Программа летнего туристского лагеря

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

  1. полное название программы: Спортивно-туристский лагерь «Саянские тропы»
  2. автор программы: Козьма В. А.; МОУ «Видимская сош»; учитель физической культуры, руководитель секции туризма.
  3. учреждение, заявившее программу: МОУ «Видимская средняя общеобразовательная школа»
  4. цель программы: Популяризация активного летнего отдыха и оздоровления, совмещенного с тренировочным процессом, у детей, занимающихся в секции туристского многоборья; обучение основам безопасности жизнедеятельности в полевых условиях; изучение природы родного края, бережного отношения к ее богатствам ; самореализация подростков в условиях автономного существования туристского коллектива.
  5. образовательная область, в которой реализуется программа:  Физическая культура, естествознание, обществознание
  6. специализация (профиль) программы: Передвижной лагерь горно-пешего туризма.
  7. возраст и категория школьников, для которых предназначена программа: учащиеся 12- 16 лет, занимающиеся в секции туризма 1-2 года, предоставивших справку о состоянии здоровья и согласие родителей на участие в работе полевого лагеря
  8. краткая информация об опыте работы по данной программе: Секция туризма работает в школе 20 лет. Участники данного объединения прошли 19 походов. Туристы школы неоднократные победители районных и областных соревнований.
  9. география использования: Восточные Саяны
  10. педагогический и инструкторский состав: 3 человека (руководитель, зам. руководителя, медик)

Пояснительная записка

Программа летнего палаточного лагеря предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма под руководством руководителя таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью - окружающей природной и социальной средой.

Многолетний опыт проведения палаточных лагерей убедил педагога в определенном положительном влиянии туристических условий проживания на развитие личности ребенка. Результаты из года в год показываю, что туристский образ жизнедеятельности, при правильной её организации, способствует расширению кругозора детей, отлично воспитывает их волевые качества. Активное участие в деятельности подобного рода позволяет растущему человеку безболезненно решить целый рад проблем, связанных с его самопознанием, самоутверждением и самовыражением, что очень важно для достойного и разностороннего развития личности в современных условиях жизни общества и каждого человека в частности.

В туристическом походе все друг с другом связаны, друг от друга зависят. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогики обстановка - ответственной взаимозависимости. В походе видно, как поразительно меняется психология взаимоотношений: как только интересы коллектива попадают в зависимость от действий каждого отдельного человека, коллектив становится непримиримым к недостаткам., требовательным. Здесь следует отметить ещё и такую немаловажную деталь, как возможность в туристском лагере своевременно диагностировать отклонения в развитии личности подростка. Этому способствует атмосфера взаимодоверия и взаимопонимания. Ребенок учится соотносить свои поступки, потребности с благополучием своих товарищей. Так понимание общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков.

Участие в походе позволяет ребятам ознакомиться с новыми географическими объектами Российской Федерации, более внимательно изучить свой край, повысить спортивное мастерство, получить профессиональную ориентацию для работы в сфере туризма.

За период проведения похода туристы приобретут качественные практические навыки по технике туризма, ориентированию на местности, использованию туристического снаряжения, оказанию первой медицинской помощи, выживания в неблагоприятных природных условиях. Жизнь на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение чёткого режима и постоянная, спортивная тренировка физически закаляют ребят. В совместном труде, в общих переживаниях походных событий рождаются товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к товарищам. Всё это делает туризм не только приятным видом активного отдыха, но и прекрасным средством воспитания.

Цель: Популяризация активного летнего отдыха и оздоровления, совмещенного с тренировочным процессом у детей, занимающихся в секции туристского многоборья; обучение основам безопасности жизнедеятельности в полевых условиях; изучение природы родного края, бережного отношения к ее богатствам ;самореализация подростков в условиях автономного существования туристского коллектива.

Задачи:

  • Привлечь подростков к занятию туризмом
  • Укрепить здоровье, закалить, привить навыки личной гигиены, нормы самообслуживания и общественно полезного труда
  • Организация познавательного досуга
  • Повышение туристско-спортивного мастерства, выполнение спортивных разрядов
  • Привитие навыков экологического поведения и природоохранительной деятельности.
  • Развитие географического кругозора, ознакомление подростков с природно-экономическими различиями районов России, культурно- бытовыми традициями населения.
  • Обучение навыкам выживания в природных условиях, оказания доврачебной помощи, приобретение опыта спасательных работ. Практическое применение знаний, полученных по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
  • Изучение природных, археологических, краеведческих особенностей Восточных Саян

Описание разделов программы.
Передвижной лагерь проводится как поход 1 категории сложности согласно классификации пеше-горных маршрутов России. Основная деятельность - передвижение группы в горах согласно заявленного маршрута, проведение учебно-тренировочных занятий, участие в лагерных соревнованиях, повышение спортивного мастерства, занятия по технике горного туризма (наведение переправ, техника движения, безопасность), занятия по оказанию первой медицинской помощи. Во время дневок - лекционные и практические занятия по туристскому многоборью, культурно-досуговые мероприятия.

