Конспект урока математики "Взаимосвязь действий сложения и вычитания". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Образовательные: рассмотреть понятия целого и частей в применении к разбиению отрезка (подготовка к задачам-схемам), отрабатывать состав чисел, навыки быстрого счёта, продолжить работу над выражением в несколько действий.
  • Развивающие: развивать умение правильно формулировать мысль, обогащать словарный запас новыми терминами, развивать логическое мышление, развивать интерес к предмету.
  • Воспитывающие: воспитание личностных качеств (целеустремлённости, заинтересованности в изучении математики, гуманного и толерантного отношения друг к другу), формирование собственной точки зрения и умение её обосновывать.
  • Здоровьесберегающие: осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз).

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  • Демонстрационный: слайды (приложение), аншлаги
  • Раздаточный: карточки с цепочкой примеров, карточки «настроения», снежинки
  • Технические средства: компьютерное обеспечение, фонограмма «Если весело живётся»

План урока:

  1. Оргмомент. Введение в урок.
  2. Формулирование темы и цели урока.
  3. Устная работа.
    1. Абстрактный счёт.
    2. Логическое упражнение «Продолжи ряд чисел».
  4. Подготовка к новому материалу.
    1. Актуализация знаний.
    2. Составление выражений к рисунку.
  5. Изучение нового материала.
  6. Первичное закрепление материала. Работа по учебнику № 221 .
  7. Работа с геометрическим материалом.
  8. Самостоятельная работа.
  9. Итог урока.
  10. Рефлексия.

Ход урока

I. Оргмомент. Введение в урок.

- Ребята, давайте проверим, все ли пришли на урок.

Ты пришёл и я пришёл,
Вместе нам хорошо!
Будем мы читать, писать
И научимся считать!
Если будет трудно,
Справимся мы дружно!

II. Формулирование темы и цели урока.

На уроках математики мы с вами делаем первые шаги по изучению науки математики. Тема нашего урока «Взаимосвязь действий сложения и вычитания» (слайд).

- Сначала мы восхитимся вашими умениями ориентироваться в натуральном ряду чисел, для этого проведём небольшой устный опрос. Затем потренируем мозги, вспомнив понятия «части» и «целое». И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное: запись буквенных и числовых равенств по рисунку. И попробуем научиться записывать их по данному отрезку.

- Я предлагаю вашему вниманию слайды.

(Показ слайдов).

- Что хотите сказать? Вы любите зимние забавы? Я так и знала!

- Как, по-вашему, связана математика и зимние забавы?

- Зимние забавы сегодня помогут в решении поставленных целей.

III. Устная работа (слайд)

- Кто из нас не любовался красотой снежинки, поймав её на варежку! У нас на уроке снежинки, которые помогут повторить счёт.

1. Абстрактный счёт.

- Назовите последующее число.

- Назови предыдущее число.

- Посчитайте от 1 до…

- Посчитайте от… до1.

- Что можете сказать о числа: чётное или нечётное? Почему?

- Назовите число, больше, чем ваше.

- Назовите число, которое меньше, чем ваше.

- Расскажите состав вашего числа.

- По какому признаку отличаются ваши снежинки в парах? (размер, цвет, форма)

IV. Подготовка к новому материалу.

1. Актуализация знаний. (слайд)

- Что вы видите на слайде? (Геометрические фигуры)

- Назовите каждую.

- Что можете сказать? (Это части целого)

- Что можно составить из этих частей? (Снеговика)

- Кому из вас этой зимой уже удалось слепить снеговика?

- Из каких частей состоит Снеговик? (Голова, туловище)

- Какие буквенные равенства можно составить? (слайд)

Г + Т = С

Т + Г = С

С – Г = Т

С – Т = Г

- Как связаны между собой часть и целое? (Целое состоит из частей, если из целого вычесть часть, то получится другая часть)

Задание на логическое мышление.

