Цели:
- Образовательные: рассмотреть понятия целого и частей в применении к разбиению отрезка (подготовка к задачам-схемам), отрабатывать состав чисел, навыки быстрого счёта, продолжить работу над выражением в несколько действий.
- Развивающие: развивать умение правильно формулировать мысль, обогащать словарный запас новыми терминами, развивать логическое мышление, развивать интерес к предмету.
- Воспитывающие: воспитание личностных качеств (целеустремлённости, заинтересованности в изучении математики, гуманного и толерантного отношения друг к другу), формирование собственной точки зрения и умение её обосновывать.
- Здоровьесберегающие: осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз).
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
- Демонстрационный: слайды (приложение), аншлаги
- Раздаточный: карточки с цепочкой примеров, карточки «настроения», снежинки
- Технические средства: компьютерное обеспечение, фонограмма «Если весело живётся»
План урока:
- Оргмомент. Введение в урок.
- Формулирование темы и цели урока.
- Устная работа.
- Абстрактный счёт.
- Логическое упражнение «Продолжи ряд чисел».
- Подготовка к новому материалу.
- Актуализация знаний.
- Составление выражений к рисунку.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление материала. Работа по учебнику № 221 .
- Работа с геометрическим материалом.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Оргмомент. Введение в урок.
- Ребята, давайте проверим, все ли пришли на урок.
Ты пришёл и я пришёл,
Вместе нам хорошо!
Будем мы читать, писать
И научимся считать!
Если будет трудно,
Справимся мы дружно!
II. Формулирование темы и цели урока.
На уроках математики мы с вами делаем первые шаги по изучению науки математики. Тема нашего урока «Взаимосвязь действий сложения и вычитания» (слайд).
- Сначала мы восхитимся вашими умениями ориентироваться в натуральном ряду чисел, для этого проведём небольшой устный опрос. Затем потренируем мозги, вспомнив понятия «части» и «целое». И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное: запись буквенных и числовых равенств по рисунку. И попробуем научиться записывать их по данному отрезку.
- Я предлагаю вашему вниманию слайды.
(Показ слайдов).
- Что хотите сказать? Вы любите зимние забавы? Я так и знала!
- Как, по-вашему, связана математика и зимние забавы?
- Зимние забавы сегодня помогут в решении поставленных целей.
III. Устная работа (слайд)
- Кто из нас не любовался красотой снежинки, поймав её на варежку! У нас на уроке снежинки, которые помогут повторить счёт.
1. Абстрактный счёт.
- Назовите последующее число.
- Назови предыдущее число.
- Посчитайте от 1 до…
- Посчитайте от… до1.
- Что можете сказать о числа: чётное или нечётное? Почему?
- Назовите число, больше, чем ваше.
- Назовите число, которое меньше, чем ваше.
- Расскажите состав вашего числа.
- По какому признаку отличаются ваши снежинки в парах? (размер, цвет, форма)
IV. Подготовка к новому материалу.
1. Актуализация знаний. (слайд)
- Что вы видите на слайде? (Геометрические фигуры)
- Назовите каждую.
- Что можете сказать? (Это части целого)
- Что можно составить из этих частей? (Снеговика)
- Кому из вас этой зимой уже удалось слепить снеговика?
- Из каких частей состоит Снеговик? (Голова, туловище)
- Какие буквенные равенства можно составить? (слайд)
Г + Т = С
Т + Г = С
С – Г = Т
С – Т = Г
- Как связаны между собой часть и целое? (Целое состоит из частей, если из целого вычесть часть, то получится другая часть)
Задание на логическое мышление.
- Посмотрите какого красивого снеговика построили Оля, Вова и Дима. Каждый выполнял свою работу: кто-то лепил туловище, кто-то голову, а кто-то украшал снеговика морковкой и ведром. Вова не лепил голову, а Оля вообще лепкой не занималась. Кто же из ребят выполнял какую работу? (Вова – туловище, Дима – голову, Оля – украшала)
- Люди с самого рожденья жить не могут без движенья!
