Урок–исследование в 4-м классе по теме "Общие сведения об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Цель:

Образовательная

  • активизировать знания об имени прилагательном как части речи;
  • показать, какую роль в языке выполняют имена прилагательные;

Развивающая:

  • развивать умения отличать имена прилагательные от других частей речи;
  • обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательная:

  • прививать любовь к родному русскому языку, учить видеть его красоту.
  • воспитывать умение общаться в коллективе, группе

Оборудование: компьютер и проектор, технологическая карта учащегося, схема, компьютерная презентация, карточки для работы по группам, книги Тарских и Омских поэтов, русских классиков.

Приложение

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Русский язык… как много в этом слове…

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык” Это слова известного писателя Константина Георгиевича Паустовского.

II. Актуализация знаний и мотивация

– Давайте вспомним отрывок из комедии “Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина, известного русского писателя. Откройте учебник на странице 66 и прочитаем диалог по ролям.

Учитель. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь. Которая дверь?

Учитель. Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Учитель. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покаместь существительна.

– Правильно ли ответил Митрофан? Какие ошибки он допустил?

– Ответим на вопрос: Какая дверь? (Ребята подбирают имена прилагательные к слову “дверь”)

III. Постановка учебной задачи

– Как можно назвать группу слов, которую мы сейчас подбирали?

– Предположите, какая тема нашего урока?

– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

– Верно, но главный вопрос нашего урока – пронаблюдать, какую роль в языке выполняют имена прилагательные.

IV. Открытие нового знания

Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число. На протяжении всего урока нас будет сопровождать карта урока. Рассмотрите её. Мы уже определили тему урока. А сейчас заполните графу, что вы будете изучать на уроке.

Технологическая карта _______________________________ученика ____класса

Тема: “Имя прилагательное”

Этап
Цель
Cодержание Результат
Определение темы

Я буду

Прочитайте записанные слова и разделите их на две группы Интересная, газета, чёрный, хозяйственный, русский , карандаш, погода, язык, прекрасная, магазин.

-По какому признаку определили слова первой группы?

-Обратимся ко второй группе. На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? На что указывают?

Имя прилагательное – это
Знакомство с темой

Я хочу узнать

Узнай, для чего нужны в речи имена прилагательные, с какой целью употребляются

Проанализируй произведения предложенного тебе автора.

_________________

_________________

_________________

Использование прилагательных в речи.

Я учусь….

Прочитай и отгадай загадку.

Найди соответствующую картинку.

Используя предлоги, составь текст описание по картине, чтобы в нём было как можно больше имён прилагательных.

Оцени работу своей группы

Задание 1

На доске записаны слова:

Интересная, газета, чёрный, прекрасная, русский, карандаш, погода, хозяйственный, язык, магазин.

– Прочитайте записанные слова и разделите их на две группы.

– По какому признаку определили слова первой группы?

– Обратимся ко второй группе. На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают? На что указывают?

– Поменяем эти слова местами. Зачитайте, что мы получили? (Словосочетания.) С какой частью речи связаны имена прилагательные?

– Составим схему к сказанному ранее:

– Что мы знаем об имени прилагательном? Добавьте запись в свою технологическую карту.

Попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: Для чего нужны в русском языке имена прилагательные?

Задание 2

–  Прослушайте текст и скажите о чём он.

С деревьев опали листья. Закружились в воздухе пушинки. Шапки укрыли пни. Лес ожил. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по снегу.

Прочитайте текст, который лежит у вас на партах (карточка синего цвета).

С деревьев опали последние листья. Закружились в воздухе лёгкие пушинки. Снежные шапки укрыли старые пни. Лес ожил. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу.

– О чём был первый текст?

– О чём был второй текст?

– Можно ли сказать, что эти тексты одинаковы?

– Докажите.

– Что же отличает первый текст от второго?

– Для чего употребили имена прилагательные?

Вывод: Имена прилагательные нужны для красоты описания.

– В тексте встретилось имя прилагательное “последние” не такое уж оно красивое. Ведь можно было взять, например, слово зелёные, резные. (Это слово помогает более точно представить описываемую картину)

– Какие ещё прилагательные в этом тексте употребляются для точности описания? Выпишите в тетрадь словосочетания с этими прилагательными.

Вывод: Имена прилагательные нужны для точности описания.( Дополняется схема урока)

V. Первичное закрепление

Образцом правильного русского языка принято считать литературные произведения классиков, наших современников.

На партах у вас лежат книги разных авторов. Предлагаю вам прочитать предложенное произведение или отрывок из него и выписать в тетрадь словосочетания прилагательных и имён существительных.

Работать вы будете в парах.

Афанасий Фет (великий русский поэт)

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Тимофей Белозёров (Омский поэт)

Ранетки

Нет слаще сибирских ранеток,
Когда их морозцы побьют!
Мальчишки срывают их с веток,
Щеглы и синицы клюют.
С кислинкой, янтарного цвета,
Висят они, встретив пургу,
Горячими каплями лета
Горят на весёлом снегу!

Наталья Кускова (живёт и работает в городе Тара)

За собой увели журавли
За моря безмятежное лето.
Дети в школу опять принесли
Море ярких осенних букетов.

Завтра будут обычные дни,
Завтра будут пятёрки и двойки.
Только память для нас сохранит
Свежий запах, цветочный и стойкий.

Проверка: Назови автора своего произведения? Что ты о нём знаешь? Зачитай выписанные словосочетания.

– Что можно сказать об авторах этих произведений?

Вывод: Мы прочитали произведения поэтов, которые жили и живут в разное время, в разных городах нашей страны. Но русский язык не потерял своего богатства, красоты. Имена прилагательные помогают сделать его ещё более выразительным и точным.

VI. Физкультминутка

Учитель читает текст. Учащиеся глазами следят за движениями бабочки, один ученик у доски выполняет их с помощью макета.

“На клумбу моего сада прилетела красивая пёстрая бабочка. Она порхала с цветка на цветок, собирая нектар. Сначала она села на ромашку. Затем перелетела на красную розу, но душистый запах пёстрой гвоздики переманил её к себе, а рядом, по соседству, оказалась белая лилия. Но разве могла она долго задержаться на ней, когда чуть в стороне ждёт её другой сад.”

– Что помогло так точно показать движения бабочки?

VII. ключение в систему знаний

Продолжать работу на уроке мы будем группами.

Займите места за партами по цвету вашей карты урока и конверта с заданиями. Он должен совпадать. Каждая группа получает конверт с картиной одного из художников. Вам нужно описать картину, используя имена прилагательные.

1-я группа: А. Пластов “Первый снег”

2-я  группа: Б. Щербаков “Зимнее утро”

3-я группа: И. Шишкин “Зима”

4-я группа: К. Коровин “Зимой”

VIII. Рефлексия деятельности

– Что мы изучали на уроке?

– Что нового ты узнал?

– Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?

А сейчас возьмите карту. На обратной стороне покажите три луча: Я, МЫ, ДЕЛО.

Отметьте на каждом луче уровень ваших достижений.

Я – как работал, допускал ли ошибки.

МЫ – на сколько мне помог учитель, одноклассники, или я им.

ДЕЛО – понял ли материал на уроке, узнал ли больше.

Заканчиваю наш разговор на уроке словами Тургенева: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием”.