Организация самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях и вне их

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


При организации индивидуальной самостоятельной познавательной деятельности детей педагоги МДОУ «Детский сад комбинированного вида №136» г,Саратова учитывают факторы, влияющие на их интеллектуальную активность:

  1. Условия окружающей среды:
    • потребность в тишине (безразличие к звукам);
    • потребность в ярком (неярком) свете;
    • потребность в структурированности (неструктурированности) среды – наличие столов, стульев и т.п.
  2. Эмоционально-мотивационные особенности:
    • наличие (отсутствие) собственной мотивации;
    • настойчивость (ее отсутствие);
    • ответственность (ее отсутствие);
    • потребность в структурированности условий (ее отсутствие) – наличии определенных правил.
  3. Социологические предпочтения:
    • предпочтение работать одному;
    • предпочтение работать с ребенком – партнером;
    • предпочтение работать с несколькими детьми – партнерами;
    • предпочтение работать со взрослыми;
    • разными способами.
  4. Физические характеристики и потребности:
    • лучшее функционирование ранним утром, поздним утром, днем или вечером;
    • предпочитаемый анализатор (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический);
    • потребность в принятии пищи (или ее отсутствие);
    • потребность в движении (или ее отсутствие).

Сочетание разных стилей по всем сферам образуют профиль каждого ребенка. При организации обучения педагог учитывает его и обеспечивает условия, максимально содействующие интеллектуальному и умственному развитию ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

Организация коллективной самостоятельной познавательной деятельности детей осуществляется в процессе занятий, в нерегламентированных видах детской деятельности и в свободное время, предусмотренное в детском саду в течение дня. Педагогические установки воспитателей могут быть разными: одни склонны развивать интеллектуальную активность детей в рамках формирования естественно-математических или, наоборот, гуманитарных областей научного знания. Однако общими для всех воспитателей, работающих в ДОУ №136, являются подходы к формированию интеллектуальных способностей и качеств личности воспитанников.

Охарактеризуем их следующим на примере развития элементарных математических представлений.

Занятие

Эффективность занятия обеспечивается реализацией его задач: образовательной, развивающей и воспитательной.

На одном занятии воспитатель, как правило, решает несколько учебных задач в зависимости от содержания материала и места, которое занимает занятие в системе других по формированию элементарных математических представлений, а также в зависимости от возможностей детей. С одним материалом воспитатель только знакомит детей на уровне восприятия, осмысления и запоминания, с другим работает по применению в сходной ситуации, третий вид материала позволяет углубить, дифференцировать, обобщить, систематизировать, закрепить знания, выработать прочные умения и навыки. Нередко воспитатели включают в занятие материал, который готовит детей к восприятию новых знаний.

Воспитатели детского сада, в зависимости от основной цели, проводят занятия нескольких видов:

  • занятия по изучению новых знаний, на которых дети знакомятся с новым математическим материалом;
  • занятия по закреплению нового материала (применения знаний в сходных ситуациях);
  • занятия по повторению обобщению и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе);
  • комбинированные занятия.

Каждый вид занятия имеет свои структурные элементы, но они носят динамический характер. Воспитатели, как правило, выделяют цель каждого структурного элемента (этапа) занятия и стараются добиться его реализации.

Хорошо зная особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста, которым целесообразно сообщать новый материал небольшими порциями с последующим его закреплением, воспитатели проводят занятия, полностью посвященные усвоению новых знаний. Такие занятия позволяют сосредоточить внимание на одном учебном материале, повторить и актуализировать именно те знания, на которых будет строиться объяснение нового, последовательно закрепить новые знания.

Педагогический коллектив сформулировал для себя в виде памятки следующие требования к проведению занятий и четко придерживается их:

  1. Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему и цель. Допускается постановка нескольких дидактических целей. Неоднозначность цели на занятии обусловлена необходимостью включать почти в каждое занятие новый материал, повторять пройденное и готовить детей к восприятию новых знаний. Однако на каждом занятии должна быть одна главная дидактическая цель. Наряду с обучающими целями формулируются развивающие и воспитательные.
  2. Содержание учебного материала на занятии должно отвечать теме, целям занятия, быть доступно детям, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с жизнью. Объем учебного материала должен обеспечить активность детей в течение занятия.
  3. Методы и приемы работы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей, развивать познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, систематизировать, обобщать.
  4. На каждом этапе занятия ведется систематический контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков.
    Воспитатель ставит перед детьми конкретные цели и добивается от каждого ребенка (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляет контроль за деятельностью детей, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.
  5. Занятие должно быть оснащено необходимыми наглядными пособиями и дидактическим материалом (одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий).
  6. Каждое занятие должно отличаться организационной четкостью: ясная цель и правильное распределение времени между каждой структурной частью и подчиненность их главной дидактической цели занятия.
  7. На каждом занятии соблюдается принцип непрерывности повторения.
  8. Воспитатель обязан обращать внимание на развитие речи детей, обогащений их словаря новыми терминами и выражениями, следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи.
  9. Образцом подражания для детей должен быть воспитатель, который прекрасно знает учебный материал, владеет методикой проведения занятий, всегда собран, эмоционален, доброжелателен по отношению к детям, давать четкие, лаконичные инструкции.
  10. Воспитатель не должен забывать об эмоциональной стороне занятия, воспитывая любознательность и интерес к фактам и явлениям.
  11. Любое занятие обязано учитывать требования к оздоровительному режиму с учетом работоспособности и утомляемости детей дошкольного возраста. Этому способствует переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, целесообразное распределение учебного материала и видов работы.

Сформированные представления необходимо закреплять в процессе продуктивной деятельности. Для этого согласовывается во времени изучение отдельных тем, соотносится содержание обучения на занятиях и продуктивной деятельности, добиваются идентичности в определениях и характеристиках научных понятий, комплексно используются знания и умения при решении практических задач.

Реальные представления об окружающем мире, необходимые для понимания смысла изученного и расширения представлений, легче всего обогащать в процессе экскурсий, наблюдений, а также в быту. Особую роль здесь играет работа с родителями.