- Посмотрите какого красивого снеговика построили Оля, Вова и Дима. Каждый выполнял свою работу: кто-то лепил туловище, кто-то голову, а кто-то украшал снеговика морковкой и ведром. Вова не лепил голову, а Оля вообще лепкой не занималась. Кто же из ребят выполнял какую работу? (Вова – туловище, Дима – голову, Оля – украшала)

- Люди с самого рожденья жить не могут без движенья!

Упражнение «Гора»

Опустите руки вниз, выровняйте спинку, голову не наклоняйте.

Медленно поднимите вверх и сцепите их в замок над головой.

Представьте, что ваше тело – как снежная гора.

Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх.

Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх.

«Нет, решили они, - мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих.

Потянулись обе вместе, сильно-сильно.

Медленно опустите руки и улыбнитесь!

2. Составление выражений к рисунку.

Ног от радости не чуя,
С горки весело лечу я
Стал мне спорт родней и ближе,
Помогли мне в этом … (лыжи)

- Кого видите на рисунке? (лыжники) (слайд)

- Сколько лыжников на горе?

- Сколько лыжников внизу?

- Сколько всего лыжников?

- Изобразим этот рисунок с помощью геометрических фигур: (слайд)

- Что обозначают синие круги? (5 лыжников)

- Что обозначают красные круги? (3 лыжника)

- Какие числовые равенства можно записать?

5 + 3 = 8

3 + 5 = 8

8 – 3 = 5

8 – 5 = 3

- Как называются числа при сложении?

- Что при сложении части, а что целое?

- Как называются числа при вычитании?

- Что при вычитании целое? А что части?

- Связаны ли между собой действия сложение и вычитание?

V. Изучение нового материала.

Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Снежной кучей наземь лёг (сугроб)

- Что можно делать в сугробе? Наш сугроб с заданием (слайд)

- Мы умеем составить по рисунку буквенные и числовые равенства, а теперь попробуем составить по отрезку.

- Пользуясь словами «целое» и «части», объясните, что обозначают на рисунке данные равенства?

6 + 3 = 9

9 – 3 = 6

9 – 6 = 3

- Целое и части можно показать не только на рисунке, но ещё и на отрезке.

- Ребята зимой весело отдыхают, и мы с вами сейчас тоже отдохнём!

Музыкальная физминутка «Если весело живётся»

VI. Первичное закрепление материала. Работа по учебнику № 221 (нижние рисунки)

Упражнение для пальчиков.
Большой пальчик мы потрём,
Указательный пожмём,
Средний с вами мы погладим,
Безымянный пощипаем,
А мизинчик разотрём.
Кистью дружно мы встряхнём
И писать сейчас начнём!

- Подумайте, какие равенства можно записать к следующим рисункам?

  1. с комментированием (учитель пишет на доске)
  2. самостоятельно, проверка (слайд)

VII. Работа с геометрическим материалом.

- Зимой очень красиво в лесу. (Слайды)

- Кто в лесу может оставить следы на снегу?

- Что напоминают вам эти следы?

- Назовите все линии.

VIII. Самостоятельная работа. (карточки)

- Ребята. Давайте порисуем воображаемые линии в воздухе.

Упражнение для глаз

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз
И вновь глазами по сторонам его веди.
Рисуй восьмёрку вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди и на бок ты её клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец,
Зарядка окончена, ты – молодец!

- Я уверена, следующая забава вам очень нравится!

Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их (сани)

- Решите цепочку примеров. Кто быстрей съедет с горки и не упадёт с санок?

- Проверим! (ответы на слайде)

IX. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы сделали ещё один шаг на пути изучения математики.

- Ребята, что нового открыли для себя на уроке?

- Зачем был нужен урок?

X. Рефлексия.

- Что на уроке показалось наиболее интересным?

- Что трудным?

- Над чем нужно поработать?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Построим крепость из снежков, на которых покажем:

- Кто работал в полную силу, приклеит на снежок карточку с улыбающимся лицом.

- Кто работал хорошо – карточку человечка с серьёзным лицом.

- Кто мог работать лучше – карточку грустного человечка.

Зимние забавы помогли сделать урок новым и интересным.

Спасибо за работу на уроке!