Лагерная смена реализует 4 блока программ:

  1. «Школа туриста – проводника» отв. Козьма В.А.
    • Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе
    • Организация туристского быта , привалы и ночлеги
    • Туристские должности в группе
    • Туристское ориентирование
  2. «Школа туриста – краеведа» отв. Козьма В.А.
    • Изучение района путешествия
    • Экскурсионные объекты маршрута
    • Описание троп, маршрутов, перевалов; внесение корректив и уточнений в описание вершин, перевалов, маршрутов
  3. «Школа туриста-эколога» отв. Матушкина Л.С.
    • Экологическая культура
    • Природоохранная деятельность
    • Питание в походе
    • Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
    • Здоровый образ жизни в походных условиях
  4. «Школа туриста – товарища» отв. Козьма М.М.
    • Общие правила поведения (мы добрые соседи, мы миролюбивы, мы бережем природу, мы ответственны, мы бережливы, мы аккуратны, мы – одна команда)
    • Групповое обсуждение итогов дня
    • Культурно-массовые мероприятия
    • Мини-семинары и тренинги

Календарный план

№п\п

Вид деятельности

1 день

ст. Видим - г. Иркутск- г. Слюдянка

2 день

Г. Слюдянка- курорт Нилова Пустынь –Л.З.К.

3 день

Л.З.К.- р. Хубыты( граница леса)

4 день

р. Хубыты( граница леса)- пер. Хубытский (н\к) – р. Баромгол

5 день

р. Баромгол –р. Архат – р. Зунгол

6 день

р. Зунгол –пер. « Горных духов» (1А) –р. Шумакгол

7 день

Запасной

8 день

р. Шумакгол –р.Шумак – минеральные источники

9 день

Дневка

10 день

минеральные источники р.Шумак-р. Перевальная

11 день

р. Перевальная –пер. Лавинный (1Б)

12 день

Запасной

13 день

Пер. Грозный (1Б*)- Прав. Шумак- мин.источники

14 день

Дневка

15 день

Мин. источники- р. Шумак- В.д.п.

16 день

В.Д.П. р. Шумак – пер. Шумакский (1А) – р.Эхегер

17 день

р.Эхегер – озера

18 день

Озера – кур.Нилова Пустынь

19 день

кур.Нилова Пустынь- г. Слюдянка –г. Иркутск

20 день

г. Иркутск- ст. Видим

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

За время пребывания в походе подростка предполагается концентрация образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях:

  • становление туристического мастерства, повышение технических и тактических навыков
  • формирование разносторонне развитой личности в туристско-спортивной деятельности
  • развитие самодеятельности, социальной и личностной адаптации воспитанников через создание благоприятных условий для проявления инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности воспитанников в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей;
  • способствование профессиональному и жизненному самоопределению воспитанников через создание условий для реализации «профессиональных проб» в сфере туристско-спортивной, туристско- краеведческой и экспедиционной деятельности.

Походные условия будут способствовать переходу знаний в практические умения в сферах деятельности:

Сферы деятельности

Практические умения

Повышение мастерства

Прохождение маршрута 1-й категории сложности. Классификация перевалов. Определение возможности, времени и способа организации переправы.

Организация безопасности

Опасные участки и способы их преодоления. Обеспечение личной и командной безопасности при использовании специального снаряжения, при организации ночлегов лесу, в речных долинах, вблизи населенных пунктов. Соблюдение требований безопасности при пользовании пилами, топорами, ножами.

Природоохрана

Грамотно устранять последствия своего пребывания в природе.

Организация быта

Организация работы по устройству бивака, установка палаток, предохранение палаток от намокания. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Уход за одеждой и обувью в походе.

Укрепление организма

Применение элементарных форм самоконтроля; личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур ; водный и солевой режим; утомление и переутомление

Организация досуга

Изучение и охрана памятников истории, культуры, природы. Методика организации и проведения краеведческих наблюдений. Проведение игр и конкурсов среди сверстников, культмассовых мероприятий.

Смета расходов на организацию деятельности лагеря

№ п/п

Виды расходов

Количество, рубли

1.

Питание детей

 

2.

Транспортные расходы

 

3.

Хозяйственные расходы

 

4.

Медикаменты

 

5.

Туристическое оборудование
- спальники
- коврики
- рюкзаки
- палатки

 

6.

Призовой фонд

 

 

Итого: