Урок русского языка в 3-м классе по теме "Определение имени прилагательного" (ОС "Школа-2100)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить обучающихся с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи;
  • упражнять обучающихся в подборе имен прилагательных к существительным;
  • развивать внимание к языковым явлениям, орфографическую зоркость;
  • воспитывать здравомыслие в общении с компьютером.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, счетные палочки для оценивания на партах, карточки со словарными словами, карточки с индивидуальными заданиями, листочки для словарного диктанта.

Ход урока:

Ι. Оргмомент. (2 мин)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. Когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будет наш хороший знакомый – домовой Афанасий.

(Слайд 1, 2)

Оценивание работы на уроке будет комплексным: за правильные ответы вы берете палочку, я провожу свои наблюдения, а в конце урока мы совместим наши результаты.

ΙΙ. Индивидуальная работа по карточкам

Карточки.

ΙΙΙ. Словарная работа. (5 мин)

Запись числа в тетради.

1) Словарный диктант: костюм, вдоль, поперек, горох, акробат, печаль, искусство, почерк, акробат, когда.

2) Введение нового слава КОМПЬЮТЕР.

- Отгадайте о чем мое четверостишие?

Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать? (компьютер) (Слайд 3)

Показ карточки и запись слов на доске (ребенок у доски)

- Подберем однокоренные слова запишем их в тетрадь.

Компьютер, компьютерщик, компьютерная, компьютеризировать.

Дополнительный вопрос ребенку у доски: с помощью чего образуются однокоренные слова, какой способ образования существительных мы знаем? (оценка)

- Компьютер, конечно, вещь полезная и в современном мире просто необходимая, но не надо забывать о правильном его использовании. Время работы человека за компьютером должно быть строго ограничено, а в детском возрасте оно не должно превышать 15 минут, так как от монитора идет сильное излучение и постоянно напряжены глаза. Если пренебрегать правилами пользования компьютером, то нарушается зрение, осанка человека. Берегите свое здоровье!

ΙV. Введение в раздел. Формулирование темы урока. (5 мин)

- Отгадайте еще одну загадку.

(Слайд 4)

Конь …, хвост ….

- Почему вы ее не поняли? Помогли ли вам существительные догадаться о чем речь?

- Послушайте еще раз:

Конь стальной, хвост льняной. Что это?

(Слайд 5)

- Какие слова помогли вам отгадать загадку?

(Стальной, льняной)

(Слайд 6)

- Что они обозначают? (признак предмета)

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 67. На чем спит Афанасий? Подушка (какая?) …

- О каких словах пойдет речь у нас на уроке? Может кто-то помнит, как они называются? (имена прилагательные)

(Слайд 7 с темой.)

- Сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. Прочитаем их хором (со слайда).

  1. Что обозначает эта часть речи?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Почему так названа?
  4. Для чего употребляется в речи?
  5. Как изменяется?

V. Наблюдение над признаками имен прилагательных, их ролью в речи. (8 мин)

Упражнение в подборе прилагательных к существительным.

- Попробуем сами охарактеризовать некоторые предметы.

(Слайд 8 - 9 – ландыш, роза)

(устный подбор – запись с комментированием по цепочке)

(Слайд 10 – солнце, дети)

(Работа по вариантам (устная проверка)

- Что же называют эти слова?

Вывод: данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета.

- Какие могут быть признаки у предметов найдем в таблице

(Слайд 11- таблица признаков)

- Что же обозначают имена прилагательные?

(Слайд 12)

- На какие вопросы они отвечают?

(Слайд 13 - чистый)

VΙ. Работа с определением на с. 69 (1 абзац) (2 мин)

VΙΙ. Физминутка (2 мин)

Игра «Форма, цвет, размер»

Форма – хлопнем,
Цвет – топнем,
Размер – присядем.

(Квадратный, большой, сиреневый, треугольная, лиловый, багровый, гигантский, малиновый, овальный, лилипутский, круглый, маленький.)

VΙΙΙ. Продолжение наблюдений.

Связь прилагательных с существительными.

1. Постановка проблемы. (2 мин)

- Давайте вспомним, почему имена существительные получили такое название?

- Как вы думаете, что обозначает слово прилагательное? К чему оно прилагается?

- Давайте обратимся к учебнику Упр 308.

2. Сравнение текстов.

(Слайд 14) (6 мин)

- Прочитаем и сравним тексты.

А) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Возвращаются птицы.

Б) Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Возвращаются перелетные птицы.

- Какова тема первого, второго текста?

- Можно ли считать тексты одинаковыми?

- Какой текст вам понравился больше и почему?

- Что же отличает второй текст от первого?

(Во втором тексте есть прилагательные. С ними текст стал ярче, образнее, поэтичнее)

Вывод: прилагательные нужны для красоты описания (Слайд 15)

Запишем первое предложение второго текста, выделим орфограммы.

(ребенок у доски)

- Найдите прилагательное, докажите. С каким словом оно связано?

- Прочитайте вопрос на с. 69 после правила.

(Не может быть признака без предмета)

ΙΧ. Наблюдение за изменением прилагательных. (6 мин)

- Понаблюдаем, как изменяются имена прилагательные.

- Упр. 309.

- Что вы можете сказать? Пронаблюдаем это по таблице.

(Слайд 16)

- Работа с правилом (2 абзац).

- Как же изменяются прилагательные?

(Слайд 17)

Χ. Рефлексия. (3 мин)

(Слайд 18 - вопросы темы)

- Подведем итог нашего исследования.

ΧΙ. Домашнее задание (3 мин)

(Слайд 19)

С. 88, упр 2

Оценивание.