Урок по теме "Западная Сибирь. Общая физико–географическая характеристика"

Разделы: География


Тип урока: формирование знаний и умений

Цели урока:

I. Дидактические:

Учащиеся должны

Знать:

Уметь:

  • особенности географического положения Западной Сибири;
  • влияние географического положения на формирование природных условий Западной Сибири;
  • уникальные черты рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, выделяющие её среди других регионов России;
  • географическую номенклатуру.

 

  • составлять характеристику географического положения Западной Сибири на основе карт;
  • объяснять влияние географического положения на формирование природных условий;
  • объяснять уникальность черт рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, выделяющие её среди других регионов России;
  • показывать на карте географические объекты.

II. Развивающие:

  1. Развитие умения сравнивать, сопоставлять
  2. Развитие эмоциональной сферы личности

III. Воспитательная: Формирование положительного образа Западной Сибири и ценностного отношения к данному региону.

Оборудование:

  • Мультимедиапроектор, компьютер, экран
  • Карты России: физическая, тектоническая, климатическая; природных зон.
  • Физическая карта Западной Сибири.
  • Физическая карта Омской области.
  • Контуры Западной Сибири.
  • Фотографии природных зон
  • Учебник: Баринова И.И. «География России. Природа» 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  • Атлас «География России. Природа и человек» - часть I (8 кл.).
  • Презентация по Западной Сибири (Приложение 1)

Этапы урока

  1. Организация класса.
  2. Актуализация знаний, целеполагание.
  3. Изучение нового материала.
  4. Подведение итогов, рефлексия.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация знаний, целеполагание.

2.1. В поэме поэта А.Твардовского «За далью - даль» говорится:

Урал! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань...
А за Уралом - Зауралье,
А там своя, иная даль.

Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала?

2.2. Сегодня на уроке мы будем изучать Западную Сибирь, её физико-географические особенности.

Слайд 1 (Приложение 1) Запишите в тетради тему урока.

2.3. Западно-Сибирская равнина вторая по величине в Евразии и России, третья в мире после Амазонской низменности. Площадь Западно-Сибирской равнины – 2,7млн кв.км. Запишите в тетрадь. На её просторах свободно могли бы разместиться отдельные страны.

Слайд 2 (Приложение 1)

Рис.1 Площадь Западно-Сибирской равнины

2.4. Что напоминают вам контуры территории Западной Сибири?

Слайд 3 (Приложение 1)   [Рисунок № 2 ]

2.5.

Нехоженая, дикая, седая,
Медведицею белою Сибирь,
За камнем, за Уралом пропадая,
Звала, звала в неведомую ширь…

Раньше само слово «Сибирь» холодило сердца людей, наводило ужас на них, ибо с ним было связано представление о каторге и ссылке. Недаром говорили: «Кто в Сибирине бывал, тот и горя не видал». Сейчас мало кто не знает о Западной Сибири.

Слайд 4 (Приложение 1)

А что для вас значит Западная Сибирь? Закончите предложение «Западная Сибирь – это…». Запишите его на оборотной стороне контура.

У большинства эти представления ассоциируются с бескрайней тайгой и болотами. Однако это не со­всем так. Перед нами стоит задача – выявить уникальные черты природы Западной Сибири, выделяющие среди других природных районов России. Для этого нам нужно ответить на вопросы.

III. Изучение нового материала

Слайд 5 (Приложение 1)

«Западная Сибирь, где ты находишься?»

3.1. Географическое положение

1) На основе физической карты России атлас стр. 12, определите географическое положение Западной Сибири. Что является ее естественными рубежами?

  • на севере - изрезанная береговая линия Карского моря (назвать п-ва и заливы);
  • на юге - Казахский мелкосопочник,
  • на юго-востоке - предгорья Алтая;
  • на западе - восточные предгорья Урала;
  • на востоке - долина р. Енисей.

2) Протяженность с запада на восток от Урала до Енисея на 1000-2000 км,
расширяясь к югу, с севера на юг - на 2500 км.

Запишите в тетрадь уникальные черты географического положения Западной Сибири и огромные размеры;

Слайд 6 (Приложение 1) «Западная Сибирь, что ты собой представляешь?»

3.2. Рельеф

Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади,
Равнина на север,
Равнина на юг
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.

Так охарактеризовал рельеф Западно-Сибирской равнины поэт А.Фролов.

Слайд 7 (Приложение 1)

Почему именно здесь образовалась гигантская равнина?

Вспомним геологическую историю развития Западной Сибири. Откройте тектоническую карту атлас, стр.9.

Что лежит в основе Западно-Сибирской равнины? Какая тектоническая структура?

Платформенным участкам земной коры соответствуют равнины.

Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом.

По физической карте Западной Сибири атлас, стр. 44, определите:

  • преобладающие высоты равнины. От 0 до 200 м.
  • минимальные высоты, в какой части равнины они находятся?

Северную и Центральную части представляют низменности, располагающиеся на высоте до 100 м, южную низменности и равнины, поднимающиеся до 150 м. над уровнем моря.

Жители Ямала обеспокоены. Если растают льды Антарктиды и Северного Ледовитого океана, то уровень Мирового океана поднимется на 60 м и затопит Ямал.

