Изучение природных, археологических, краеведческих особенностей Восточных Саян
Описание разделов программы.
Передвижной лагерь проводится как поход 1 категории сложности согласно классификации пеше-горных маршрутов России. Основная деятельность - передвижение группы в горах согласно заявленного маршрута, проведение учебно-тренировочных занятий, участие в лагерных соревнованиях, повышение спортивного мастерства, занятия по технике горного туризма (наведение переправ, техника движения, безопасность), занятия по оказанию первой медицинской помощи. Во время дневок - лекционные и практические занятия по туристскому многоборью, культурно-досуговые мероприятия.
Лагерная смена реализует 4 блока программ:
- «Школа туриста – проводника» отв. Козьма В.А.
- Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе
- Организация туристского быта , привалы и ночлеги
- Туристские должности в группе
- Туристское ориентирование
- «Школа туриста – краеведа» отв. Козьма В.А.
- Изучение района путешествия
- Экскурсионные объекты маршрута
- Описание троп, маршрутов, перевалов; внесение корректив и уточнений в описание вершин, перевалов, маршрутов
- «Школа туриста-эколога» отв. Матушкина Л.С.
- Экологическая культура
- Природоохранная деятельность
- Питание в походе
- Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
- Здоровый образ жизни в походных условиях
- «Школа туриста – товарища» отв. Козьма М.М.
- Общие правила поведения (мы добрые соседи, мы миролюбивы, мы бережем природу, мы ответственны, мы бережливы, мы аккуратны, мы – одна команда)
- Групповое обсуждение итогов дня
- Культурно-массовые мероприятия
- Мини-семинары и тренинги
Календарный план
№п\п |
Вид деятельности |
1 день |
ст. Видим - г. Иркутск- г. Слюдянка |
2 день |
Г. Слюдянка- курорт Нилова Пустынь –Л.З.К. |
3 день |
Л.З.К.- р. Хубыты( граница леса) |
4 день |
р. Хубыты( граница леса)- пер. Хубытский (н\к) – р. Баромгол |
5 день |
р. Баромгол –р. Архат – р. Зунгол |
6 день |
р. Зунгол –пер. « Горных духов» (1А) –р. Шумакгол |
7 день |
Запасной |
8 день |
р. Шумакгол –р.Шумак – минеральные источники |
9 день |
Дневка |
10 день |
минеральные источники р.Шумак-р. Перевальная |
11 день |
р. Перевальная –пер. Лавинный (1Б) |
12 день |
Запасной |
13 день |
Пер. Грозный (1Б*)- Прав. Шумак- мин.источники |
14 день |
Дневка |
15 день |
Мин. источники- р. Шумак- В.д.п. |
16 день |
В.Д.П. р. Шумак – пер. Шумакский (1А) – р.Эхегер |
17 день |
р.Эхегер – озера |
18 день |
Озера – кур.Нилова Пустынь |
19 день |
кур.Нилова Пустынь- г. Слюдянка –г. Иркутск |
20 день |
г. Иркутск- ст. Видим |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
За время пребывания в походе подростка предполагается концентрация образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях:
- становление туристического мастерства, повышение технических и тактических навыков
- формирование разносторонне развитой личности в туристско-спортивной деятельности
- развитие самодеятельности, социальной и личностной адаптации воспитанников через создание благоприятных условий для проявления инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности воспитанников в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей;
- способствование профессиональному и жизненному самоопределению воспитанников через создание условий для реализации «профессиональных проб» в сфере туристско-спортивной, туристско- краеведческой и экспедиционной деятельности.
Походные условия будут способствовать переходу знаний в практические умения в сферах деятельности:
Сферы деятельности |
Практические умения |
Повышение мастерства |
Прохождение маршрута 1-й категории сложности. Классификация перевалов. Определение возможности, времени и способа организации переправы. |
Организация безопасности |
Опасные участки и способы их преодоления. Обеспечение личной и командной безопасности при использовании специального снаряжения, при организации ночлегов лесу, в речных долинах, вблизи населенных пунктов. Соблюдение требований безопасности при пользовании пилами, топорами, ножами. |
Природоохрана |
Грамотно устранять последствия своего пребывания в природе. |
Организация быта |
Организация работы по устройству бивака, установка палаток, предохранение палаток от намокания. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Уход за одеждой и обувью в походе. |
Укрепление организма |
Применение элементарных форм самоконтроля; личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур ; водный и солевой режим; утомление и переутомление |
Организация досуга |
Изучение и охрана памятников истории, культуры, природы. Методика организации и проведения краеведческих наблюдений. Проведение игр и конкурсов среди сверстников, культмассовых мероприятий. |
Смета расходов на организацию деятельности лагеря
№ п/п |
Виды расходов |
Количество, рубли |
1. |
Питание детей |
|
2. |
Транспортные расходы |
|
3. |
Хозяйственные расходы |
|
4. |
Медикаменты |
|
5. |
Туристическое оборудование |
|
6. |
Призовой фонд |
|
|
Итого: |
|