Патриотическое воспитание учащихся через исследовательскую работу школьного музея

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Сегодня уже очевидно, что эффективность национальной безопасности зависит не только от состояния Вооруженных Сил, но и от духовного, нравственного состояния общества. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в российской школе является формирование патриотизма, чувства ответственности за свое будущее и будущее своей великой страны (Приложение 1).

Понятие «патриотизм» очень объемно, на методологическом уровне патриотизм реализуется как нравственный принцип; на эмоционально-психологическом - как моральное чувство, на поведенческом - как интегративное нравственное качество.

Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине. «Знаю и люблю, люблю и знаю. И чем больше знаю, тем больше люблю» - слова географа Д.Ефремова отражают суть краеведения.

До введения в учебный план курса «История запада России: Калининградская область» на изучение своего края отводилось 3 – 4 часа в год. Еще труднее в рамках ограниченного времени учебных программ было организовать поисково-исследовательскую деятельность. Данная тенденция чревата тем, что молодое поколение может вырасти «Иванами, не помнящими родства».

В данной ситуации роль системы дополнительного образования, и в первую очередь школьного музея, в расширении образовательного пространства неоценима.

Музей считают одной из форм краеведческой работы, направленной на формирование чувства патриотизма у детей. Отличительной особенностью школьного музея является то, что вся его деятельность неразрывно связана с жизнью того места, где живет ребенок.

Школьные музеи имеют свои особенности.

Первая особенность - это его учебно-воспитательное значение. Являясь результатом совместного коллективного труда учащихся и педагогов, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы школы. В нем все предназначено для учащихся и в основном собрано и сделано ими. Экспонаты музея, его фонды - это и учебно-наглядные пособия для уроков истории, географии, внеклассных мероприятий по краеведению.

Вторая особенность - сама организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся, и созданный музей становится поисково-творческой лабораторией, ведущей учащихся по пути приближения их к исследовательской деятельности.

Третья особенность - школьный музей - это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработки собранного материала, создания на его основе дидактических пособий по ряду предметов школьной программы.

В 70–80-х годах музеи были во всех школах города, их признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети. В 90-е годы с ними боролись как с рассадниками отжившей идеологии. Так было и в нашей школе. В 2000 году музей возродили. Он создан как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей общественности, а именно, от Совета ветеранов Афганистана Ленинградского района. В микрорайоне школы проживали многие участники этой войны.

Как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности учащихся и педагогов школы музей в 2003 году был перепрофилирован и сейчас посвящен истории всего микрорайона школы и истории школы.

Цель деятельности школьного музея «Родная школа – страницы истории» – нравственно-патриотическое воспитание, формирование социальной активности учащихся, интеллектуального развития детей путем их вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

  • овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего микрорайона;
  • развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими документами;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

Организацию работы в музее осуществляет Совет музея, куда входят ученики 9 – 11 классов, но привлечение учеников к краеведческой работе начинается намного раньше.

Первый этап работы по привлечению детей к работе в музее – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-6-х классов. В доступной, увлекательной форме старшеклассники рассказывают им о музее, проводят экскурсии в музей, приглашают на встречи с ветеранами войны и педагогического труда.

Малышей привлекают к выполнению несложных видов работ - оформление альбомов, отчетов по экскурсиям и походам по родному краю.

Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея учащихся, проявивших интерес к краеведению. Обучение начинается с 7-8 классов. Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний.

У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.

В зависимости от интересов и склонностей учащие выбирают направление деятельности – группу «Поиск» или «Экскурсоводы», а также направление исследования - «Довоенная история нашего микрорайона», «История родной школы», «Участники Великой Отечественной войны», «Участники локальных войн».

Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Пройдя курс обучения, учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.

Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:

  • выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;
  • создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
  • развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
  • развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;
  • развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.

Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя – предметники, которые и выступают руководителями исследовательских работ. Часто, для поиска новой информации используются временные группы учащихся, а не только те, кто входит в группу «Поиск».

На школьной научно-практической конференции в 2008 году были представлены работы учащихся по краеведению. Так, в работе «Первая мировая война на территории Восточной Пруссии» ребята собрали информацию о памятнике военным инженерам, который находится на ул. Малоярославская (руководитель - учитель истории Смирнова Т.А.). В работе «Почетные граждане Калининграда» (руководитель - учитель географии Волкова Е.В.) использовались фотографии и интервью с Чагиным Петром Афанасьевичем, частым гостем нашей школы.

В настоящее время в учебной и внеклассной деятельности все больше используется метод проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. Метод проектов используется при организации поисковой работы и в нашем музее.

Нашей школе недавно исполнилось 60 лет. Ребята из группы «Поиск», а также все желающие, при подготовке к юбилею школы, реализовали проекты. Учащиеся школы вели поиск и представили свои наработки по темам «Первые учителя школы», Учителя школы – участники Великой Отечественной войны», «Выпускники школы - военнослужащие», «Школьные династии». Для проведения данных исследований учащиеся использовали методы: анкетирования, интервьюирования, изучения документальных материалов. Со своими проектами, результатами работы, ученики выступили на классных часах, встречах с ветеранами педагогического труда.

Ученик 11 класса Дмитрий Поклад со своим проектом (буклет, посвященный истории школы) участвовал в городской и областной олимпиадах по технологии, где занял призовые места.

Среди других проектом, выполненных учениками на базе школьного музея, можно назвать Книгу памяти. Посещая ветеранов войны, ученики берут у них интервью, собирают воспоминания о войне, о том, как восстанавливалась наша область. На традиционных Парадах школьных войск, которые проводятся в мае, присутствуют ветераны войны, жители микрорайона. Для учеников это не просто чужие, неизвестные участники войны, а люди им близкие, о которых именно они собрали материал.

Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях. Труднее любить свою деревню, маленький городок. И задача школьного музея и краеведения – найти там, где ты живешь то, чем можно гордиться. А это и есть патриотическое воспитание.