Цель:
Образовательная
- активизировать знания об имени прилагательном как части речи;
- показать, какую роль в языке выполняют имена прилагательные;
Развивающая:
- развивать умения отличать имена прилагательные от других частей речи;
- обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательная:
- прививать любовь к родному русскому языку, учить видеть его красоту.
- воспитывать умение общаться в коллективе, группе
Оборудование: компьютер и проектор, технологическая карта учащегося, схема, компьютерная презентация, карточки для работы по группам, книги Тарских и Омских поэтов, русских классиков.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Русский язык… как много в этом слове…
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык” Это слова известного писателя Константина Георгиевича Паустовского.
II. Актуализация знаний и мотивация
– Давайте вспомним отрывок из комедии “Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина, известного русского писателя. Откройте учебник на странице 66 и прочитаем диалог по ролям.
Учитель. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь. Которая дверь?
Учитель. Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Учитель. Почему же?
Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покаместь существительна.
– Правильно ли ответил Митрофан? Какие ошибки он допустил?
– Ответим на вопрос: Какая дверь? (Ребята подбирают имена прилагательные к слову “дверь”)
III. Постановка учебной задачи
– Как можно назвать группу слов, которую мы сейчас подбирали?
– Предположите, какая тема нашего урока?
– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
– Верно, но главный вопрос нашего урока – пронаблюдать, какую роль в языке выполняют имена прилагательные.
IV. Открытие нового знания
Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число. На протяжении всего урока нас будет сопровождать карта урока. Рассмотрите её. Мы уже определили тему урока. А сейчас заполните графу, что вы будете изучать на уроке.
Технологическая карта _______________________________ученика ____класса
Тема: “Имя прилагательное”
Этап Цель |
Cодержание | Результат |
Определение темы Я буду |
Прочитайте записанные слова и
разделите их на две группы Интересная, газета,
чёрный, хозяйственный, русский , карандаш, погода,
язык, прекрасная, магазин. -По какому признаку определили слова первой группы? -Обратимся ко второй группе. На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? На что указывают? |
Имя прилагательное – это |
Знакомство с темой Я хочу узнать |
Узнай, для чего нужны в речи имена
прилагательные, с какой целью употребляются Проанализируй произведения предложенного тебе автора. |
_________________ _________________ _________________ |
Использование прилагательных в речи. Я учусь…. |
Прочитай и отгадай загадку. Найди соответствующую картинку. Используя предлоги, составь текст описание по картине, чтобы в нём было как можно больше имён прилагательных. |
Оцени работу своей группы |
Задание 1
На доске записаны слова:
Интересная, газета, чёрный, прекрасная, русский, карандаш, погода, хозяйственный, язык, магазин.
– Прочитайте записанные слова и разделите их на две группы.
– По какому признаку определили слова первой группы?
– Обратимся ко второй группе. На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? На что указывают?
– Поменяем эти слова местами. Зачитайте, что мы получили? (Словосочетания.) С какой частью речи связаны имена прилагательные?
– Составим схему к сказанному ранее:
– Что мы знаем об имени прилагательном? Добавьте запись в свою технологическую карту.
Попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: Для чего нужны в русском языке имена прилагательные?
Задание 2
– Прослушайте текст и скажите о чём он.
С деревьев опали листья. Закружились в воздухе пушинки. Шапки укрыли пни. Лес ожил. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по снегу.
Прочитайте текст, который лежит у вас на партах (карточка синего цвета).
С деревьев опали последние листья. Закружились в воздухе лёгкие пушинки. Снежные шапки укрыли старые пни. Лес ожил. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу.
– О чём был первый текст?
– О чём был второй текст?
– Можно ли сказать, что эти тексты одинаковы?
– Докажите.
– Что же отличает первый текст от второго?
– Для чего употребили имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные нужны для красоты описания.
– В тексте встретилось имя прилагательное “последние” не такое уж оно красивое. Ведь можно было взять, например, слово зелёные, резные. (Это слово помогает более точно представить описываемую картину)
– Какие ещё прилагательные в этом тексте употребляются для точности описания? Выпишите в тетрадь словосочетания с этими прилагательными.
Вывод: Имена прилагательные нужны для точности описания.( Дополняется схема урока)
V. Первичное закрепление
Образцом правильного русского языка принято считать литературные произведения классиков, наших современников.
На партах у вас лежат книги разных авторов. Предлагаю вам прочитать предложенное произведение или отрывок из него и выписать в тетрадь словосочетания прилагательных и имён существительных.
Работать вы будете в парах.
Афанасий Фет (великий русский поэт)
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Тимофей Белозёров (Омский поэт)
Ранетки
Нет слаще сибирских ранеток,
Когда их морозцы побьют!
Мальчишки срывают их с веток,
Щеглы и синицы клюют.
С кислинкой, янтарного цвета,
Висят они, встретив пургу,
Горячими каплями лета
Горят на весёлом снегу!
Наталья Кускова (живёт и работает в городе Тара)
За собой увели журавли
За моря безмятежное лето.
Дети в школу опять принесли
Море ярких осенних букетов.Завтра будут обычные дни,
Завтра будут пятёрки и двойки.
Только память для нас сохранит
Свежий запах, цветочный и стойкий.
Проверка: Назови автора своего произведения? Что ты о нём знаешь? Зачитай выписанные словосочетания.
– Что можно сказать об авторах этих произведений?
Вывод: Мы прочитали произведения поэтов, которые жили и живут в разное время, в разных городах нашей страны. Но русский язык не потерял своего богатства, красоты. Имена прилагательные помогают сделать его ещё более выразительным и точным.
VI. Физкультминутка
Учитель читает текст. Учащиеся глазами следят за движениями бабочки, один ученик у доски выполняет их с помощью макета.
“На клумбу моего сада прилетела красивая пёстрая бабочка. Она порхала с цветка на цветок, собирая нектар. Сначала она села на ромашку. Затем перелетела на красную розу, но душистый запах пёстрой гвоздики переманил её к себе, а рядом, по соседству, оказалась белая лилия. Но разве могла она долго задержаться на ней, когда чуть в стороне ждёт её другой сад.”
– Что помогло так точно показать движения бабочки?
VII. ключение в систему знаний
Продолжать работу на уроке мы будем группами.
Займите места за партами по цвету вашей карты урока и конверта с заданиями. Он должен совпадать. Каждая группа получает конверт с картиной одного из художников. Вам нужно описать картину, используя имена прилагательные.
1-я группа: А. Пластов “Первый снег”
2-я группа: Б. Щербаков “Зимнее утро”
3-я группа: И. Шишкин “Зима”
4-я группа: К. Коровин “Зимой”
VIII. Рефлексия деятельности
– Что мы изучали на уроке?
– Что нового ты узнал?
– Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?
А сейчас возьмите карту. На обратной стороне покажите три луча: Я, МЫ, ДЕЛО.
Отметьте на каждом луче уровень ваших достижений.
Я – как работал, допускал ли ошибки.
МЫ – на сколько мне помог учитель, одноклассники, или я им.
ДЕЛО – понял ли материал на уроке, узнал ли больше.
Заканчиваю наш разговор на уроке словами Тургенева: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием”.