На какой абсолютной высоте расположена наша область? Омск находится на высоте 140 метров. Грозит ли жителям Омской области затопления?

  • назовите максимальную высоту Западной Сибири.

Через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система мореных возвышенностей (последствия оледенения территории в четвертичный период) - Сибирские Увалы с максимальной высотой 286 м.

  • В каком направлении равнина имеет наклон?

Рельеф Западной Сибири продолжает изменяться и в настоящее время.

Различные участки земной коры, лежащие в основании равнины испытывают движения: правобережье Иртыша поднимается, а левобережье – опускается примерно на 1 см в 100 лет!

Чем больше гляжу я на снежную ширь,
Тем думаю всё упорнее:
Чёрт возьми, да ведь наша Сибирь
Богаче, чем солнечная Калифорния. (В. Маяковский)

  • О каких богатствах идёт речь? Посмотрите внимательно на физическую карту Западной Сибири, атлас, стр. 44.

Слайд 8-9 (Приложение 1) «Нефть – царица полезных ископаемых, а Западная Сибирь – её трон»

Нефтяные месторождения приурочены к Центральным частям Западно-Сибирской равнины. Назовите крупнейшие месторождения нефти и газа.

Основные месторождения нефти: Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское, Стрежневое, Мамонтовское.

Месторождения газа расположены в северной и северо-западной частях равнины. Наиболее крупными являются Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Губкинское, Заполярное.

Слайд10-11 (Приложение 1) «Западная Сибирь, что ты собой представляешь?

Запишите уникальные черты рельефа Западной Сибири в тетрадь.

3.3. Климатические особенности

  • Определите, в каких климатических поясах лежит равнина (климатическая карта, атлас, стр. 20-21).
  • В каком климатическом поясе расположена большая часть равнины?
  • В какой климатической области умеренного пояса мы с вами живём?
  • По климатической карте установите, как изменяются над равниной июльские температуры и чем это объясняется.
  • Определите среднегодовое количество осадков на севере, средней части и на юге равнины.
  • Определите испаряемость на севере, средней части и на юге равнины.

Резко-континентальный или континентальный? Назовите причины сурового климата Западной Сибири, используя текст учебника стр. 190.

Ср. t июля от +2°С до +22°С.

Ср. t января от -25° до-18°С.

Количество осадков до 400 мм в год.

Слайд12 -13 (Приложение 1) «Западная Сибирь, что ты собой представляешь?

Запишите уникальные черты климата Западной Сибири в тетрадь.

3.4. Внутренние воды.

Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом вся, блестя, зимой – белея,
Верная подруга Иртышу,
И течёшь на север смело. (Обь)

Учитель: Западно-Сибирская равнина богата реками, озерами, болотами, в размещении которых по территории четко прослеживается зависимость от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги. Наибольшая густота речной сети в тундре и тайге, незначительная в зоне лесостепей и степей.

  • Назовите притоки Оби (в России занимает первое место по длине и площади бассейна).
  • Назовите реки, впадающие в Карское море.

Реки текут медленно. Почему?

Мелкие озера разбросаны повсюду на этой плоской равнине, лишенной хорошего стока.

  • Назовите самое крупное озеро Западной Сибири? Почему оно солёное?

Кроме озер на территории Западно-Сибирской равнины расположены огромное количество болот, по числу которых Западная Сибирь является мировым рекордсменом: нигде в мире нет больше такой заболоченной территории с площадью 800 тыс. кв. км. Средняя заболоченность равнины 30 %, а в отдельных районах до 80%. Классическим примером является Васюганье - географическая область, лежащая в междуречье Оби и Иртыша (S=53 тыс. кв. км.) - самое крупное в мире болото.

На нем смогли бы разместиться Москва и Московская область. (S=47 тыс. кв. км.). Болота хранят огромные пока неиспользуемые торфяные богатства.

Причины заболоченности:

  • плоский рельеф,
  • избыточное увлажнение,
  • многолетняя мерзлота,
  • низкая испаряемость,
  • способность торфа, удерживать влагу.
  • питают болота и подземные воды.

А вы знаете? Объём воды в подземных пластах составляет 1 трлн. М3=два Средиземных моря кипятка (от 40 до 100*).

Слайд14-18 (Приложение 1) «Западная Сибирь, что ты собой представляешь?

Запишите уникальные черты внутренних вод Западной Сибири в тетрадь.

3.5. Природные зоны.

  • Определите по карте природных зон, атлас, стр. 36-37:
    1. какие природные зоны размещены на территории равнины.
    2. какая из природных зон занимает наибольшую площадь
    3. Почему тундра в Западной Сибири занимает большую пло­щадь, чем на Восточно-Европейской равнине? Почему на Восточно-Европейской равнины есть широ­колиственные леса, а в Западной Сибири нет?
  • В каких природных зонах побывал фотохудожник? Покажите на карте примерное местоположение.

Демонстрация фотографий и иллюстраций.

Слайд19 -20 (Приложение 1) «Западная Сибирь, что ты собой представляешь?

IV. Итог урока:

Закончите предложение: «А я и не подозревал…»

Слайд 21 (Приложение 1)

V. Домашнее задание: прочитать текст к § 35. Объяснить значение понятий «урман», «колки», «гривы».