Упражнение «Гора»
Опустите руки вниз, выровняйте спинку, голову не наклоняйте.
Медленно поднимите вверх и сцепите их в замок над головой.
Представьте, что ваше тело – как снежная гора.
Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх.
Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх.
«Нет, решили они, - мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих.
Потянулись обе вместе, сильно-сильно.
Медленно опустите руки и улыбнитесь!
2. Составление выражений к рисунку.
Ног от радости не чуя,
С горки весело лечу я
Стал мне спорт родней и ближе,
Помогли мне в этом … (лыжи)
- Кого видите на рисунке? (лыжники) (слайд)
- Сколько лыжников на горе?
- Сколько лыжников внизу?
- Сколько всего лыжников?
- Изобразим этот рисунок с помощью геометрических фигур: (слайд)
- Что обозначают синие круги? (5 лыжников)
- Что обозначают красные круги? (3 лыжника)
- Какие числовые равенства можно записать?
5 + 3 = 8
3 + 5 = 8
8 – 3 = 5
8 – 5 = 3
- Как называются числа при сложении?
- Что при сложении части, а что целое?
- Как называются числа при вычитании?
- Что при вычитании целое? А что части?
- Связаны ли между собой действия сложение и вычитание?
V. Изучение нового материала.
Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Снежной кучей наземь лёг (сугроб)
- Что можно делать в сугробе? Наш сугроб с заданием (слайд)
- Мы умеем составить по рисунку буквенные и числовые равенства, а теперь попробуем составить по отрезку.
- Пользуясь словами «целое» и «части», объясните, что обозначают на рисунке данные равенства?
6 + 3 = 9
9 – 3 = 6
9 – 6 = 3
- Целое и части можно показать не только на рисунке, но ещё и на отрезке.
- Ребята зимой весело отдыхают, и мы с вами сейчас тоже отдохнём!
Музыкальная физминутка «Если весело живётся»
VI. Первичное закрепление материала. Работа по учебнику № 221 (нижние рисунки)
Упражнение для пальчиков.
Большой пальчик мы потрём,
Указательный пожмём,
Средний с вами мы погладим,
Безымянный пощипаем,
А мизинчик разотрём.
Кистью дружно мы встряхнём
И писать сейчас начнём!
- Подумайте, какие равенства можно записать к следующим рисункам?
- с комментированием (учитель пишет на доске)
- самостоятельно, проверка (слайд)
VII. Работа с геометрическим материалом.
- Зимой очень красиво в лесу. (Слайды)
- Кто в лесу может оставить следы на снегу?
- Что напоминают вам эти следы?
- Назовите все линии.
VIII. Самостоятельная работа. (карточки)
- Ребята. Давайте порисуем воображаемые линии в воздухе.
Упражнение для глаз
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз
И вновь глазами по сторонам его веди.
Рисуй восьмёрку вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди и на бок ты её клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец,
Зарядка окончена, ты – молодец!
- Я уверена, следующая забава вам очень нравится!
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их (сани)
- Решите цепочку примеров. Кто быстрей съедет с горки и не упадёт с санок?
- Проверим! (ответы на слайде)
IX. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы сделали ещё один шаг на пути изучения математики.
- Ребята, что нового открыли для себя на уроке?
- Зачем был нужен урок?
X. Рефлексия.
- Что на уроке показалось наиболее интересным?
- Что трудным?
- Над чем нужно поработать?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Построим крепость из снежков, на которых покажем:
- Кто работал в полную силу, приклеит на снежок карточку с улыбающимся лицом.
- Кто работал хорошо – карточку человечка с серьёзным лицом.
- Кто мог работать лучше – карточку грустного человечка.
Зимние забавы помогли сделать урок новым и интересным.
Спасибо за работу на уроке!