Цели урока: сформировать понятие о числительном как части речи.
Задачи:
- определить общее грамматическое значение числительного;
- рассмотреть морфологические признаки числительного, синтаксическую роль;
- развивать умение находить числительное в тексте, употреблять в нужной форме;
- формировать способности организовывать самостоятельную деятельность на различных этапах урока.
Структура урока
I. Организационный этап
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Организация внимания.
II. Актуализация знаний
1. Ребята делятся на 3 варианта и выполняют следующие задания:
1) Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните то, что вставили. Запишите отгадку.
З…мой и летом одним цветом (ёлка)
З…л…тое реш…то ч…рных домиков п…лно.
Сколько ч…рненьких д…мов, столько беленьких ж…льцов (подсолнух)
2) Вставьте пропущенные буквы (устно объясните)
а) несёш…, улетаеш…, рассматриваеш…;
б) луч…, обруч…, ключ…;
в) держ…м, верт…м, завис…м;
3) Вставьте пропущенные буквы (устно объясните), выделите лишнее слово.
а) к рек…, в комнат…, о сестр…, о молодёж…;
б) мо…щий, учивш…й, кур…щий, скач…щий;
В) в…селясь, пр…играв, успел, делая.
2. Произвести взаимопроверку по образцу, представленному на доске, в соответствии с предложенной шкалой оценивания:
1.Зимой и летом одним цветом (ёлка)
Золотое решето черных домиков полно.
Сколько черненьких домов, столько беленьких жильцов (подсолнух)
2. а) несёшь, улетаешь, рассматриваешь;
б) луч, обруч, ключ;
в) держим, вертим, зависим;
3. а) к реке, в комнате, о сестре, о молодёжи;
б) моющий, учивший, курящий, скачущий;
В) веселясь, проиграв, успел, делая.
“5” ставится, если нет орфографических ошибок, ошибок в задании.
“4” ставится, если допущено 2 орфографические
ошибки, 1 ошибка в выполнении задания.
“3” ставится, если допущено боле 3-х
орфографических ошибок, 3 ошибки в выполнении
задания.
“2” ставится, если допущено более 4-х
орфографических ошибок, задание не выполнено.
У: ребята, чтобы правильно писать слова, нужно знать признаки, помогающие выбрать правильный вариант написания.
III. Этап усвоения новых знаний
У: Что в задании №1 подсказало вам отгадки? (что помогло догадаться, о чем идет речь?)
Д: Признаки, которые передают слова черненькие, золотое, беленьких, являющиеся именами прилагательными.
У: Все части речи имеют грамматические признаки. Сейчас мы будем разгадывать грамматические загадки. Я называю вам грамматические признаки, а вы должны назвать часть речи.
Грамматические загадки.
1 а) Эта часть речи употребляется с именем
существительным.
Б) Может иметь краткую форму.
В) В предложении чаще всего является
определением (прилагательное).
2 а) Эта часть речи почти всегда с НЕ пишется
раздельно.
Б) Может изменяться по лицам, числам.
В) Её мы используем, когда рассказываем о своих
действиях (глагол).
3 а) Эта часть речи вам необходима, чтобы
ответить на вопрос: сколько вам лет?
Б) В каком классе вы учитесь?
В) Чаще всего вы используете её на уроках
математики (числительное).
У: Запишите тему урока: “Числительное как часть речи”
Запишите предложение, с которого часто начинаются сказки, расставьте знаки, выделите грамматическую основу предложения.
Жили – были старик со старухой, и было у них три сына.
У: 1) какое слово в этом предложении
можно записать цифрой? (3)
2)на что указывает и цифра и слово? (на количество
сыновей)
3)на какой вопрос отвечает слово три? (сколько)
У: Запишите предложение, ответьте на вопросы.
Первый умный был детина,
Средний был не так не сяк,
Третий вовсе был дурак.
1) Какое слово связано с цифрой? (первый, третий)
2) На какой вопрос оно отвечает? (какой?) Каким членом предложения является? (определением)
3) На что указывает? (на порядок следования)
У: работая в группах по четыре человека, прочитайте материал на 196 странице учебника, отметьте материал, который мы еще не рассматривали, составьте конспект. По одному представителю от группы выйти к доске и представить свою модель ответа на вопрос: что я знаю о числительном как части речи?
Числительное |
|
Количественное |
Порядковое |
Отвечает на вопрос СКОЛЬКО? | Отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКИЕ? КОТОРЫЙ? |
Обозначает количество | Обозначает порядок следования |
Изменяется по падежам | Изменяются по падежам и, родам и числам |
Могут быть любым членом предложения | Обычно являются определением |
IV. Закрепление полученных знаний
У: 1) запишите текст подчеркнуть числительное как член предложения, указать разряд:
Приобрёл я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло завязал,
Чтоб в мороз не замерзал.
А жираф сказал: Смотри! Ещё нужны мне тридцать три.
2) выполняем упражнение 438 по вариантам:
1-й вариант выписывает числительные,
2-й вариант выписывают слова других частей речи.
Затем проводим взаимопроверку.
3) самостоятельно выполняем упражнение 439
4) рефлексия
1. Какова тема сегодняшнего урока?
2. Что нового я узнал (а)?
3. Чего я не понял (а)?
4. Что мне нужно сделать к следующему уроку?
V. Этап домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
1)Выполнить упражнение 440.
2) Закрепить теоретический материал параграфа 35 (или конспекта).
3) Составить задание “4-й лишний” по теме: “Числительное как часть речи”.(2-3 группы).
4) 2-м сильным ученикам подготовить сообщение о происхождении числительного как части речи.
Материал для сообщения
Исторический комментарий. Имя числительное как особая часть речи сформировалась в XIII—XIV вв. В старославянском языке и до XIII в. в древнерусском языке слова с числовым значением тяготели к существительным, прилагательным, местоимениям по значению и грамматическим категориям. Например: межи дв1ма колодама — слово дв-Ьма имеет скорее признаковое значение, нежели обозначает отвлеченное количество, согласуется с определяемым существительным в роде (женский), числе (двойственное), падеже (творительный).
Название большинства слов-чисел унаследованы из пра-славянского языка и восходят к индоевропейскому источнику. В древнерусском языке счетные слова одинъ (м. р.), едина (ж. р.). одЪно (ср. р.); дъва (м. р.), дъв4 (ж. р.) склонялись, как местоимения тъ, та, то и т. п.
Счетные слова от одного до четырёх согласовывались с существительными в роде, числе, падеже и по морфологическим признакам являлись прилагательными, а от пяти до девяти по своим признакам являлись существительными (типа кость); слово десять имело формы единственного, двойственного и множественного числа и изменялось по падежам (как имя).
Названия чисел второго десятка выражались предложно-именным сочетанием, состоящим из слов один — девять в первой части и слова десять с предлогом на — во второй части (в форме местного падежа единственного числа) (одинъ на десяте, пять на десяте).
Названия десятков выражались сочетаниями слова десять и соответствующих слов первого десятка (дъва десяти, три десяте, пять десятъ).
Существительное сорокъ с предметным значением (в древности на Руси клали в сорокъ или сорочок 40 собольих или куньих шкурок как принятую меру оплаты чего-либо) стало употребляться для названия четырех десятков вместо четыре десяте.
Названия сотен представляли собой сочетания названий единиц, с названием съто (три съта, пять сътъ).
Счетная единица тысяча и слово тьма (10 000) имели все признаки существительных; кроме того, тьма обозначало 'большое число'.
В более поздние периоды утрата двойственного числа различными частями речи, разрушение связи с существительными и прилагательными привели к выделению числительных в самостоятельную часть речи.